Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 14:49, курсовая работа
Актуальность темы работы определяется тем, что амнистия и помилование представляют собой две разновидности актов, аннулирующих юридические последствия совершенного преступления, которые принимаются во внесудебном порядке - органами законодательной и исполнительной власти. Они являются близкими по своей гуманной сущности институтами уголовного права. На это указывает история их развития, когда они охватывались понятием «помилование». Следовательно, амнистия и помилование являются разновидностью юридически оформленного права прощения преступника, реализуемого от имени общества высшими органами государственной власти.
Введение 3
Глава 1. Правовая природа амнистии и помилования 5
1.1. Амнистия в уголовно-правовой теории 5
1.2. Помилование в уголовно-правовой теории 17
Глава 2. Судимость как уголовно-правовой институт 20
2.1. Общая характеристика понятия «судимость», погашение и снятие судимости
20
Заключение 25
Список используемой литературы 27
Один из наиболее важных вопросов - в какой стадии целесообразно применение амнистии. Существовавшее положение, в соответствии с которым возможно его применение в процессе расследования уголовного дела и даже до его возбуждения, неоднократно подвергалось серьезной и обоснованной критике. По материалам проверки до возбуждения дела невозможно в полном объеме установить степень вины лица, совершившего правонарушение, всех участников преступления, выявить все эпизоды преступной деятельности и выяснить иные важные обстоятельства. Кроме того, расследование дел, подлежащих амнистии, обычно проводится менее качественно, чем дел, направляемых в суд для рассмотрения по существу.
Обычно акты амнистии в первую очередь распространяются на несовершеннолетних, стариков, а также женщин, прежде всего, беременных. Так, на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Российской Федерации» были освобождены от наказания женщины; мужчины старше 60 лет; инвалиды первой и второй групп; лица, осужденные за неосторожные преступления к лишению свободы на срок до пяти лет включительно и отбывшие не менее одной трети назначенного срока наказания; несовершеннолетние мужского пола, осужденные к лишению свободы на срок до трех лет включительно и ранее не отбывавшие наказание в воспитательно-трудовых колониях; лица, условно осужденные, осужденные к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора, а также осужденные к иным наказаниям, не связанным с лишением свободы; лица, осужденные за умышленные преступления к лишению свободы на срок до трех лет включительно и отбывшие не менее одной трети назначенного срока наказания.
Но бывают и другие, продиктованные особыми социально-политическими условиями, акты амнистии, в которых круг амнистированных определяется не по традиционным, а по особым признакам. В качестве примера можно привести постановление Государственной Думы «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике» от 12 марта 1997 г. и постановление Государственной Думы о порядке применения вышеназванного постановления.
Согласно Постановления Государственной Думы от 22 сентября 2006 г. №3498-4 ГД «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа», в целях достижения гражданского мира и согласия, руководствуясь принципом гуманизма, в соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановила:
1. Не возбуждать уголовные дела в отношении:
1) лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа, которые добровольно отказались от участия в незаконных вооруженных формированиях либо устойчивых вооруженных группах (бандах) и (или) сдали оружие и военную технику;
2) военнослужащих, сотрудников
органов внутренних дел
Прекратить находящиеся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия и судов уголовные дела в отношении лиц, указанных в пункте 1 настоящего Постановления.
Освободить от отбывания наказания лиц, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, и снять с них судимость.
Амнистия носит многоцелевой характер, издание актов амнистии преследует определенные цели. Чаще всего они оправданны и необходимы из соображений гуманности, которую проявляет государство, а через него и все общество к тем, кто «оступился» в жизни и совершил преступление. Так, например, в постановлении Государственной Думы от 24 декабря 1997 г. подчеркивалось: «Руководствуясь принципом гуманизма... Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет...»
Амнистия - это внесудебный акт освобождения от уголовной ответственности и наказания. Во все времена и у всех народов амнистия рассматривалась «как исключительная прерогатива суверенов - высших органов государственной власти и управления»11. То обстоятельство, что амнистия - внесудебный акт, и ее достоинство, и ее недостаток. Государственная Дума, несмотря на то, что она является законодательным органом власти страны, в основе своей состоит из депутатов, весьма далеких от вопросов применения права, тем более уголовного.
Отсюда нередко актами амнистии перечеркивается многолетняя и многотрудная работа всех звеньев правоохранительных органов: зачастую они содержат положения, которые никак нельзя признать справедливыми и гуманными. Например, от наказания освобождаются лица, виновные в совершении тяжких преступлений, а те, кто совершил преступления средней тяжести, амнистии не подлежат. Более того, основания, порядок принятия актов амнистии законодательством не установлены и практически носят произвольный характер.
Эти обстоятельства привели к тому, что амнистия как вид освобождения имеет давних и последовательных противников, в числе которых был И. Кант, Ч. Беккарий и др. По их утверждению, ничто не может оправдать такое ниспровержение силы закона и судебного приговора, каким является амнистия.
Несмотря на это, именно амнистия наряду с помилованием является одним из самых исторически устойчивых институтов уголовного права. Необходимость ее применения оправдывается обычно следующими обстоятельствами.
С помощью амнистии имеется возможность устранить некоторые недостатки существующего или существовавшего ранее уголовного закона. Примером может служить постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 24 февраля 1994 г. «Об объявлении политической и экономической амнистии», по которой были освобождены от уголовной ответственности, наказания и судимости лица, осужденные ранее за такие преступления, как нарушение правил о валютных операциях, некоторые виды злоупотребления служебным положением. Данные лица были осуждены в свое время на законном основании, но экономическая и социальная политика государства изменилась, подобного рода деятельность не только утратила свою общественную опасность, но и стала социально одобряемой. Амнистия, таким образом, отразила новую политику государства.
