Административно-правовой статус Президента Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования курсовой работы является административно-правовой статус Президента Республики Беларусь.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно и объективно раскрыть сущность темы курсового исследования.
Исходя из цели, поставлен ряд задач:
- изложить сущность Президента в системе органов государственной власти;
- проанализировать основные этапы подготовки и проведения выборов Президента Республики Беларусь;
- рассмотреть полномочия Президента Республики Беларусь;
- акты, издаваемые им.

Файлы: 1 файл

AKADEMIYa_UPRAVLENIYa_PRI_PREZIDENTE_RESPUBLIKI.docx

— 66.64 Кб (Скачать файл)

В законодательной сфере Глава государства согласно пункту 14 статьи 84 Конституции созывает внеочередные сессии  Палаты представителей, Совета Республики; обращается с ежегодным посланием к Парламенту; может участвовать в работе Парламента и его органон, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением; распускает палаты в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь; назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей и Совет Республики; подписывает и публикует законы; имеет право возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей; пользуется правом законодательной инициативы; пользуется правом обращаться в Конституционный Суд о соответствии законов Конституции Республики Беларусь [2].

В судебной и прокурорской сферах согласно пункту 8 статьи 84 Глава государства с согласия Совета Республики назначает на должности Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов; с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда; назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь; освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда; об освобождении названных лиц Совет Республики лишь уведомляется; осуществляет помилование осужденных [2]. В соответствии с Законом «О Прокуратуре Республики Беларусь» Президент Республики Беларусь назначает и освобождает от должности Главного Прокурора Республики Беларусь [13].

Президент Республики Беларусь активно воздействует на руководителей указанных судов и Генерального прокурора с целый повышения эффективности работы судебных органов и прокуратуры.  Председатели судов и Генеральный прокурор постоянно информируют Главу государства о работе их органов. Президент по  результатам  полученной  информации  в   форме  поручении (требований) нацеливает их на улучшение работы в целом или на определенном направлении.

Названные выше полномочия весьма важны и существенны, однако их все же нельзя отнести к законодательной, судебной или прокурорской власти. Они являются полномочиями Главы государства.

Задачи и функции Президента Республики Беларусь в сфере государственного управления отдельно не выделяются, а включаются в единый перечень полномочий Президента.

Исходя из общего статуса Президента, можно выделить такие его задачи и функции как гарантирование исполнения Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина, реализации основных  направлений  внутренней и внешней политики; принятие мер по охране суверенитета Республики Беларусь, по охране национальной безопасности и территориальной целостности Республики Беларусь; обеспечение  политической  и  экономической  стабильности, преемственности и взаимодействия органов государственной власти; осуществление  посредничества  между органами  государственной власти [12].

Названные задачи являются общими, они не детализируются применительно к сфере государственного управления. Однако полномочия Президента при их реализации конкретизируются. Например, обеспечивая соблюдение и выполнение Конституции Национальным собранием, Президент вправе: досрочно прекратить полномочия Палаты представителей либо Совета Республики в случае обнаружения (установления) систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции; обратиться в Конституционный Суд с предложением о соответствии того или иного закона Конституции Республики Беларусь [12].

Если подобные действия будут совершены судами или прокуратурой, то Президент имеет полномочия потребовать немедленно прекратить нарушение и восстановить нарушенное право; обратиться в Конституционный Суд с предложением рассмотреть вопрос о соответствии актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции; освободить от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора.

В случае установления подобных нарушений со стороны Правительства, местных исполнительных и распорядительных органов Президент имеет право отменить их акты; обратиться   в   Конституционный   Суд   с   предложением рассмотреть вопрос о соответствии актов любого органа государственного управления Конституции; принять решение об отставке Правительства; освободить от должности любого члена Правительства [2].

Президент реализует перечисленные задачи в сфере государственного управления с помощью общих функций государственного управления, которые он осуществляет непосредственно или через образуемые им органы государственного управления.

К функциям, осуществляемым только Президентом, относятся: организационная функция, функция регулирования, функция руководства.

К функциям, которые осуществляются как самим Президентом, так и органами государственного управления, относятся: контроль и учет, координация, прогнозирование, планирование [10, с. 285].

Таким образом, Президент Республики Беларусь обладает широкой компетенцией, закрепленной в Конституции Республики Беларусь, Законе «О Президенте Республики Беларусь», иных нормативных актах. Свою компетенцию Президент реализует через возложенные на него полномочия. Полномочия Президента можно классифицировать как совместные и исключительные, не требующие контрассигнирования и какого-либо участия другого государственного органа. Полномочия Президента различные, многовекторные и затрагивают все сферы государственного устройства.

ГЛАВА 4 АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Президент Республики Беларусь реализует свои полномочия через издаваемые им правовые акты. Конституция Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, принятая на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года, существенно изменила объем полномочий Президента в сфере правотворчества. В настоящее время Глава государства вправе издавать четыре вида правовых актов. Согласно статье 85 Конституции, Президент издает указы и распоряжения, а в случаях, предусмотренных Конституцией, – также декреты, имеющие силу закона [14, с. 15].

