Административно-правовой статус Президента Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования курсовой работы является административно-правовой статус Президента Республики Беларусь.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно и объективно раскрыть сущность темы курсового исследования.
Исходя из цели, поставлен ряд задач:
- изложить сущность Президента в системе органов государственной власти;
- проанализировать основные этапы подготовки и проведения выборов Президента Республики Беларусь;
- рассмотреть полномочия Президента Республики Беларусь;
- акты, издаваемые им.

Файлы: 1 файл

AKADEMIYa_UPRAVLENIYa_PRI_PREZIDENTE_RESPUBLIKI.docx

— 66.64 Кб (Скачать файл)

Статья 5 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» посвящена системе нормативных правовых актов. Между тем, система в ней не установлена. На основании статьи 137 Конституции, статьи 2 названного выше закона, в которых дается перечень видов нормативных правовых актов, сначала называются декреты, затем указы, можно предположить о превалировании декретов над указами. Формулировка же части пятой и шестой статьи 2 данного закона такова, что создается впечатление о превосходстве указов над декретами.

В части пятой статьи 2 указанного Закона установлено, что декретами регулируются наиболее важные общественные отношения, а указами устанавливаются, изменяются и отменяются определенные правовые нормы. По этой причине нормы, содержащиеся в декретах, могут быть отменены или изменены указами. На практике имел место случай, когда изданием указа был признан утратившим силу декрет.

В то же время изменить или отменить указ декретом невозможно. Подобное положение не способствует установлению иерархии правовых актов Президента.

Иерархия президентских правовых актов очень желательна. В ней декреты должны находиться на верхней ступени, то есть иметь значительно большую юридическую силу по сравнению с указами и распоряжениями. Такое их положение определяется частью третьей статьи 101 Конституции. В ней записано, что в силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Только в таком случае декреты имеют силу законов.  Для иных целей существуют указы и распоряжени. Указы предназначены для реализации обычных полномочий Президента [10, с. 306].

Нынешний статус декретов не позволяет отменять законы. Издание декрета нередко вызывает необходимость внесения соответствующих изменений в законы, то есть приведения положений законов в соответствие с декретом. Подобное не исключается и в связи с изданием некоторых указов.

Таким образом, указы Президента Республики Беларусь в ряде случаев по юридической силе оказываются выше декретом и законов.

Статья 137 Конституции устанавливает юридическую силу нормативных правовых актов. Конституция обладает высшей юридической силой. Все правовые акты не должны противоречить Конституции Республики Беларусь. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Правотворческая деятельность Президента Республики Беларусь подконтрольна Конституционному Суду Республики Беларусь. Конституционность любого его нормативного правового может быть проверена Конституционным Судом Республики Беларусь. Если Суд придет к выводу о неконституционности какого-либо акта Президента Республики Беларусь, то последний не может применяться на практике государственными органами [19, с. 101].

На основании выше сказанного можно сделать вывод о том, что Президент Республики обладает достаточными полномочиями в области правотворчества. В соответствии с Конституцией и рядом других нормативных правовых актов Президент имеет право принимать решения в виде декретов, указов и распоряжений. Благодаря этому, он в случае необходимости имеет возможность урегулировать наиболее важные общественные отношения. Однако в законодательстве не установлено, по каким вопросам Президент издает декрет, указ или распоряжение, а также не определена и иерархия рассматриваемых правовых актов. Эти вопросы являются достаточно существенными и требуют урегулирования. В соответствии с Конституцией, акты Президента не должны противоречить Конституции. И это конституционное положение позволяет обеспечить устойчивый правовой режим в государстве. Правотворческая деятельность Главы государства подконтрольна Конституционному Суду Республики Беларусь.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, учреждение института президента в Республики Беларусь открыло новый этап в развитии белорусской государственности и свидетельствовало о восприятии государственно-политических институтов демократических стран.

