Управление: Общегосудартсвенное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:08, контрольная работа

Описание работы

Государственное управление любой страны направлено на регулирование взаимоотношений между органами государственной власти и населением по вопросам использования экономических зон государства, расположенных в открытом доступе (например, морское и воздушное пространство). Кроме того, обязательными функциями государственного управления тесная взаимосвязь с посольствами и консульствами государства, расположенными за границей и регулирование поведения граждан своей страны, временно проживающих на территории других государств.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды управления………………………………...…4
1.1. Управление: понятие, объекты, признаки, виды………………………………………………………….………………….....4
1.2. Социальное управление: понятие, общие черты, виды, элементы…5
1.3. Функции социального управления: понятие и виды……………….6
Глава 2. Общегосударственное управление…………………………….9
2.1. Государственное управление: понятие, принципы, цели…………9
2.2. Исполнительная власть: понятие и признаки……………………..13
Заключение………………………………………………………………..17
Список используемой литературы………………………………………18

Файлы: 1 файл

Общегосуд управление.docx

— 33.81 Кб (Скачать файл)

Государственное управление является видом государственной  деятельности, в рамках которого реализуется  исполнительная власть. Все субъекты исполнительной власти являются органами государственного управления. Однако государственное управление по своему субъектному составу является более  широким, чем исполнительная власть, поскольку к его субъектам  необходимо также отнести Президента Российской Федерации, а также определенные государственные органы, не являющиеся органами исполнительной власти, например исполнительные органы местного самоуправления, осуществляющие публичную деятельность.

Законодательством Российской Федерации предусмотрена  возможность административного  правотворчества, сочетающего право-установление и правоприменение.

С учетом изложенного государственное управление как государственно-правовая категория  представляет собой одну из форм государственной  деятельности, направленную на исполнение, претворение в жизнь положений  законов и иных нормативных правовых актов, осуществляемую Президентом  Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и иными  органами исполнительной власти и другими  субъектами государственного управления, сущность которой состоит в осуществлении  ими нормативно определенных функций  путем использования принадлежащих  им государственно-властных публичных  полномочий.

Понятие государственного управления, выработанное юридической наукой как организационно-правовой формы осуществления исполнительной власти, вида государственной деятельности, направленного на исполнение законов  и иных нормативных правовых актов, отличается по своей сущности от понятия "управление", используемого в  кибернетике, теории управления, политологии, экономике и ряде других наук.

 Государственное  управление – в широком понимании  – деятельность всех органов  государства по реализации возложенных  полномочий, в узком понимании  – подзаконная, юридически властная  деятельность органов исполнительной  власти Российской Федерации  и ее субъектов по осуществлению  возложенных полномочий.

   Признаки государственного управления:

   • это вид государственной  управленческой деятельности;

   • деятельность носит юридически  властный, исполнительно-распорядительный характер;

   • деятельность осуществляется  постоянно, непрерывно и планово;

   • деятельность осуществляется  на основании и во исполнение  законов (подзаконодательная деятельность);

   • характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных  связей;

   • осуществляется в различных  формах (правовых и неправовых);

   • обеспечивается посредством  системы гарантий;

   • нарушение управленческой деятельности  влечет за собой наступление  негативных последствий (правоограничений).

   Цель государственного управления  – предполагаемые результаты, к  которым стремится субъект при  осуществлении управленческой деятельности. Различают следующие цели управления:

   1) социально-экономические– упорядочение  общественной жизни и удовлетворение  публичного интереса; достижение  экономического благосостояния, построение  и поддержание определенной системы  экономических отношений;

   2) политические – участие в  управлении всех политических  сил в стране, выработка позитивных  предложений и процессов в  обществе и государстве, способствующих  совершенствованию государственных  и общественных структур, развитию  человека;

   3) обеспечительные – обеспечение  прав и свобод граждан, законности  в обществе, общественного порядка  и общественной безопасности, необходимого  уровня благосостояния;

   4) организационно-правовые – формирование  правовой системы, способствующей  реализации всех основных функций  государства и решения всех  его задач при помощи демократических  институтов и механизмов правового  государства, а также организационно-функциональных  образований.

   Принципы государственного управления  – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.

   Принципы делятся на общие  (социально-правовые) и организационные.

   Общие (социально-правовые) принципы:

   • демократизм – народ выступает  единственным источником власти; он осуществляет власть как  непосредственно, так и через  органы исполнительной власти; контроль  за деятельностью органов исполнительной  власти осуществляется органами  законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);

   • законность – деятельность  органов исполнительной власти  должна строиться на основе  точного и неукоснительного соблюдения  и исполнения Конституции и  законов, соответствия прилагаемых  нормативных правовых актов актам  высшей юридической силы;

   • объективность – при осуществлении  управленческой деятельности необходимо  адекватно воспринимать происходящие  процессы, устанавливать существующие  закономерности и учитывать их  при принятии управленческих  решений и их реализации;

   • научность – применение  научных методов сбора, анализа  и хранения информации, учета  научных наработок в ходе принятия  и реализации управленческих  решений;

   • конкретность – осуществление  управления должно строиться  с учетом конкретных жизненных  обстоятельств, т. е. в соответствии  с реальным состоянием объекта  управления и ресурсом субъекта  управления;

   • разделение властей – подразделение  государственной власти на законодательную,  исполнительную и судебную с  закреплением за ними в установленном  порядке конкретных функций;

   • федерализм – деятельность  органов исполнительной власти  строится на основе нормативного  закрепления разграничения компетенции  и предметов ведения между  Российской Федерацией и субъектами  РФ;

   • эффективность – достижение  целей управленческой деятельности  должно осуществляется при минимальных  затратах сил, средств и времени.

