Амнистия и помилование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Практика помилования и амнистии, как и досрочное освобождение в соответствии с законом, стимулирует положительные изменения в поведении осуждённых в период отбывания наказания.
Основной целью написания данной работы является анализирование амнистии и помилования в уголовном праве РФ. Сформулированы следующие задачи: рассмотреть основную характеристику применения амнистии в уголовном праве; проанализировать применения помилования в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Правовая природа институтов амнистии и помилования . . . . . . . . . . . . . . .4
Понятие и сущность амнистии, ее значение . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Понятие и сущность помилования, его значение . . . . . . . . . . . . . .9
2. Проведение амнистии и помилования в Российской Федерации . . . . . . . . 18
2.1. История становления и развития законодательства об амнистии и помиловании в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
2.2. Практика применения амнистии и помилования . . . . . . . . . . . . . . 23
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Файлы: 1 файл

Курсовая 2011.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Конституция РСФСР 1918 г. в п. «е» ст. 49 провозгласила, что  ведению Всероссийского съезда Советов  и Всероссийского Центрального исполнительного  комитета Советов подлежит право  амнистии - общей и частичной. И хотя эти понятия Конституцией РСФСР не определялись, в теории и на практике под общей амнистией понималось освобождение от уголовной ответственности и наказания неопределенного количества лиц или его смягчение. Под частичной амнистией подразумевалось помилование, то есть освобождение от уголовной ответственности и наказания (смягчение наказания) в отношении индивидуально - определенных лиц.

Первой амнистией, принятой Советской властью явилось постановление VI Всероссийского Съезда Советов от 6 ноября 1918 года «Об освобождении некоторых категорий заключенных». Постановлением предписывалось всем революционным трибуналам и народным судам пересмотреть списки осужденных им лиц с целью применения досрочного освобождения в самых широких размерах в отношении тех из них, освобождение которых не представляет опасность для республики. Наряду с актами амнистии в первые годы Советской власти применялось и помилование, которое применялось к лицам, совершившим преступления любой общественной опасности, но раскаявшихся в их совершении и вставшие на путь исправления.

В годы великой Отечественной  войны 1941-1945 гг. было несколько Указов Президиума Верховного Совета СССР об амнистии: «О предоставлении амнистии польским гражданам, содержащимся в  заключении на территории СССР» от 12 августа 1941 г., «О предоставлении амнистии лицам, самовольно ушедшим с предприятий военной промышленности и добровольно возвратившимся на эти предприятия» от 30 декабря 1944 г., «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией» от 7 июля 1945 г. В результате амнистии от 7 июля 1945 г. из мест лишения свободы освободилось 391 450 человек.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 г. «Об амнистии»  явился самым широким актом амнистии за всю историю существования  Советского государства. В результате амнистии 1953 г. были освобождены многие категории осужденных. Освобождению подлежали осужденные к лишению свободы на срок от пяти лет включительно за контрреволюционные преступления, крупные хищения социалистической собственности, за бандитизм и убийство. Не запрещалось применение амнистии и к особо опасным рецидивистам.

Новый этап в развитии правовых институтов амнистии и помилования  связан с принятием Основ уголовного законодательства Союза ССР и  союзных республик и новых  уголовных кодексов союзных республик в 1959-1961 гг., в которых наряду с институтами досрочного и условно-досрочного освобождения предусматривало освобождение от уголовной ответственности и наказания на основании актов амнистии и помилования.

Конституция СССР 1977 г. и Конституция РСФСР 1978 г. значительно расширили правовую основу амнистии и помилования, предусмотрев возможность амнистии и помиловании на любой стадии процесса. Амнистия и помилование являлись прерогативой высших органов государственной власти: Верховного Совета Союза СССР и его Верховных Советов союзных республик и их Президиумов. Акты амнистии издавались в форме Указов Президиума Верховного Совета и реже в виде законов. Акты помилования издавались в виде указов и постановлений высших органов государственной власти. Помилование не вносило каких-либо изменений в действие правовых норм, а только определяло их применение к единичным отношениям. Помилование выражалось в прекращении уголовного дела, в полном или частичном освобождении от наказания, снятии судимости. Помилование применялось к лицам, совершившим любые преступления, независимо от их характера и тяжести.

На протяжении многих лет к «прощению» как правовому  явлению было самое неоднозначное  отношение. Ряд современных российских юристов оспаривают правомерность и целесообразность этого института. Однако в целом в российской юридической литературе амнистия рассматривается как гуманная, необходимая мера. Среди положительных черт амнистии называется то, что она отвечает целям экономии уголовной репрессии, способствует корректировке наказания в сторону его смягчения и т.п.

В настоящее  время правовое регулирование институтов амнистии и помиловании осуществляется Конституцией РФ от 12 июня 1993 г., Уголовным кодексом РФ от 13 июня 1996 г., Уголовно-процессуальным кодексом РФ от 18 декабря 2001 г., Уголовно-исполнительным кодексом РФ от 8 января 1997 г., Указом Президента от 28 декабря 2001 г. «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации».

