Амнистия и помилование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Практика помилования и амнистии, как и досрочное освобождение в соответствии с законом, стимулирует положительные изменения в поведении осуждённых в период отбывания наказания.
Основной целью написания данной работы является анализирование амнистии и помилования в уголовном праве РФ. Сформулированы следующие задачи: рассмотреть основную характеристику применения амнистии в уголовном праве; проанализировать применения помилования в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Правовая природа институтов амнистии и помилования . . . . . . . . . . . . . . .4
Понятие и сущность амнистии, ее значение . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Понятие и сущность помилования, его значение . . . . . . . . . . . . . .9
2. Проведение амнистии и помилования в Российской Федерации . . . . . . . . 18
2.1. История становления и развития законодательства об амнистии и помиловании в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
2.2. Практика применения амнистии и помилования . . . . . . . . . . . . . . 23
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Файлы: 1 файл

Курсовая 2011.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Охарактеризуем нормы  данных отраслей права, регламентирующие помилование.

Традиционно помилование  в науке государственного права  трактуют в первую очередь как  элемент полномочий Президента Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является главой государства. В этом качестве он в соответствии с п. «в» ст. 89 Конституции Российской Федерации осуществляет помилование.

Институт помилования  имеет непосредственное отношение  к определению правового положения  человека и гражданина. В части 3 ст. 50 Конституции Российской Федерации  закреплено право каждого осужденного  за преступление на пересмотр приговора  вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

Право каждого просить  о помиловании включает в себя правомочия:

1) ходатайствовать перед  субъектом, ответственным за применение  помилования (Президентом Российской Федерации), о проявлении милосердия к нему и освобождении от наказания или замене его более мягким;

2) получить ответ о  рассмотрении данного ходатайства.

В качестве корреспондирующих  обязанностей в данном правоотношении выступают обязанность Президента рассмотреть данное ходатайство и обязанность дать ответ по существу обращения.

Право Президента Российской Федерации осуществлять помилование  включает в себя правомочия:

1) издать акт о помиловании;

2) требовать исполнения  данного акта органами государственной власти.

В качестве корреспондирующих  обязанностей в данном правоотношении выступают политико-правовая обязанность  Президента перед обществом использовать предусмотренные Конституцией Российской Федерации инструменты власти, тем более связанные с проявлением гуманизма по отношению к своим гражданам, а также обязанность государственных органов обеспечить исполнение акта об амнистии Гукасов И.А. Помилование как конституционно-правовой институт // Общество и право. - 2008. - № 2. - С. 11-12..

Право просить о помиловании, таким образом, выступает в качестве своеобразного процедурного права, его реализация является необходимым  элементом для принятия решения  о помиловании. В то же время оно  является самостоятельным материальным правом, поскольку входит в правовой статус личности Савин А.С. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / А.С. Савин, К.М. Тибетов. - М., 2007. С. 83..

В нормах теории уголовного права помилование обычно рассматривают  как один из видов освобождения от отбывания наказания. Такой подход вполне объясним, учитывая практику применения помилования, а также то, что в нормах уголовно-исполнительного законодательства помилование значится одним из оснований освобождения осужденных от отбывания наказания (ст. 172 УИК РФ). Однако значение помилования не исчерпывается только тем, что оно является основанием освобождения от отбывания наказания. Помилование представляет собой комплексный институт, предусматривающий смягчение участи осужденного к уголовному наказанию Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. - М., 2006. С. 111-112.. Такое смягчение участи может выражаться в различных формах, оно не ограничивается периодом отбывания наказания и может иметь место и после полного отбытия наказания, например при снятии судимости.

Так, в ст. 59 и 85 Уголовного кодекса Российской Федерации закреплены следующие виды и соответствующие  им подвиды помилования, составляющие его содержание:

1) помилование лиц,  осужденных к уголовному наказанию:

а) освобождение от дальнейшего отбывания наказания;

б) сокращение назначенного наказания;

в) замена наказания более  мягким видом наказания;

2) помилование лиц,  осужденных к исключительной  мере наказания:

а) замена смертной казни  пожизненным лишением свободы;

б) замена смертной казни  лишением свободы на срок 25 лет;

3) помилование лиц,  отбывших наказание, в виде  снятия судимости Уголовное право  России: учебник для вузов / Под  ред. А.И. Рарога, А.И. Чучаева. - М.: Издательство «Юристъ», 2008. С. 327..

Роль уголовно-исполнительного  законодательства в регулировании вопросов помилования осужденных определяется тем положением, которое занимают уголовно-исполнительное законодательство и право в правовой системе российского государства.

Уголовно-исполнительное право входит в общий комплекс отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, который образуют также уголовное и уголовно-процессуальное право. Уголовное право - базовое по отношению ко всем правовым отраслям, регулирующим борьбу с преступностью, что предопределяет его первичность и одновременно единство целей, принципов и методов правового регулирования, достаточно единообразный аппарат этих отраслей.

