Амнистия и помилование. Судимость: сущность, ее погашение и снятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы определяется тем, что амнистия и помилование представляют собой две разновидности актов, аннулирующих юридические последствия совершенного преступления, которые принимаются во внесудебном порядке - органами законодательной и исполнительной власти. Они являются близкими по своей гуманной сущности институтами уголовного права. На это указывает история их развития, когда они охватывались понятием «помилование». Следовательно, амнистия и помилование являются разновидностью юридически оформленного права прощения преступника, реализуемого от имени общества высшими органами государственной власти.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Правовая природа амнистии и помилования 5
1.1. Амнистия в уголовно-правовой теории 5
1.2. Помилование в уголовно-правовой теории 17
Глава 2. Судимость как уголовно-правовой институт 20
2.1. Общая характеристика понятия «судимость», погашение и снятие судимости
20
Заключение 25
Список используемой литературы 27

Файлы: 1 файл

Амнистия.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Один из наиболее важных вопросов - в какой стадии целесообразно применение амнистии. Существовавшее положение, в соответствии с которым возможно его применение в процессе расследования уголовного дела и даже до его возбуждения, неоднократно подвергалось серьезной и обоснованной критике. По материалам проверки до возбуждения дела невозможно в полном объеме установить степень вины лица, совершившего правонарушение, всех участников преступления, выявить все эпизоды преступной деятельности и выяснить иные важные обстоятельства. Кроме того, расследование дел, подлежащих амнистии, обычно проводится менее качественно, чем дел, направляемых в суд для рассмотрения по существу.

Обычно акты амнистии в первую очередь распространяются на несовершеннолетних, стариков, а также женщин, прежде всего, беременных. Так, на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Российской Федерации» были освобождены от наказания женщины; мужчины старше 60 лет; инвалиды первой и второй групп; лица, осужденные за неосторожные преступления к лишению свободы на срок до пяти лет включительно и отбывшие не менее одной трети назначенного срока наказания; несовершеннолетние мужского пола, осужденные к лишению свободы на срок до трех лет включительно и ранее не отбывавшие наказание в воспитательно-трудовых колониях; лица, условно осужденные, осужденные к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора, а также осужденные к иным наказаниям, не связанным с лишением свободы; лица, осужденные за умышленные преступления к лишению свободы на срок до трех лет включительно и отбывшие не менее одной трети назначенного срока наказания.

Но бывают и другие, продиктованные особыми социально-политическими условиями, акты амнистии, в которых круг амнистированных определяется не по традиционным, а по особым признакам. В качестве примера можно привести постановление Государственной Думы «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике» от 12 марта 1997 г. и постановление Государственной Думы о порядке применения вышеназванного постановления.

Согласно Постановления Государственной Думы от 22 сентября 2006 г. №3498-4 ГД «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа», в целях достижения гражданского мира и согласия, руководствуясь принципом гуманизма, в соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановила:

1. Не возбуждать уголовные дела в отношении:

1) лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа, которые добровольно отказались от участия в незаконных вооруженных формированиях либо устойчивых вооруженных группах (бандах) и (или) сдали оружие и военную технику;

2) военнослужащих, сотрудников  органов внутренних дел Российской  Федерации, сотрудников учреждений  и органов уголовно-исполнительной  системы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, совершивших преступления в период проведения указанных контртеррористических операций10.

Прекратить находящиеся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия и судов уголовные дела в отношении лиц, указанных в пункте 1 настоящего Постановления.

Освободить от отбывания наказания лиц, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, и снять с них судимость.

Амнистия носит многоцелевой характер, издание актов амнистии преследует определенные цели. Чаще всего они оправданны и необходимы из соображений гуманности, которую проявляет государство, а через него и все общество к тем, кто «оступился» в жизни и совершил преступление. Так, например, в постановлении Государственной Думы от 24 декабря 1997 г. подчеркивалось: «Руководствуясь принципом гуманизма... Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет...»