Декрет Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона [15]. Декреты Президента в соответствии со статьей 101 Конституции могут быть двух видов: декреты, издаваемые на основании законодательных полномочий, делегированных Парламентом, и временные декреты, издаваемые в силу особой необходимости.

Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определить предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декрета. Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешить ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу [12]. Однако на практике таким правом Президент не воспользовался. Отмечается осторожное отношение Главы государства к делегированному законодательству. То, что Президент ни разу не обращался к Парламенту с предложением о предоставлении ему полномочий на издание декретов, весьма характерно. Следовательно, Президент не считает целесообразным, чтобы та или иная область общественных отношений на достаточно продолжительное время исключалась из сферы законодательного регулирования [16, с. 149].

В силу необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Совета Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат [2].

Временный декрет рассматривается палатами Парламента на предмет принятия его к сведению или отмены. Палаты Национального собрания Республики Беларусь могут отменить временный декрет большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Решение палат оформляется постановлением.

Проекты законов, по содержанию расходящиеся с временным декретом, могут приниматься Парламентом после отмены или признания утратившим силу этого декрета или его соответствующих норм либо в случаях, когда проекты законов внесены в Палату представителей Президентом Республики Беларусь или с его согласия.

Отношения, которые возникли или приобрели качественно новое состояние со вступлением в силу временного декрета, после его отмены могут регулироваться законом. При необходимости регулирования таких отношений палаты Парламента одновременно с принятием решений об отмене временного декрета обязаны принять соответствующий закон. Палаты Национального собрания Республики Беларусь могут принять закон, по содержанию совпадающий с временным декретом, но со вступлением в силу такого закона временный декрет утрачивает свою силу. При принятии закона, частично совпадающего по содержанию с временным декретом, этот декрет сохраняет свою силу в части, не урегулированной таким законом, если временный декрет в данной части не отменен в установленном порядке палатами Национального собрания Республики Беларусь [16, с. 104].

Указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы. Указы Президента – правовые акты, относящиеся к неопределенному кругу физических и юридических лиц, действующие в долговременном плане [15].

Анализ конституционных норм позволяет выделить два вида указов. Часть третья статьи 137 Конституции в числе указов Президента называет указы, полномочия на издание которых были предоставлены законом. Согласно абзацу третьему части четвертой статьи 116 Конституции, эти указы должны соответствовать Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам. При этом используется и другая формулировка, не изменяющая сути этих актов: указы, изданные во исполнение закона. Из смысла статьи 137 Конституции также вытекает, что могут иметь место и указы, полномочия на издание которых не были предоставлены законом. В соответствии с абзацем вторым части четвертой статьи 116 данные указы должны соответствовать лишь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь. Исходя из этого отдельные ученые говорят о своего рода делегированных и неделегированных указах Президента [17, с. 76].

Президент также вправе издавать указы, не носящие нормативного характера, то есть указ может быть правоприменительного свойства.

Распоряжение Президента Республики Беларусь – правовой акт ненормативного характера, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь. Распоряжение рассчитано на осуществление конкретных организационных, контрольных или распорядительных мероприятий [15].

Декреты, указы, распоряжения называются правовыми актами. Такое название не совсем точное. Декреты, указы, распоряжения – это юридическая форма выражения, закрепления действий в виде решений. Форма без содержания является абстракцией, реально не существующим явлением, потому декреты, указы, распоряжения с наличием содержания являются правовыми актами. Указы, декреты и распоряжения Президента Республики Беларусь обязательны для исполнения на всей территории Республики Беларусь. Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений.

Издавая собственные правовые акты, Президент Республики Беларусь не может урегулировать все общественные отношения. Он может урегулировать лишь те общественные отношения, которые он уполномочен регулировать Конституцией Республики Беларусь и законами.

В законодательстве не установлено, в какой форме Президент должен закреплять то или иное принятое им решение, – в 
форме декрета, указа или распоряжения. Поэтому существует необходимость в том, чтобы определить, в каких случаях должна избираться та или иная форма акта Президента — декрета, указа, распоряжения [18, с. 137]. В статье 14 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» установлено, что декреты Президента Республики Беларусь принимаются по любым вопросам, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь. При этом не определено, по каким вопросам издаются указы и распоряжения. Подобная регламентация указанного Закона свидетельствует об отсутствии необходимости в наличии иных видов актов Президента, и в первую очередь указов, если декреты можно издавать по любым вопросам.

Таким образом, если Президенту предоставлено право издавать 
несколько видов актов, то хотя бы в общих чертах следовало бы обозначить предметы регулирования каждого из названных видов правовых актов. Это позволит уяснить надобность каждого вида акта и его место  в системе правовых актов Президента.

В законодательстве также не определена и иерархия рассматриваемых правовых актов. По этой причине неизвестно, какой из названных трех видов правовых актов, издаваемых Президентом, обладает большей юридической силой, или они все одинаковы.

Информация о работе Административно-правовой статус Президента Республики Беларусь