Конституционно-правовой статус Президента РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 22:55, контрольная работа

Описание работы

Институт главы государства появился, вероятно, одновременно с
возникновением самого государства. С древнейших времен по сегодняшний
день этот институт постоянно эволюционировал: от старейшин, князей,
деспотов – до современных королей, императоров, президентов

Содержание работы

Вопрос 1. сущность конституционно-правового статуса Президента
Республики Беларусь................................................................................................ 3
Вопрос 2. Особенности понятия собственности и права собственности.
Основания возникновения и прекращения права собственности........................ 9
2.1. Особенности понятия собственности и права собственности. ..................... 9
2.2. Основания возникновения и прекращения права собственности............... 14
Вопрос 3. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров. ............ 23
3.1. Рассмотрение трудовых споров в КТС.......................................................... 24
3.2. Рассмотрение трудовых споров судом.......................................................... 26
Список использованной литературы......

Файлы: 1 файл

Контрольная по праву.docx

— 58.36 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос  1. сущность конституционно-правового статуса Президента Республики Беларусь

Институт главы государства появился, вероятно, одновременно с возникновением самого государства. С древнейших времен по сегодняшний день этот институт постоянно эволюционировал: от старейшин, князей, деспотов – до современных королей, императоров, президентов.

Различные варианты исторического и правового развития стран и народов их населяющих, приводит к неоднозначности понимания данного института как представителя верховной власти в мире. В современном мире трудно найти страну, где высшее должностное лицо обладало бы идентичными полномочиями с главой государства другой страны.

Сегодня для нашей республики, да и для всего постсоветского пространства, не потерял актуальности вопрос о роли и месте главы страны в осуществлении государственной власти. Каким быть нашему государству, какой путь развития в государственном строительстве нам предстоит – эти вопросы вот уже второй десяток лет (со дня обретения Республикой Беларусь независимости) не находят однозначного ответа.

Республика Беларусь - молодая суверенная страна, которая делает первые шаги на пути построения правового демократического государства, основанного на базе развитого гражданского общества. Это очень сложный и продолжительный по времени процесс, предусматривающий ломку старой тоталитарной системы, пересмотр ранее действовавшей Конституции и создание новых структур власти.

Не случайно после приобретения независимости первоочередной задачей Республики Беларусь, которая осознала себя полноправным субъектом мирового сообщества и подтвердила свою приверженность общечеловеческим ценностям, явилось принятие Конституции и создание новой структуры власти - института президентства.

Учреждение президентства в Беларуси открыло новый этап в развитии белорусской государственности и свидетельствовало о восприятии государственно-политических институтов демократических стран. Однако процесс заимствования политических институтов западных демократий не привел к осознанию назначения и функций президентства в политической системе общества.

Институт президентства был призван только легитимировать политико-правовой статус правящей номенклатуры, а не стать ведущим государственным органом. Концепция президентской власти была слабо разработана, а ее введение не привело к коренному изменению всего механизма государственного управления. Ведущая роль по-прежнему принадлежала Верховному Совету, что свидетельствовало о приверженности принципам "социалистической" демократии и приводило к смещению баланса сил в пользу законодательного собрания.

Положение усугублялось тем, что отсутствовал совершенный механизм разрешения противоречий между основными ветвями власти, что неминуемо привело к кризису всего государственного механизма Республики Беларусь. В сложившейся ситуации Президент А.Г.Лукашенко принял единственно правильное решение - вынес на суд белорусского народа, носителя верховной власти, разрешение конфликта. Белорусский народ на референдуме оказал доверие Президенту, поддержав его проект изменений и дополнений к Конституции Беларуси.

Новая редакция Конституции Республики Беларусь, принятая на республиканском  референдуме  24  ноября 1996  года, закрепила  иную  модель государственного устройства,  в  которой  институту президентства  отводится ведущая роль, что отражает мировую тенденцию конца XX века.

