Амнистия и помилование. Судимость: сущность, ее погашение и снятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы определяется тем, что амнистия и помилование представляют собой две разновидности актов, аннулирующих юридические последствия совершенного преступления, которые принимаются во внесудебном порядке - органами законодательной и исполнительной власти. Они являются близкими по своей гуманной сущности институтами уголовного права. На это указывает история их развития, когда они охватывались понятием «помилование». Следовательно, амнистия и помилование являются разновидностью юридически оформленного права прощения преступника, реализуемого от имени общества высшими органами государственной власти.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Правовая природа амнистии и помилования 5
1.1. Амнистия в уголовно-правовой теории 5
1.2. Помилование в уголовно-правовой теории 17
Глава 2. Судимость как уголовно-правовой институт 20
2.1. Общая характеристика понятия «судимость», погашение и снятие судимости
20
Заключение 25
Список используемой литературы 27

Файлы: 1 файл

Амнистия.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Уголовное право

Амнистия и помилование. Судимость: сущность, ее погашение и снятие

 

Содержание

 

Введение

3

Глава 1. Правовая природа амнистии и помилования

5

    1. Амнистия в уголовно-правовой теории

5

    1. Помилование в уголовно-правовой теории

17

Глава 2. Судимость как уголовно-правовой институт

20

2.1. Общая характеристика  понятия «судимость», погашение и снятие судимости

 

20

Заключение

25

Список используемой литературы

27


 

 

Введение

 

Актуальность темы работы определяется тем, что амнистия и помилование представляют собой две разновидности актов, аннулирующих юридические последствия совершенного преступления, которые принимаются во внесудебном порядке - органами законодательной и исполнительной власти. Они являются близкими по своей гуманной сущности институтами уголовного права. На это указывает история их развития, когда они охватывались понятием «помилование». Следовательно, амнистия и помилование являются разновидностью юридически оформленного права прощения преступника, реализуемого от имени общества высшими органами государственной власти.

Амнистия и помилование, так же как и иные основания освобождения от уголовной ответственности, являются нереабилитирующими и фактически означают признание виновности лица. В силу того что объявление амнистии и помилования находится в компетенции соответственно Государственной Думы Федерального Собрания и Президента Российской Федерации, такая свобода является достаточно обоснованной.

В то же время имеются и существенные различия. Амнистия и помилование различаются по юридической природе и друг от друга. Если согласно акту амнистии возможно освобождение, как от уголовной ответственности, так и от наказания, то при помиловании только от уголовного наказания. Отличие состоит также в других правовых последствиях, которые влекут амнистия и помилование.

Согласно ч.2 ст.84 УК РФ актом об амнистии могут быть предусмотрены такие правовые последствия, как освобождение от уголовной ответственности, освобождение от наказания, сокращение назначенного наказания, замена назначенного наказания более мягким видом, освобождение от дополнительного наказания и снятие судимости.

Относительно помилования ч.2 ст.85 УК РФ предусматривает следующие правовые последствия: освобождение от дальнейшего отбывания наказания, сокращение назначенного наказания, замена назначенного наказания более мягким видом (как вид замена смертной казни пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет, предусмотренная ч.3 ст. 59 УК РФ) и снятие судимости.

Если амнистия предполагает возможность освобождения со стадии предварительного расследования до снятия и погашения судимости, то помилование возможно лишь после вынесения приговора. Существенно, что акт амнистии в отличие от акта помилования носит нормативный характер, т.к. рассчитан на неоднократное применение и по своей юридической силе сравним с законом, хотя оформляется в виде постановления.

Судимость есть правовое последствие осуждения за преступление, один из элементов ответственности уголовной. Лицо, освобожденное от наказания, считается  несудимым.

Объект изучения - амнистия, помилование, судимость.

Предмет изучения - правовая природа институтов амнистии, помилования, судимости.

Цель работы - теоретические изучение правовой природы амнистии, помилования, судимости.

Задачи изучения:

- проанализировать правовую природу амнистии;

- выявить особенности  института помилования;

- рассмотреть сущность  и порядок снятия судимости.