Амнистия - это внесудебный акт освобождения от уголовной ответственности и наказания. Во все времена и у всех народов амнистия рассматривалась «как исключительная прерогатива суверенов - высших органов государственной власти и управления»11. То обстоятельство, что амнистия - внесудебный акт, и ее достоинство, и ее недостаток. Государственная Дума, несмотря на то, что она является законодательным органом власти страны, в основе своей состоит из депутатов, весьма далеких от вопросов применения права, тем более уголовного.

Отсюда нередко актами амнистии перечеркивается многолетняя и многотрудная работа всех звеньев правоохранительных органов: зачастую они содержат положения, которые никак нельзя признать справедливыми и гуманными. Например, от наказания освобождаются лица, виновные в совершении тяжких преступлений, а те, кто совершил преступления средней тяжести, амнистии не подлежат. Более того, основания, порядок принятия актов амнистии законодательством не установлены и практически носят произвольный характер.

Эти обстоятельства привели к тому, что амнистия как вид освобождения имеет давних и последовательных противников, в числе которых был И. Кант, Ч. Беккарий и др. По их утверждению, ничто не может оправдать такое ниспровержение силы закона и судебного приговора, каким является амнистия.

Несмотря на это, именно амнистия наряду с помилованием является одним из самых исторически устойчивых институтов уголовного права. Необходимость ее применения оправдывается обычно следующими обстоятельствами.

С помощью амнистии имеется возможность устранить некоторые недостатки существующего или существовавшего ранее уголовного закона. Примером может служить постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 24 февраля 1994 г. «Об объявлении политической и экономической амнистии», по которой были освобождены от уголовной ответственности, наказания и судимости лица, осужденные ранее за такие преступления, как нарушение правил о валютных операциях, некоторые виды злоупотребления служебным положением. Данные лица были осуждены в свое время на законном основании, но экономическая и социальная политика государства изменилась, подобного рода деятельность не только утратила свою общественную опасность, но и стала социально одобряемой. Амнистия, таким образом, отразила новую политику государства.

Амнистия оправданна и применительно к некоторым преступлениям, носящим временный характер, совершенным в результате стечения определенных неблагоприятных обстоятельств, так как применяется в случае улучшения этих обстоятельств либо представляет собой попытку направить развитие ситуации в более благоприятное русло. Наглядной иллюстрацией этому служит постановление Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 г. «Об амнистии совершивших преступления бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане». Вывод советских войск из Афганистана, прекращение военных действий, необходимость возврата на Родину военнопленных и иных лиц, оставшихся после вывода войск на территории Афганистана, объясняют необходимость и желательность применения амнистии к данной категории преступников. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвующих в противоправных деяниях, связанных с вооруженными конфликтами на Северном Кавказе» объясняется стремлением хоть каким-то образом стабилизировать обстановку, прекратить военные действия.

Во всех остальных случаях применение амнистии может быть оправдано лишь соображениями гуманности, которую проявляет государство к своим оступившимся гражданам. Действительно, большинство актов амнистии касается тех категорий осужденных, которые заслуживают некоторого снисхождения: несовершеннолетних, женщин, имеющих на иждивении детей, участников войны и военных действий, инвалидов, лиц преклонного возраста.

Акты амнистии часто обусловлены социально-политическими целями. Амнистии обычно объявляются в связи со знаменательными датами в истории нашего государства или в связи с определенными событиями в стране. Последними амнистиями подобного рода были амнистии в связи с 50-летием (1995), 55-летием (2000) 60-летием (2005), 65-летием (2010) Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Амнистии могут приниматься с целью направления той или иной ситуации в желаемое для законодателя и общества русло. Наглядным примером может служить постановление Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 г. «Об амнистии совершивших преступление бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане».

Постановления об амнистии вступают в силу или с момента их принятия, или со дня их официального опубликования (амнистия, проведенная в ноябре 2001 г., вступала в силу со дня официального опубликования постановления Государственной Думы, т.е. с 30 ноября 2001 г., и подлежала исполнению в течение шести месяцев).