Положение Президента Республики Беларусь в системе разделения властей характеризуется его особенным статусом: он выступает, с одной стороны, в качестве арбитра, с другой – сам может активно руководить Правительством, подчиненными ему органами. Конституционной основой взаимодействия Президента со всеми ветвями власти является система сдержек и противовесов, которая заключается не только в независимости и самостоятельности всех ветвей власти и Президента, но и в их тесном сотрудничестве. Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

В соответствии с этим Президент обладает широкой компетенцией, закрепленной в Конституции Республики Беларусь, Законе «О Президенте Республики Беларусь», иных нормативных актах. Свою компетенцию Президент реализует через возложенные на него полномочия. Полномочия Президента можно классифицировать как совместные и исключительные. Они различны и затрагивают все сферы государственного устройства. Наравне с широкой компетенцией Президент обладает и обязанностями, за исполнение которых он несет ответственность.

Свои полномочия Президент Республики Беларусь реализует через право участия в правотворческой деятельности. Благодаря этому, он в случае необходимости имеет возможность урегулировать наиболее важные общественные отношения.

Особый статус Президента Республики Беларусь предполагает ряд гарантий обеспечения и организации его деятельности. К ним можно отнести правовые, организационные, социальные и материальные гарантии. Кроме этого законодательством предусмотрена защита неприкосновенности, чести и достоинства Президента.

Таким образом, анализ конституционно-правового положения Президента Республики Беларусь приобретает не только теоретическое, но и важное практическое значение для становления белорусского государства и совершенствования механизма взаимодействия властей.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Суворов, В.Н. Конституционный статус Президента Российской Федерации / В.Н. Суворов. – М.: Юридическая литература, 2000. – 53 с.
  2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Мн.: Амалфея, 2005. – 48 с.
  3. Ермаков, Н. Парламентаризм по-французски // Столица. – 1993. –  №3. – С. 16.
  4. Василевич, Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь: Конституционно-правовой статус / Г.А. Василевич. – Мн.: Книжный дом, 1998. – 237 с.
  5. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебное пособие / Г.А. Василевич. – Мн.: Книжный дом; Интерпрессервис, 2003. – 832 с. 
  6. О чрезвычайном положении: Закон Респ. Беларусь, 24 июня 2002 г., № 117-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 31 декабря 2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр»., Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.
  7. Избирательный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 11 февраля 2000 г., №370-3 [Электронный ресурс].−Режим доступа: http://www.pravo.by.− Дата доступа: 30.04.2012.
  8. Дробязко, С. Г.  Основы права: учебное пособие / С. Г. Дробязко, Т. М. Шамба, Г. А. Василевич и др.; под ред. В. А. Витушко, В. Г. Тихини, Г. Б. Шишко. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 754с.
  9. Керимов, Д.А. Культура и техника законотворчества. М., 1997. – 199с.
  10. Крамник, А.Н. Курс административного права Республики Беларусь / А.Н. Крамник. – Мн.: Тесей, 2006. – 616 с.
  11. О гражданстве Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 1 авг. 2002 г., № 136-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от  4 января 2010г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр»., Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.
  12. О Президенте Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 21 февр. 1995 г., № 3602-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 6 октября 2006 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр»., Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.
  13. О Прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 8 мая 2007 г., № 220-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13 декабря 2011 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр»., Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.
  14. Реут, В.И. Акты Президента в иерархии правовых актов Республики Беларусь // Юстиция Беларуси. – 1999. - №1. – С. 15-17.
  15.   О нормативных правовых актах: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от  2 июля 2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр»., Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.
  16. Реут, В.И. Нормотворчество Главы государства: отечественный опыт и зарубежная практика / В.И. Реут. – Мн.: ИСПИ, 2004. – 188 с.
  17. Правотворческая деятельность в Республике Беларусь: научное издание / Белорусский институт государственного строительства и законодательства. – Мн.: Скорина, 1997. – С. 76.
  18. Василевич, Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь / Г.А. Василевич. – Мн.: Книжный дом, 1999. – 197 с.
  19. Кодавбович, В.А. Правотворческий процесс / В.А. Кодавбович, Е.В. Жигалко. – Мн.: Амалфея, 2008. – 288 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Административно-правовой статус Президента Республики Беларусь