Амнистии, помилованию, судимости посвящены работы К.М. Тищенко, Н.В. Елисеевой, И.В. Нестеренко, Ю.В. Саженкова, О.В. Левашовой, Н.В. Осмоловской, Л.В. Яковлевой, работа Ю.В. Саженкова и В.И. Селиверстова и др.

 

Глава 1. Правовая природа амнистии и помилования

    1. Амнистия в уголовно-правовой теории

 

Из текста ст.84 Уголовного кодекса Российской Федерации трудно установить содержание института амнистии. В силу этого обратимся к толковым словарям и определениям, приводимым в научной литературе. Согласно толковому словарю, амнистия (от греческого amnestia) - прощение, забвение; осуществляемое верховной властью полное или частичное освобождение от наказания осужденных судом лиц1.

Природа амнистии глубоко изучена Н.Д. Дурмановым, О.С. Зельдовой, М.М. Исаевым, А.С. Михлиным, И.Л. Марогуловой, С.И. Комарицким, М.Д. Шаргородским, Л.В. Яковлевой и др.

Неоднозначный подход к природе амнистии отмечал известный русский юрист П.И. Люблинский. В начале XX века он утверждал, что амнистия есть «акт верховно-государственной власти, предусматривающий прекращение судебных и административных действий, направленных к применению мер репрессии по отношению к известной категории запрещенных деяний и издаваемых ради достижения каких-либо более высоких задач государственного властвования»2.

П.И. Люблинский рассматривает амнистию как акт, издаваемый ради достижения каких-либо более высоких задач государственной власти. «Амнистия применяется тогда, когда нормальные основания, обусловливающие репрессию, предполагаются еще существующими… но значение их здесь признается малоценным по сравнению с теми эффектами, которые могут быть достигнуты прекращением репрессивных действий», - отмечает он3.

М.Д. Шаргородский подчеркивал, что «амнистией может быть произведено полное или частичное, условное или безусловное освобождение от применения наказания, установленное вступившим в законную силу приговором суда». М.М. Исаев отмечал, что «если акт касается отдельного лица, мы говорим о помиловании, если же акт распространяется на неопределенно большое число лиц - мы говорим об амнистии». Н.Д. Дурманов также указывал на нормативность актов амнистии.

Ю.М. Ткачевский пишет: «Будучи актом высшего органа государственной власти, амнистии имеют нормативный характер. Их предписания обязательны для всех органов и должностных лиц, имеющих отношение к реализации уголовной ответственности. Эти предписания распространяются на индивидуально не определенный круг лиц»4.

И.Л. Марогулова, например, считает, что «правовая природа актов амнистии отличается от правовой природы нормативных актов», поскольку первые не отменяют, не изменяют норм права и не корректируют их, правила действия уголовного закона во времени не касаются амнистии, и такие акты не включаются в Свод законов, в который входят только нормативные акты. На ее взгляд, амнистия выступает в виде «государственного мероприятия, направленного на претворение в жизнь уголовной политики страны»5. На основании изложенного она делает вывод о ненормативности актов амнистии.

Ю.М. Ткачевский указывает: «Несмотря на определенные особенности актов амнистии, все же они содержат нормы права - обязательные для исполнения теми субъектами, которые в них указаны, правила поведения, установленные высшими органами государственной власти, рассчитанные на их применение к индивидуально не определенному кругу лиц. Предписания норм в данном случае реализуются в актах применения права: в решениях (постановлениях) специально на то уполномоченных органов (начальников колоний, следственных изоляторов, органов дознания, предварительного следствия, органов внутренних дел и др.).

Безусловно, акт амнистии - специфический правовой документ. Его особенности в первую очередь связаны с порядком действия такого акта во времени. Действие акта амнистии распространяется на деяния, совершенные до его издания. Такой принцип действия, в общем-то, несвойствен уголовным законам. Более того, действие акта амнистии ограничено небольшими временными рамками. Это, скорее, разовый акт. Вместе с тем такие черты акта амнистии непосредственно связаны с характером, целями самой амнистии, в основе которой лежит идея прощения для совершенных преступлений».