Амнистия оправданна и применительно к некоторым преступлениям, носящим временный характер, совершенным в результате стечения определенных неблагоприятных обстоятельств, так как применяется в случае улучшения этих обстоятельств либо представляет собой попытку направить развитие ситуации в более благоприятное русло. Наглядной иллюстрацией этому служит постановление Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 г. «Об амнистии совершивших преступления бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане». Вывод советских войск из Афганистана, прекращение военных действий, необходимость возврата на Родину военнопленных и иных лиц, оставшихся после вывода войск на территории Афганистана, объясняют необходимость и желательность применения амнистии к данной категории преступников. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвующих в противоправных деяниях, связанных с вооруженными конфликтами на Северном Кавказе» объясняется стремлением хоть каким-то образом стабилизировать обстановку, прекратить военные действия.
Во всех остальных случаях применение амнистии может быть оправдано лишь соображениями гуманности, которую проявляет государство к своим оступившимся гражданам. Действительно, большинство актов амнистии касается тех категорий осужденных, которые заслуживают некоторого снисхождения: несовершеннолетних, женщин, имеющих на иждивении детей, участников войны и военных действий, инвалидов, лиц преклонного возраста.
Акты амнистии часто обусловлены социально-политическими целями. Амнистии обычно объявляются в связи со знаменательными датами в истории нашего государства или в связи с определенными событиями в стране. Последними амнистиями подобного рода были амнистии в связи с 50-летием (1995), 55-летием (2000) 60-летием (2005), 65-летием (2010) Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Амнистии могут приниматься с целью направления той или иной ситуации в желаемое для законодателя и общества русло. Наглядным примером может служить постановление Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 г. «Об амнистии совершивших преступление бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане».
Постановления об амнистии вступают в силу или с момента их принятия, или со дня их официального опубликования (амнистия, проведенная в ноябре 2001 г., вступала в силу со дня официального опубликования постановления Государственной Думы, т.е. с 30 ноября 2001 г., и подлежала исполнению в течение шести месяцев).
О порядке применения постановления об объявлении амнистии издается специальное постановление Государственной Думы. В нем устанавливается, кто и в каких случаях производит исполнение акта об амнистии. Так, освобождение лиц, отбывающих лишение свободы, производится по утвержденному прокурором постановлению начальника учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, или начальника следственного изолятора. Отдельные положения исполняются органами дознания и предварительного следствия, судами, органами внутренних дел, командирами дисциплинарных воинских частей. Так, в постановлении Государственной Думы от 30 ноября 2001 г. «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин» отмечено, что исполнение данного постановления возлагается на:
а) исправительные учреждения и следственные изоляторы - в отношении осужденных к лишению свободы, приговоры по делам которых вступили в законную силу;
б) органы дознания и органы предварительного следствия - в отношении подозреваемых и обвиняемых, дела и материалы о преступлениях, которые находятся в производстве этих органов;
в) суды в отношении лиц, дела о преступлениях которых находятся в производстве этих судов и не рассмотрены до вступления в силу постановления об амнистии, а также в отношении лиц, дела о преступлениях которых рассмотрены, но приговоры судов не вступили в законную силу; в отношении осужденных женщин, отбывание наказания которым отсрочено в случаях и порядке, предусмотренных законом, и условно осужденных. Вопрос о применении акта об амнистии в отношении указанных осужденных решает суд по представлению уголовно-исполнительных инспекций, осуществляющих контроль за их поведением, а в отношении осужденных женщин-военнослужащих по представлению командования воинской части; в отношении осужденных к наказанию в виде штрафа, если штраф не взыскан до вступления в силу постановления об амнистии. Вопрос о применении акта об амнистии в отношении указанных осужденных решает суд, вынесший приговор; в отношении осужденных, к которым до вступления в силу постановления об амнистии применено условно-досрочное освобождение, и осужденных, которым до вступления в силу постановления об амнистии неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания. Вопрос о применении акта об амнистии в отношении указанных осужденных решается тем же судом, который вынес постановление о применении условно-досрочного освобождения или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
г) уголовно-исполнительные инспекции - в отношении лиц, отбывающих исправительные работы, лишенных права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
д) командование дисциплинарных воинских частей - в отношении женщин-военнослужащих, осужденных к содержанию в дисциплинарной воинской части;
е) командование воинских частей - в отношении женщин-военнослужащих, осужденных к ограничению по военной службе.
Решения об освобождении утверждаются прокурором (кроме решений, принимаемых судами, где только требуется его участие).
В соответствии Конституцией РФ (п. «в» ст. 89) Президент России наделен правом осуществлять помилование12. Основной Закон не раскрывает это понятие. Уголовный кодекс РФ восполнил данный пробел (ст. 85 УК РФ):
«1. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.
2. Актом помилования лицо,
осужденное за преступление, может
быть освобождено от
Из этих положений
уголовного закона вытекает
1. Акты помилования в отличие от актов амнистии не являются нормативными актами. При помиловании Президент осуществляет помилование, т.е. выносит акт применения права в конкретном случае.
2. Помилование осуществляется
Президентом Российской
3. Акт помилования всегда
выносится в отношении
4. Из этих положений закона вытекает, что помилование по своей сути является лишь видом освобождения лица от уголовного наказания.
На основании акта помилования можно:
а) освободить лицо
от дальнейшего отбывания
б) сократить лицу срок назначенного судом наказания;
в) заменить лицу назначенное судом наказание более мягким (в том числе заменить смертную казнь пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет);
г) снять с лица, отбывшего наказание, судимость14.
Помилование может
применяться к лицам, осужденным
за любые преступления
Информация о работе Амнистия и помилование. Судимость: сущность, ее погашение и снятие