О порядке применения постановления об объявлении амнистии издается специальное постановление Государственной Думы. В нем устанавливается, кто и в каких случаях производит исполнение акта об амнистии. Так, освобождение лиц, отбывающих лишение свободы, производится по утвержденному прокурором постановлению начальника учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, или начальника следственного изолятора. Отдельные положения исполняются органами дознания и предварительного следствия, судами, органами внутренних дел, командирами дисциплинарных воинских частей. Так, в постановлении Государственной Думы от 30 ноября 2001 г. «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин» отмечено, что исполнение данного постановления возлагается на:

а) исправительные учреждения и следственные изоляторы - в отношении осужденных к лишению свободы, приговоры по делам которых вступили в законную силу;

б) органы дознания и органы предварительного следствия - в отношении подозреваемых и обвиняемых, дела и материалы о преступлениях, которые находятся в производстве этих органов;

в) суды в отношении лиц, дела о преступлениях которых находятся в производстве этих судов и не рассмотрены до вступления в силу постановления об амнистии, а также в отношении лиц, дела о преступлениях которых рассмотрены, но приговоры судов не вступили в законную силу; в отношении осужденных женщин, отбывание наказания которым отсрочено в случаях и порядке, предусмотренных законом, и условно осужденных. Вопрос о применении акта об амнистии в отношении указанных осужденных решает суд по представлению уголовно-исполнительных инспекций, осуществляющих контроль за их поведением, а в отношении осужденных женщин-военнослужащих по представлению командования воинской части; в отношении осужденных к наказанию в виде штрафа, если штраф не взыскан до вступления в силу постановления об амнистии. Вопрос о применении акта об амнистии в отношении указанных осужденных решает суд, вынесший приговор; в отношении осужденных, к которым до вступления в силу постановления об амнистии применено условно-досрочное освобождение, и осужденных, которым до вступления в силу постановления об амнистии неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания. Вопрос о применении акта об амнистии в отношении указанных осужденных решается тем же судом, который вынес постановление о применении условно-досрочного освобождения или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания;

г) уголовно-исполнительные инспекции - в отношении лиц, отбывающих исправительные работы, лишенных права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

д) командование дисциплинарных воинских частей - в отношении женщин-военнослужащих, осужденных к содержанию в дисциплинарной воинской части;

е) командование воинских частей - в отношении женщин-военнослужащих, осужденных к ограничению по военной службе.

Решения об освобождении утверждаются прокурором (кроме решений, принимаемых судами, где только требуется его участие).

 

    1. Помилование в уголовно-правовой теории

 

В соответствии Конституцией РФ (п. «в» ст. 89) Президент России наделен правом осуществлять помилование12. Основной Закон не раскрывает это понятие. Уголовный кодекс РФ восполнил данный пробел (ст. 85 УК РФ):

 «1. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.

2. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может  быть освобождено от дальнейшего  отбывания наказания либо назначенное  ему наказание может быть сокращено  или заменено более мягким  видом наказания. С лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость»13.

 Из этих положений  уголовного закона вытекает следующее.

1. Акты помилования в  отличие от актов амнистии не являются нормативными актами. При помиловании Президент осуществляет помилование, т.е. выносит акт применения права в конкретном случае.

2. Помилование осуществляется  Президентом Российской Федерации.

3. Акт помилования всегда  выносится в отношении индивидуально  определенного лица.

4. Из этих положений  закона вытекает, что помилование  по своей сути является лишь видом освобождения лица от уголовного наказания.

 На основании акта  помилования можно:

 а) освободить лицо  от дальнейшего отбывания наказания;

 б) сократить лицу срок  назначенного судом наказания;

 в) заменить лицу назначенное  судом наказание более мягким (в том числе заменить смертную казнь пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет);

 г) снять с лица, отбывшего  наказание, судимость14.

 Помилование может  применяться к лицам, осужденным  за любые преступления независимо  от их характера и степени общественной опасности вплоть до квалифицированного убийства. Помилованным может быть любое лицо, например, лицо при особо опасном рецидиве или осужденное к смертной казни.

Информация о работе Амнистия и помилование. Судимость: сущность, ее погашение и снятие