По мнению Л.В. Яковлевой, присущие амнистии черты нашли наиболее полное отражение в определении, предложенном С.И. Комарицким: «Амнистия - это нормативный акт органа высшей государственной власти, носящий исключительный характер, который в полном или неполном объеме единовременно освобождает от уголовной, административной или дисциплинарной ответственности или наказания определенную категорию лиц»6.

Оценивая это определение, Л.В. Яковлева констатирует, что нормативность положений амнистии, ее единовременный характер не оспариваются7. Учитывая, что истории известны случаи освобождения от дисциплинарной ответственности по амнистии и возможность такого освобождения в будущем, следует согласиться с С.И. Комарицким и в этой части определения понятия амнистии.

Признак освобождения от административной ответственности не вызывает сомнения, так как он предусмотрен административным законодательством.

Амнистия является смешанным видом освобождения: с помощью акта амнистии возможно применение любого вида освобождения, как от ответственности, так и от наказания и практически на любой стадии уголовного процесса.

Согласно ч.2 ст.84 УК РФ «Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость».

Под амнистией в уголовном праве понимают нормативный акт высшего законодательного органа государственной власти, который, не отменяя преступность и наказуемость тех или иных действий, предусмотренных уголовным законом, и не колебля законности вынесенного приговора, разрешает освободить какую-то категорию лиц, совершивших преступления, от претерпевания или дальнейшего претерпевания мер уголовной ответственности и наказания, предписывает заменить назначенное судом наказание другим, более мягким, либо прекратить начатое уголовное преследование, а если такое преследование еще не начато, акт амнистии исключает подобное начало, т. е. возбуждение уголовного дела.

Амнистия может быть общей и частичной. Общая амнистия распространяется на всех лиц, совершивших преступления, предусмотренные определёнными статьями УК РФ. Частичная же амнистия относится к определённой категории лиц, которые предусмотрены актом амнистии.

Таким образом, акты амнистии обезличены и распространяются в отношении категорий преступлений (например, лиц, совершивших преступления небольшой тяжести) или групп лиц, совершивших преступления (женщин, несовершеннолетних), лиц, совершивших преступления определенного вида (неосторожные, хозяйственные).

Основными нормативными актами, регулирующими порядок проведения амнистии в нашей стране, являются: Конституция Российской Федерации; Уголовный Кодекс РФ; Уголовно-процессуальный кодекс РФ; Постановления Государственной Думы Федерального Собрания, регулирующие порядок проведения конкретного вида амнистии.

В соответствии с п. «е» ст.103 Конституции Российской Федерации принятие акта об амнистии является прерогативой только Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации8. Таким образом, амнистия - это государственно-правовой, а не уголовно-правовой акт. В Уголовном кодексе данное положение уточняется тем, что амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц (ч.1 ст.84 УК РФ).

Представляется, что Конституцией РФ несколько принижена значимость амнистии, так как решение вопросов, связанных с ее объявлением и применением, входит в обязанность только одной палаты - Государственной Думы, а не двух. При нынешней социально-политической обстановке, в условиях нестабильности, непрекращающихся споров о путях государственного устройства амнистия является серьезным средством воздействия на развитие общества. Поэтому решение вопроса об амнистии следовало бы отнести к компетенции Федерального Собрания с его предварительным раздельным обсуждением в двух палатах - Совете Федерации и Государственной Думе.

Из УК РФ следует, что амнистия есть нормативный акт, имеющий свое функциональное назначение, которое может быть различным:

- освобождение от уголовной ответственности;

- освобождение от наказания на стадии его назначения;

- освобождение от наказания при его исполнении;

- сокращение наказания при его назначении или исполнении;

- замена назначенного наказания более мягким видом наказания;

- освобождение от дополнительного вида наказания;

- снятие судимости9.

Поскольку акт амнистии имеет нормативный характер, то в отношении лиц, подпадающих под его действия, выносятся: постановление о прекращении уголовного дела, обвинительный приговор с освобождением виновного от наказания, определение суда второй инстанции о прекращении уголовного дела, постановление органа, ведающего отбыванием наказания, санкционированное прокурором, об освобождении от дальнейшего отбывания наказания. Указанные документы являются юридическим основанием для исполнения предписаний акта амнистии в отношении конкретных лиц.

Информация о работе Амнистия и помилование. Судимость: сущность, ее погашение и снятие