     Однако новые  статус и  объем  полномочий  главы белорусского государства получили неоднозначную оценку со  стороны как западных, так и  отечественных ученых и политических деятелей. Следует  отметить,  что  критические  отзывы делаются  без  проведения глубокого  и  всестороннего  анализа  политической системы    Беларуси,   учета  мирового   опыта   функционирования   института президентства,  выявления  основных  тенденций  развития   президентства  на современном этапе. Кроме того, в белорусской научной литературе недостаточно точно определена система правления Республики Беларусь, производными которой являются статус и объем полномочий главы государства.

Институт президентства должен рассматриваться  в  первую  очередь  как  властный  институт,  то  есть  как совокупность   властных  полномочий   Президента  в  сфере  государственного управления,  которые в  равной степени зависят  как от конституционных норм, регулирующих  функционирование президентской власти,  так и  от политической деятельности  Президента,  являясь  своеобразным  "прочтением"   Конституции Президентом.

В соответствии с действующей Конституцией Республики Беларусь Президент Республики Беларусь является главой государства. Должность Президента в Республике Беларусь введена Конституцией 1994 года. Согласно Конституции 1994г. (ст. 95) Президент являлся Главой государства и исполнительной власти. Его правовой статус определялся главой 4 Конституции, которая следовала за главой, регламентировавшей правовое положение законодательного органа – Верховного Совета Республики Беларусь.

Правовой базой, регламентирующей деятельность Президента Республики Беларусь, является Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными на республиканских референдумах 1996 и 2004 гг.) и Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года № 3602-XII «О Президенте Республики Беларусь».

В Конституции 1994 г., с изменениями и дополнениями, внесенными республиканским референдумом 1996 г., вначале определено правовое положение Президента (гл. 3), затем следуют положения о Парламенте – Национальном собрании (гл. 4). Такое расположение имеет под собой серьезные основания. Последние, обусловливаются в первую очередь, повышением статуса Президента.

В Конституции Франции (которая бралась за основу при написании Конституции Республики Беларусь) правовой статус Президента регламентирован в разделе II, Правительства – в разделе III, Парламента – в разделе IV. Как видно, порядок расположения разделов весьма своеобразен. Он свидетельствует об исключительном положении Президента и Правительства. Исполнительная власть во Франции находится в руках Президента – главы государства и Правительства. Таким образом, французская центральная исполнительная власть представляет собой «двухголовую» структуру. В предшествующей Конституции Франции 1946 г. положения о Парламенте занимали второй раздел, а о Президенте – пятый.

Важным для определения статуса президента является порядок занятия им такой должности. В странах, где президент избирается путем прямых выборов (Франция, Российская Федерация, другие страны – члены СНГ, Болгария, Польша), он имеет более высокий статус, чем в странах, где его избрание осуществляется путем косвенных выборов (США, Аргентина) или парламентом (Греция, Венгрия, Турция, Чехия и др.).

Конституция Беларуси определяет статус Президента следующим образом: «Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом».

Статья 1 Закона определяет статус Президента Республики Беларусь в точном соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

В Республике Беларусь Президент избирается непосредственно народом сроком на пять  лет. Его правовой статус регламентирован с учетом мирового опыта организации института президентства. Вместе с тем этот институт в Республике Беларусь имеет свою специфику, в которой находят отражение белорусские условия политической жизни общества.

По-видимому, правильно будет сказать, что в целом целью президентства является управление страной (государством), Республикой Беларусь. Однако термин «управление» следует понимать по-особому, как осуществление некоторых общегосударственных задач, т. е. таких, которые не под силу любому предусмотренному статьей 6 Конституции виду государственной власти.

Названные выше полномочия Президента  весьма важны и существенны, однако их все же нельзя отнести к законодательной, судебной или прокурорской власти. Они являются полномочиями Главы государства.

Президент действует независимо от законодательной и судебной власти и им неподконтролен, так как получает свой мандат непосредственно из рук народа.

