Амнистия и помилование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Практика помилования и амнистии, как и досрочное освобождение в соответствии с законом, стимулирует положительные изменения в поведении осуждённых в период отбывания наказания.
Основной целью написания данной работы является анализирование амнистии и помилования в уголовном праве РФ. Сформулированы следующие задачи: рассмотреть основную характеристику применения амнистии в уголовном праве; проанализировать применения помилования в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Правовая природа институтов амнистии и помилования . . . . . . . . . . . . . . .4
Понятие и сущность амнистии, ее значение . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Понятие и сущность помилования, его значение . . . . . . . . . . . . . .9
2. Проведение амнистии и помилования в Российской Федерации . . . . . . . . 18
2.1. История становления и развития законодательства об амнистии и помиловании в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
2.2. Практика применения амнистии и помилования . . . . . . . . . . . . . . 23
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Файлы: 1 файл

Курсовая 2011.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

  1. Правовая природа институтов амнистии и помилования . . . . . . . . . . . . . . .4
    1. Понятие и сущность амнистии, ее значение . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
    2. Понятие и сущность помилования, его значение . . . . . . . . . . . . . .9

2. Проведение амнистии и помилования в Российской Федерации . . . . . . . . 18 
     2.1. История становления и развития законодательства об амнистии и помиловании в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18

2.2. Практика применения амнистии и помилования . . . . . . . . . . . . . . 23 
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28 
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

 

Введение

Право на досрочное  освобождение - один из важнейших элементов  правового положения осуждённого. Отечественная и зарубежная наука уголовного и исправительно-трудового права, а в определённой степени и криминология, достаточно интересно разрабатывают широкий круг проблем эффективности различных видов досрочного освобождения. Однако, такие виды досрочного освобождения, как помилование и амнистия, менее других подвергались исследованию, хотя они, благодаря своему чрезвычайному характеру, оказывают заметное воздействие не только на помилованных и амнистированных лиц и членов их семей, но и на формирование правосознания широких слоёв населения. Поэтому в данный момент данная тема в уголовном праве России является достаточно актуальной.

Амнистия  и помилование имеют глубокие исторические корни и в том  или ином виде существуют в любом  цивилизованном государстве.

Помилование как один из видов досрочного освобождения является ярким примером реализации принципа гуманизма в уголовном  праве. Возможность досрочного освобождения создаёт для осуждённых положительную перспективу, помогает развивать у них навыки самоконтроля и самовоспитания, стремление жить по законам общества и соблюдать его моральные нормы.

Практика  помилования и амнистии, как и  досрочное освобождение в соответствии с законом, стимулирует положительные  изменения в поведении осуждённых в период отбывания наказания.

Основной  целью написания данной работы является анализирование амнистии и помилования  в уголовном праве РФ. Сформулированы следующие задачи: рассмотреть основную характеристику применения амнистии в уголовном праве; проанализировать применения помилования в Российской Федерации.

 

1. Правовая природа институтов амнистии и помилования.

1.1.Понятие и сущность амнистии, ее значение

Одним из эффективных  средств устранения противоречий в  сфере применения права и особенно уголовного права является амнистия.

Правильное и полное решение уголовно-правовых вопросов, касающихся амнистии, во многом связано  с уяснением содержания этого  понятия и его основных составляющих.

Согласно ст. 84 Уголовного кодекса Российской Федерации амнистия подразумевает освобождение лица, осужденного за совершение преступлений, от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания

Термин «амнистия» происходит от греческого слова αμνηστια , означающего забвение, прощение. Авторы большинства учебников по уголовному праву не проводят различия между понятиями «амнистия» и «акт об амнистии». Такое отождествление представляется ошибочным. Комплексный анализ действующего законодательства (Конституции Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации) позволяет сделать вывод о том, что амнистия представляет собой своеобразную государственную меру, направленную на реализацию уголовной ответственности. Акт об амнистии является лишь предусмотренной законом формой, в которой эта мера осуществляется.

В системе права институт амнистии занимает особое место, а определение  его отраслевой принадлежности относится  к числу дискуссионных проблем  науки уголовного права. Одни ученые считают амнистию институтом уголовного права. Другие, отмечая специфическую правовую природу актов об амнистии, рассматривают их в рамках конституционного права.

Однако во многих современных  учебниках наиболее обоснованным считается мнение о том, что амнистию необходимо рассматривать в рамках многоотраслевого института, так называемого государственного прощения. Издание актов об амнистии отнесено к компетенции высшего органа законодательной власти и с этой точки зрения относится к конституционному праву. В то же время в соответствии с уголовным законодательством акты об амнистии входят в число оснований освобождения от уголовной ответственности и наказания и поэтому могут быть рассмотрены в рамках уголовного права. Применяются же акты об амнистии на разных стадиях уголовного процесса, что позволяет отнести их к уголовно-процессуальному праву. Все это свидетельствует о том, что амнистию следует считать комплексным межотраслевым институтом.

Таким образом, при определении  сущности института амнистии, прежде всего, следует иметь в виду его многоплановость, междисциплинарный характер, который является комплексом взаимообусловленных государственно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных и уголовно-правовых отношений, возникающих в связи с принятием высшим законодательным органом страны решения о прекращении или ограничении в строго определенных пределах применения уголовного закона к некоторым категориям граждан.

Решение об амнистии принимается  Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в форме постановления.