   Организационные принципы:

   • отраслевой – осуществление  управленческой деятельности, организация  системы управления строится  с учетом общности объекта  управления, который образует определенную  отрасль (управление промышленностью,  транспортом, связью, агропромышленным  комплексом, образованием, здравоохранением  и т. п.);

   • территориальный – формирование  системы управления основывается  на территориальной основе (административно-территориальном  делении);

   • линейный – тип организации  служб и подразделений, осуществляющих  исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в  пределах своей компетенции обладает  по отношению к подчиненным  всеми правами распорядительства;

   • функциональный – органы  и аппараты исполнительной власти  осуществляют общие подведомственные  функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);

   • двойного подчинения – сочетание  начал централизованного руководства  с учетом территориальных условий  и состояния объекта управления;

   • сочетание единоначалия и  коллегиальности – наиболее важные  вопросы, касающиеся основополагающих  аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные,  текущие, не требующие коллегиального  рассмотрения, решаются единолично.

2.2. Исполнительная власть: понятие и признаки

   Государственная власть – исходящая  от государства возможность и  способность оказывать определенное  воздействие на поведение людей  с помощью определенных средств.

   Разделяют следующие ветви (виды) государственной власти: законодательная; исполнительная и судебная.

   Исполнительная власть – ветвь  государственной власти, деятельность  по управлению делами государства  и общества, осуществляемая системой  государственных органов, которые  наделены исполнительно-распорядительными  полномочиями и подконтрольны  органам законодательной и судебной  власти.

   Признаки исполнительной власти:

   • является самостоятельной ветвью  единой государственной власти;

   • выступает в качестве подзаконной  по отношению к представительной (законодательной) власти;

   • осуществляется органами исполнительной  власти, которые являются органами  государственного управления;

   • обладает предметно-функциональной  самостоятельностью;

   • обладает единством, т. е.  осуществляется на всей территории  Российской Федерации;

   • организуется и осуществляется  на началах федерализма при  разграничении предметов ведения  и полномочий между Российской  Федерацией и субъектами Федерации;

   • ее деятельность носит исполнительно-распорядительный  характер;

   • носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно  и непрерывно;

   • имеет в своем распоряжении  определенные средства (ресурсы)  для осуществления принудительных  функций.

Говоря  об исполнительной власти в Российской Федерации, необходимо отметить, что  в соответствии со ст. 110 Конституции  Российской Федерации исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Согласно ст. 77 Конституции Российской Федерации в пределах ведения  Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам  совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Сущность  исполнительной власти состоит в  ее организующем и распорядительном характере. Она необходима для налаживания  сложной сети общественных связей в  экономической, социально-культурной и административно-политической сферах, созидательной и охранительной  деятельности. В ней сосредоточена  вся реальная практическая работа по осуществлению законов. Это связано  с тем, что для исполнения закона необходимы распорядительные (организующие, координирующие и контролирующие) действия государства. Их осуществляет государственная  администрация, выполняющая задачи постоянного и целенаправленного  управления людьми, а через них - имуществом и общественными процессами. Таким образом, основное предназначение исполнительной власти и ее основная функция состоят в организации  исполнения законодательных актов, осуществлении исполнительной, организационной  деятельности.

Природа исполнительной власти, как и любого проявления властных полномочий, состоит  в способности и возможности  оказывать воздействие на деятельность и поведение других, подчинять  их своей воле. Вместе с тем исполнительная власть не может отождествляться  с видом государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности не сама власть, а лишь форма ее практической реализации. Следовательно, исполнительную власть нельзя рассматривать как  исполнительную деятельность. Власть - сущностное выражение такой деятельности. В силу этого исполнительная власть не тождественна государственному управлению, которое всегда характеризовалось как определенный вид государственно-властной деятельности, связанный с реализацией исполнительной власти.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что исполнительная власть в значительной мере является политико-правовой категорией, в то время как государственное  управление - организационно-правовой. Поэтому государственное управление по своему назначению и природе можно  рассматривать как организационно-правовую форму осуществления исполнительной власти, вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется  исполнительная власть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями. Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы. Государственное управление это деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий. С учетом изложенного государственное управление как государственно-правовая категория представляет собой одну из форм государственной деятельности, направленную на исполнение, претворение в жизнь положений законов и иных нормативных правовых актов, осуществляемую Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и иными органами исполнительной власти и другими субъектами государственного управления, сущность которой состоит в осуществлении ими нормативно определенных функций путем использования принадлежащих им государственно-властных публичных полномочий.   Исполнительная власть – ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.

Информация о работе Управление: Общегосудартсвенное управление