Широкие полномочия и функции Президент имеет в сфере исполнительной власти (государственного управления).  Г. А. Василевич отмечает, что «особенность статуса Президента Республики Беларусь состоит в том, что он выступает, с одной стороны, в качестве арбитра, с другой – сам может активно руководить правительством, подчиненными ему органами».

По сравнению с Конституцией 1994 г. функции и полномочия Президента значительно расширены. Президент вправе осуществлять администрирование, т. е. государственное управление, решать вопросы управленческого характера. Такое положение ничуть не снижает статуса Президента как Главы государства. Во многих странах мира, например в Италии, Франции, России и других, где существует институт президентства, президенты занимаются подобными вопросами, т. е. находятся как бы в двойном положении: главы государства и главы исполнительной власти – в статусе высшего органа государственного управления.

Анализ правового статуса Президента Республики Беларусь позволяет сказать, что он пребывает на верхней ступени исполнительной власти, так как наделен верховной исполнительной властью.

Управленческая деятельность Президента – необычная, не в полной мере совпадает с управлением, осуществляемым органами исполнительной власти.

Во-первых, она направлена в первую очередь на исполнение Конституции, а не на исполнение непосредственно законов. Так, в статье 85 Конституции записано, что Президент издает указы и распоряжения на основе и в соответствии с Конституцией, а в случаях, предусмотренных Конституцией, может издавать и декреты, имеющие силу законов.

Во-вторых, Президент наделен верховной исполнительной властью. Он вправе решать наиболее важные, существенные управленческие вопросы, имеющие общегосударственную значимость, т. е. те, которые не входят в компетенцию других органов государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2. Особенности понятия собственности и права собственности. Основания возникновения и прекращения права собственности.

2.1. Особенности понятия  собственности и права собственности.

Собственность – необходимая предпосылка всякого производства. Она присуща любому обществу, любой общественно-экономической формации, она была и при первобытнообщинном строе и будет существовать всегда. Собственность как производственное отношение означает состояние принадлежности средств и продуктов труда индивидууму, лицам, группам, классам или всему обществу, обеспечивающее их использование и распоряжение, а, следовательно, и продолжающийся процесс их дальнейшего присвоения. В эпоху социализма собственность на средства производства была государственной.

Современный этап законодательного регулирования отношений собственности можно охарактеризовать как качественно новый научно осмысленный этап. Дело в том, что законодательные акты, предшествовавшие Гражданскому кодексу 1999 года, в том числе Закон “О собственности”, Закон “О предприятиях”, были законами-реформами. Они были недостаточно четкими, продуманными, содержали элементарные юридические ошибки. Ситуация кардинальным образом изменилась с появлением нового Гражданского кодекса.

Институт собственности представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также обеспечивать защиту правомочий собственников в случае их нарушения.

Так же собственность — имущественное отношение, причем в ряду имущественных отношений она занимает главенствующее место. Кроме того, ей присуще волевое содержание. Воля собственника в отношении принадлежащей ему вещи выражается во владении, пользовании и распоряжении ею.

С учетом всего этого, можно конкретизировать данное выше определение. Итак, собственность — это отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей, которое выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении вмешательства всех третьих лиц в ту сферу хозяйственного господства, на которую простирается власть собственника.

В обществе с государственно-правовой надстройкой экономические отношения собственности неизбежно получают юридическое закрепление. Это выражается как в системе правовых норм, регулирующих указанные отношения и образующих институт права собственности, так и в закреплении определенной меры юридической власти за конкретным лицом, являющимся собственником данной вещи. В первом случае говорят о праве собственности в объективном смысле, во втором — в субъективном смысле или о субъективном праве собственности.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Республики Беларусь содержание права собственности состоит в том, что собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения имуществом. Такая трактовка содержания права собственности является общепринятой в отечественном праве и сформировалась еще до революции.

Информация о работе Конституционно-правовой статус Президента РБ