Постановление об объявлении амнистии имеет следующую структуру:

  1. преамбула, в которой излагаются причины объявления амнистии;
  2. перечень категорий лиц, на которых распространяется амнистия;
  3. ограничения применения амнистии;
  4. определение времени вступления акта об амнистии в силу.

Постановление об объявлении амнистии подписывается Председателем  Государственной Думы и публикуется  в течение 3-х дней после принятия. Постановление подлежит исполнению в течение 6 месяцев. По своему содержанию принятые в Российской Федерации амнистии можно разделить на две группы:

  1. амнистии политической направленности;
  2. амнистии уголовно-правовой направленности.

Амнистии политической направленности выражаются в отказе государства от преследования лиц, причастных к разного рода преступлениям, носящим массовый характер, где индивидуальное преступное поведение играет незначительную роль (к примеру, вооруженный мятеж, дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации, и т.п.). Примером такой амнистии является Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2006 г. «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа».

Согласно п. 1 данного  Постановлении об амнистии предписывается не возбуждать уголовные дела в отношении:

  1. лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа, которые добровольно отказались от участия в незаконных вооруженных формированиях либо устойчивых вооруженных группах (бандах) и (или) сдали оружие и военную технику;
  2. военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, совершивших преступления в период проведения указанных контртеррористических операций.

Главная цель амнистии политической направленности - восстановление и укрепление мира и согласия в обществе, примирение враждующих сторон.

Ко второй группе амнистий следует относить амнистии уголовно-правовой направленности. Как правило, такие  амнистии объявляются в связи  с государственными праздниками и касаются лиц, совершивших преступления, не представляющих большой общественной опасности.

Так, в соответствии с  Постановлением Государственной Думы от 20 апреля 2005 г. «Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»  были освобождены от наказания в виде лишения свободы все осужденные ветераны Великой Отечественной войны и бывшие узники концлагерей вне зависимости от характера совершенных ими преступлений и сроков лишения свободы.

Вместе с тем обобщение  более 200 актов об амнистии, принятых в России с февраля 1917 г. (это первый в России правовой акт, принятый в форме амнистии Временным правительством по случаю свержения самодержавия) до настоящего времени, показывает, что в основном все амнистии носят избирательный характер и касаются довольно ограниченного круга лиц. Из содержания принятых ранее актов амнистии следует, что амнистия (за редким исключением) не распространяется на лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, осужденных за особо опасный рецидив, на злостных нарушителей порядка отбывания наказания. Не подлежат также амнистии осужденные, уже освобождавшиеся из мест лишения свободы в порядке амнистии или помилования и вновь совершившие преступления.

Все эти обстоятельства свидетельствуют о том, что одна из главных целей амнистии заключается в проявлении гуманного отношения, прежде всего, к лицам, готовым встать на путь исправления и перевоспитания. Отсюда и многообразие не ограничиваемых Конституцией Российской Федерации оснований и поводов для принятия решения об амнистии.

Правовая природа амнистии такова, что она может быть одновременно и видом освобождения от уголовной  ответственности и видом освобождения от уголовного наказания. Здесь важно  иметь в виду следующее обстоятельство. Акт амнистии является основанием к прекращению уголовного преследования, если лицо против этого не возражает. В противном случае (такие случаи в следственной судебной практике не единичны) прекращение уголовного дела по акту амнистии не допускается и производство по делу продолжается в установленном законом порядке. Если при этом вина лица будет доказана, суд постановляет объявить обвинительный приговор и в соответствии с актом амнистии освобождает осужденного от наказания.

 

1.2. Понятие и сущность помилования, его значение

Конституция Российской Федерации провозглашает, что каждый осужденный за преступление имеет право  просить о помиловании или  смягчении наказания (п. 3 ст. 50).

Помилование представляет собой решение Президента Российской Федерации, улучшающее правовое положение индивидуально определенного лица, осужденного за совершение преступления, отбывающего наказание или отбывшего его и имеющего судимость. Улучшение положения осужденного или отбывшего наказание может выражаться в освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания либо сокращении назначенного наказания или замене его более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Традиционно помилование  в науке государственного права  трактуют в первую очередь как элемент полномочий Президента Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является главой государства. В этом качестве он в соответствии с п. «в» ст. 89 Конституции Российской Федерации осуществляет помилование.

В то же время определение  отраслевой принадлежности помилования  находит свое отражение не только в конституционном (государственном) праве, но и других науках. В связи  с чем перед учеными-правоведами  встал вопрос относительно отраслевой принадлежности изучаемого института.

Для решения данного  вопроса можно выделить три основные позиции, поддерживаемые большинством современных авторов, согласно которым  помилование - это:

1) институт государственного (конституционного) права;

2) институт уголовного  права;

3) межотраслевой правовой  институт Саженков Ю.В. Правовые проблемы помилования в России / Ю.В. Саженков, В.И. Селиверстов. - 2-е издание, дополненное. - М.: Московский институт права, 2007. С. 16-17..

Для решения вопроса о том, нормы каких отраслей права входят в институт помилования, необходимо иметь в виду следующее.

Во-первых, нормы соответствующей  отрасли права должны регламентировать не единичные отношения, а довольно существенный массив отношений, возникающий  в связи с подготовкой, принятием или реализацией решения о помиловании.

Во-вторых, нормы соответствующей  отрасли права должны выступать  в виде субинститута института помилования, а именно без регулирования данных отношений в соответствующей  отрасли права институт помилования либо вообще не имел бы практики применения, либо была бы искажена его сущность.

Информация о работе Амнистия и помилование