Согласно  ч. 3 ст. 50 Конституции Российской Федерации каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания. Согласно п. «в» ст. 89 Конституции РФ, право помилования осужденных принадлежит Президенту РФ как высшему должностному лицу страны. Президент РФ в соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Применяя помилование, он исходит из веры в добро и справедливость, уверенности в том, что проявленное им милосердие будет оценено осужденным и верно понято общественным мнением.

 

2.2 Практика  применения амнистии и помилования

С просьбой о помиловании  к Президенту обращаются сами осужденные, их родные, близкие, администрация учреждений, предприятий, общественные организации  и т.д. Если осужденный отбывает лишение свободы, то рассмотрение ходатайства может возбуждаться и администрацией места лишения свободы. Обычно это осуществляется в отношении тех осужденных, которые не имеют нарушений режима исполнения наказания, отбывших при этом более или менее значительную часть срока наказания, совершившим какой-либо значимый общественно полезный поступок и т.д. Каких-либо ограничений, определяемых тяжестью совершенного преступления или преступлений, для применения помилования не существует.

Для осуществления этого  института был издан указ Президента РФ от 28.12.2001г. №1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов  Российской Федерации». В соответствии с этим указом на территории субъектов  РФ были образованы комиссии по вопросам помилования. В ч.2 Указа определяются их задачи:

  • предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;
  • подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
  • осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;
  • подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

Состав комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации и председатель комиссии утверждаются высшим должностным  лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В состав комиссии входят не менее 11 человек. Членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию. Решение комиссии считается правомочным, если на ее заседании присутствуют не менее половины членов комиссии. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов членов комиссии голос председателя комиссии является решающим. Состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года. Не менее двух третей состава комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах (ч.3 указа Президента РФ «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации»).

Порядок подачи и рассмотрения ходатайства о помиловании регулируется «Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 28 декабря 2001г. №1500)». В соответствии с ним помилование осуществляется путем издания Указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. При этом данное положение распространяется и на осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных: совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания; ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно; ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии; ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования; которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании  к Президенту Российской Федерации  в письменной форме. Ходатайство  о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 20 дней со дня его подачи. Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства заявителя. Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через семь дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию, а также информирует о ходатайстве Федеральную службу исполнения наказаний.

Администрация Президента Российской Федерации не реже одного раза в квартал представляет Президенту Российской Федерации обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании.

Комиссия не позднее  чем через 30 дней со дня получения  ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении  осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание: характер и степень общественной опасности совершенного преступления; поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания; срок отбытого (исполненного) наказания; совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания; возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст; другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства. Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения.

Об отклонении Президентом  Российской Федерации ходатайства  о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом  субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо по его поручению председателем комиссии.

В случае отклонения Президентом  Российской Федерации ходатайства  о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

 

Заключение

Институт помилования - не просто комплексный межотраслевой правовой институт, включающий в себя нормы конституционного, уголовного, уголовно-исполнительного и административного права, но и важный элемент демократического правового государства, элемент системы сдержек и противовесов во взаимодействии властей.

Амнистия, как одно из эффективных средств устранения противоречий в сфере применения права, одновременно выступает и видом освобождения от уголовной ответственности, и видом освобождения от уголовного наказания.

Помилование и амнистия, несмотря на очевидное сходство, различаются между собой, а именно:

  1. амнистия, в отличие от помилования, является нормативным актом;
  2. помилование и амнистия принимаются разными органами государственной власти России;
  3. разные степени учета желания осужденного в применении к нему амнистии или помилования;
  4. помилование и амнистия не совпадают по своему содержанию
  5. амнистия предполагает возможность проявления милосердия к лицу, совершившему преступление, на более ранних стадиях уголовного процесса.

Наряду с этим, изучение законодательных и подзаконных нормативных правовых актов в сфере применения помилования и амнистии указали на ряд пробелом, допущенных законодателем. Тем самым, наиболее оптимальным направлением совершенствования правового регулирования амнистии и помилования осужденных является внесение изменений и дополнений в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство в соответствии с их предметами правового регулирования.

Список использованной литературы

  1. Кадников Н.Г. Уголовное право. Общая и Особенная части. Учебник для вузов. - М.: Издательство «Проспект», 2001.
  2. Курс уголовного права. Общая часть. Т. 2: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова. - М., 2007.
  3. Уголовное право России: учебник для вузов / Под ред. А.И. Рарога, А.И. Чучаева. - М.: Издательство «Юристъ», 2008.
  4. Марогулова И.Л. Амнистия и помилование в российском законодательстве. - М., 1998.
  5. Тищенко К.М. Помилование в уголовном праве. - М., 1994.
  6. Осмоловская Н.В. Юридическая природа институтов амнистии и помилования // Российский следователь. - 2005. - № 10.
  7. Уголовное право России: учебник для вузов / Под ред. А.И. Рарога, А.И. Чучаева. - М.: Издательство «Юристъ», 2008.
  8. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 40. - Ст. 4150
  9. Собрание законодательства Российской Федерации.- 2005.- № 17.- Ст. 1518
  10. Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Юрист, 2005.
  11. Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Юрист, 2005.
  12. Немировский Э.Я. Советское уголовное право. Часть Общая. Одесса, 1925.
  13. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2006 г.)
  14. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2006 г.)
  15. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2006 г.)
  16. Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации"

Информация о работе Амнистия и помилование