Уголовное и уголовно-исполнительное право регулирует общественные отношения, возникающие при применении наказания  и освобождения от него. В данной сфере правового регулирования можно отчетливо выделить приоритет уголовного права по отношению к уголовно-исполнительному. Уголовное право определяет понятие, цели, виды, основания ответственности и наказания и освобождения от него, т.е. формулирует ключевые юридические категории, оставляя для уголовно-исполнительного права регулирование общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) наказания. Базовая роль уголовного права по отношению к уголовно-исполнительному определяется еще одним принципиальным положением. Как известно, форма жизни материального права есть процессуальный закон. Для уголовного права такой формой его реализации является не только уголовно-процессуальное, но и уголовно-исполнительное право. Имея общие с ним институты, уголовное право определяет их материальное содержание, а уголовно-исполнительное право – процедурное.

Соответственно, процедурными являются нормы уголовно-исполнительного  законодательства, регламентирующие порядок  представления к помилованию, последствия  помилования и т.д. Признание этих норм процедурными по отношению к нормам уголовного права не означает принижения их значения и праворегулирующего потенциала, тем более что в других правоотношениях процедурные нормы могут сами выступать в качестве материальных норм

Оценивая роль уголовно-исполнительного  законодательства в регламентации  вопросов помилования, необходимо указать, что термин «помилование» встречается  в 19 нормах, сосредоточенных в 13 статьях  Уголовно-исполнительного кодекса  Российской Федерации. Анализ позволяет сгруппировать данные нормы в ряд классификационных групп.

В зависимости от видов помилования  можно выделить нормы:

  1. регламентирующие вопросы, связанные с отбыванием наказания и рассмотрением вопросов о помиловании осужденных к смертной казни. Следует отметить, что таких норм большинство, 15 из 19;
  2. регламентирующие вопросы, связанные с помилованием лиц, осужденных к другим видам наказания. Это нормы ст. 7 УИК РФ (основания исполнения наказания и применения иных мер уголовно-правового характера), ст. 113 УИК РФ (меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы), ст. 172 УИК РФ (основания освобождения от отбывания наказания), ст. 176 УИК РФ (порядок обращения с ходатайством о помиловании).

Однако более существенно  разделить данные норм исходя из содержания отношений, которые они регулируют. В этом случае все нормы можно классифицировать на три группы.

  1. нормы, регламентирующие основания и порядок подачи ходатайств о помиловании. К ним, прежде всего, следует отнести норму общего действия, закрепленную в ст. 176 УИК РФ. Она гарантирует, что осужденный к любому виду наказания вправе обратиться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании. В эту же группу входят специальные нормы ч. 1 ст. 185, гарантирующей право осужденного к смертной казни обратиться с ходатайством о помиловании, а также ч. 5 ст. 113, устанавливающей возможность возбуждения ходатайства о помиловании в отношении осужденного, положительно характеризующегося во время отбывания лишения свободы;
  2. нормы, определяющие последствия подачи ходатайства о помиловании или отказа в подаче ходатайства о помиловании. Указанные нормы закреплены в ч. 2 и 3 ст. 184 УИК РФ, их наличие обусловлено тем, что исполнение наказания в виде смертной казни влечет необратимый результат. Поэтому Кодексом установлено, что в случаях подачи осужденным ходатайства о помиловании или принятия им решения об отказе в подаче такого ходатайства исполнение наказания в виде смертной казни приостанавливается до принятия решения Президентом Российской Федерации.
  3. нормы, регулирующие отношения, связанные с последствиями удовлетворения ходатайства осужденного о помиловании либо принятия Президентом Российской Федерации решения о помиловании в случае, когда ходатайство о помиловании не подавалось (речь идет об осужденных к смертной казни). В ее составе можно выделить нормы:
    1. определяющие места отбывания и вид исправительного учреждения для осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на определенный срок (ч. 4 ст. 73, ч. 6 ст. 74, ч. 3 п. 4 ст. 78, ст. 126 УИК РФ);
    2. определяющие раздельное содержание лиц, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок (ч. 2 ст. 80 УИК РФ);
    3. определяющие в качестве оснований отбывания (исполнения) наказания (ст. 7 и ч. 4 ст. 184 УИК РФ) решение Президента Российской Федерации о помиловании либо отклонении ходатайства осужденного о помиловании либо о неприменении помилования, если осужденный не обращался с ходатайством о помиловании;
    4. определяющие акт помилования в качестве основания освобождения осужденного от отбывания наказания (ст. 172 УИК РФ);
    5. устанавливающие ограничения в применении наиболее льготных форм изменения правового положения для лиц, которым смертная казнь в порядке помилования была заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на определенный срок (ч. 2 ст. 96 и ч. 3 ст. 97 УИК РФ).

Необходимо также отметить, что отдельные вопросы применения помилования к осужденным регламентируются в подзаконных нормативных актах, содержащих нормы уголовно-исполнительного права.

Важная роль в регулировании  института помилования принадлежит  нормам административного права, регулирующего  отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов. В последнее время в теории административного права активно разрабатывается такая правовая категория, как административный процесс, понимаемый в широком и узком смыслах слова. В рамках данной категории ученые выделяют административно-распорядительный процесс, составной частью которого является государственно-поощрительное производство, к которому может быть отнесено и производство по рассмотрению государственными органами ходатайств осужденных о помиловании (за исключением уголовно-исполнительных отношений).

При этом нормы административного права сосредоточены в своей основе в Положении о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 16.03.2007 № 359). Они определяют порядок деятельности государственных органов юстиции, службы исполнения наказаний, губернаторов и других руководителей субъектов Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации по подготовке и предварительному рассмотрению ходатайств осужденных о помиловании. Они же определяют порядок взаимодействия указанных государственных структур при решении вопросов, возникающих в процессе осуществления помилования. Указанные нормы содержатся в подзаконных нормативных правовых актах, принятых Министерством юстиции Российской Федерации после издания вышеназванного Указа Президента Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что по своей юридической природе институт помилования представляет собой комплексный межотраслевой правовой институт, включающий в себя нормы конституционного, уголовного, уголовно-исполнительного и административного права.

 

2. Проведение амнистии и помилования в Российской Федерации

2.1. История становления и развития законодательства об амнистии и помиловании в России

В Киевской Руси право  миловать принадлежит великим князям. С централизацией государственной  власти и укрепления самодержавия право  миловать сосредотачивается в руках  самодержца, который отправляет милости по своему усмотрению.

Стоглавый собор в 1551 г. предложил ввести правило, согласно которому к Пасхе следует освобождать  тех «тюремных сидельцев», которые  осуждены за нетяжкие преступления. К  последним не относились убийство, разбой, поджог.

Широко применялось  помилование в период царствования Ивана Грозного. Истории известно завещание Ивана IV от 10 марта 1584 года, в котором он предписал Федору освободить после своей смерти всех узников.

Существенное значение для развития институтов амнистии и помилования играет манифест Петра I по случаю заключения мира со Швецией - «О прощении всем каторжным и колодникам, кроме смертоубийц и разбойников, вследствие милости Всевышнего в войне» от 4 ноября 1721 года. Манифест, фактически являвшийся амнистией, предусматривал как полное освобождение от наказания, так и его смягчение.

Широко применялось  право поощрения в период царствования Екатерины II, издавшей несколько манифестов о милостях, помилованию подлежали, главным образом, политические преступники.

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. предусматривало институт помилования  и рассматривало амнистию как  одну из форм помилования. Помилование  было возможно в виде отмены наказания, определенного приговором суда, применения или замены наказания более мягким и возможное восстановление виновного в его правах, устранения или прекращения уголовного преследования.

С 1905 года помилование  становится актом верховного управления, издаваемого в форме Указа. После  революционных событий 1905 г. в России ожидалась амнистия за политические преступления. Однако этого не произошло, хотя 21 октября 1905 года был издан Указ о помиловании. Второй указ о помиловании был издан 21 февраля 1913 г. по случаю 300-летия династии Романовых. Но помилованию не подлежали деятели революционного движения за преступные действия, направленные на изменение в России образа правления или порядка наследования престола.

Анализируя сложившуюся  в дореволюционной России практику применения помилования, Э.Я. Немировский  писал, что она «может выражаться в форме:

    1. отмены, или изменения, или замены наказания, вынесенного приговором одному подсудимому, причем изменение и замена состоят в смягчении наказания; а кроме отмены возможно и восстановление в правах;
    2. устранения уголовного преследования или прекращения уже возникшего преследования, так называемой аболиции;
    3. в форме прощения или смягчения наказания или аболиции в отношении всех осужденных или обвиняемых в определенных преступлениях, - амнистии».

Таким образом, помилование  в прошлом рассматривалось как видовое понятие, в которое входили собственно помилование и амнистия. Их объединяло частичное или полное «прощение» лица, совершившего преступление. В дальнейшем термин «помилование» стал применяться только к случаям освобождения от отбывания наказания, его смягчения или замены другим, более мягким наказанием в процессе его исполнения и снятия судимости к конкретным лицам. Первым актом, в котором употреблен термин «амнистия», явился Указ об амнистии от 7 марта 1917 года, изданный Временным правительством после Октябрьской революции.

Информация о работе Амнистия и помилование