Сущность и сферы межотраслевого управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:55, контрольная работа

Описание работы

Под межотраслевым управлением понимают исполнительную и распорядительную деятельность, осуществляемую органами государственного управления, наделенными межведомственными полномочиями относительно организационно не подчиненных им объектов, во время которой обеспечиваются слаженность и единство действий при решении общегосударственных и межотраслевых задач. В отличие от отраслевого управления, представляющего собой совокупность вертикальных правоотношений, при межотраслевом управлении имеют место горизонтальные отношения, т. е. отношения субъектов, организационно не подчиненных друг другу.

Содержание работы

1. Сущность и сферы межотраслевого управления 3
Вступление 3
1.1 Сущность и субъекты межотраслевого управления 6
1.2 Субъекты межотраслевого, надведомственного управления 8
1.3 Административно-правовое регулирование в социально-экономической сфере 9
1.4 Административно-правовое регулирование в сфере финансов и кредита 10
1.5 Административно-правовое регулирование в сфере безопасности 12
2. Мои предложения по выводу страны из политического и экономического кризиса 14
3. Задача № 16 17
Выводы 18
Литература 19

Файлы: 1 файл

административное право.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України

Східноукраїнський національний університет

 імені  Володимира Даля

 

Інститут юриспруденції міжнародного права

 

Кафедра конституційного права

 

 

Контрольна робота

З дисципліни «Адміністративне право»

на тему «Сутність і сфери міжгалузевого управління»

Варіант № 1

 

 

 

Виконав: студент 2-го курсу

Групи ЮІЗ-113

 Григоренко Віталій

 

 

 

 

Перевірила: доц. Жданов С.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Луганськ 2013 

 

1. Сущность и сферы  межотраслевого управления

Вступление

 Под межотраслевым управлением понимают исполнительную и распорядительную деятельность, осуществляемую органами государственного управления, наделенными межведомственными полномочиями относительно организационно не подчиненных им объектов, во время которой обеспечиваются слаженность и единство действий при решении общегосударственных и межотраслевых задач. В отличие от отраслевого управления, представляющего собой совокупность вертикальных правоотношений, при межотраслевом управлении имеют место горизонтальные отношения, т. е. отношения субъектов, организационно не подчиненных друг другу. Межотраслевая исполнительная и распорядительная деятельность возложена в основном на государственные комитеты, службы, администрации и инспекции Украины, в некоторых случаях - на министерства. Эти органы осуществляют межотраслевую координацию по вопросам, относящимся к их компетенции, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.

 Границы действия (сфера управления) органов межотраслевого  управления значительно шире, чем  органов отраслевого управления, поскольку их деятельность является функциональной и распространяется на все или несколько отраслей управления. При этом в современных условиях круг вопросов, по которым необходима координация (согласование) деятельности отраслевых органов, постоянно расширяется. Это объясняется, во-первых, тем, что наряду с государственным сектором экономики развивается негосударственный, обусловивший появление большого количества новых объектов управления; во-вторых, тем, что интересы развития рыночных отношений требуют образования структур, уполномоченных осуществлять межгосударственные экономические, политические, культурные связи.

 Межведомственность  полномочий органов межотраслевого  управления проявляется в том,  что акты, изданные в рамках  их компетенции, являются обязательными для всех органов государственного управления и органов местного самоуправления, не подчиненных им предприятий, учреждений, организаций. Органы межотраслевого управления несут ответственность за состояние и развитие порученной им сферы (круга вопросов) управления. Сфера межотраслевого управления отражается в наименовании этих органов.

 Методам управления, используемым органами межотраслевой  вневедомственной компетенции, присущи  согласованное принятие решений,  координация действий соответствующих органов в управлении при выполнении общегосударственных или межотраслевых задач. Важное значение имеет устранение несогласованности в действиях органов исполнительной власти на всех уровнях противодействия, а желательно - и предупреждение таких отрицательных явлений, как инфляция, чрезмерное имущественное расслоение населения, сокращение производства, неравномерность развития отдельных регионов. Особенно острой является проблема развития экономических связей со странами СНГ в условиях перехода к рыночным отношениям. Каждому виду межотраслевого управления присущи свои особенности. Они касаются не только системы органов государственного управления, но и объектов управления, характера прав и обязанностей участников правоотношений, возникающих в процессе межотраслевого управления, а также юридической ответственности. В системе государственного межотраслевого регулирования рыночных отношений можно выделить два уровня: макроуровень и микроуровень.

 На макроуровне  определяется общегосударственная экономическая политика, устанавливаются налоги и гарантии, предусматриваются их предельные величины, сфера деятельности. Здесь решаются задачи формирования эффективных секторов производства инвестиционного климата, финансирования экспорта и импорта с целью защиты отечественного товаропроизводителя. Иными словами, объект государственного межотраслевого регулирования на этом уровне - рынок в целом. Объектом государственного межотраслевого регулирования на микроуровне (на уровне конкретной экономики) являются многочисленные рынки различных видов продукции: промышленные, сельскохозяйственные, сфера предоставления услуг и т. п. Именно здесь решаются задачи государственной поддержки экономики эффективных предприятий, ликвидации или реорганизации малоэффективных хозяйственных объектов, организации предупредительного процесса с целью торможения роста цен.

 Сущность межотраслевого  управления заключается в создании  норм, которые позволят наиболее  эффективно взаимодействовать различным  органам государственной власти  и создадут наиболее благоприятные условия для контроля за деятельностью независимых органов. Создание систем межотраслевого управления позволит уменьшить вопросы, возникающие в результате встречи интересов различных органов в области административно-правового регулирования. Это создаст четкие границы полномочий тех или иных органов власти в различных вопросах законодательства.

В современном мире эффективность  реализации государственных полномочий в вопросах гармонизации общества и  достижения достойного качества жизни каждого гражданина может быть достигнута лишь посредством построения эффективной системы государственного управления.

Государственное регулирование - одна из функций государственного управления, обеспечивающая создание благоприятных условий деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства без вмешательства государственных органов в их производственную и хозяйственно-финансовую деятельность, за исключением специально предусмотренных законом случаев.

В системе государственного управления в Украине эта функция возложена на органы исполнительной власти, которые в совокупности и взаимодействии друг с другом образуют сложную, многоуровневую функциональную структуру. Эта структура обеспечивает как управленческую взаимосвязь государства- субъекта управления и общественной системы, так и внутреннюю согласованность и динамичность его как управляющей системы.

1.1 Сущность и субъекты межотраслевого управления

Успешное решение задач межотраслевого управления в различных отраслях социально-политической, социально-культурной и экономической деятельности во многом зависит от организации и осуществления межотраслевого управления.

Сущность межотраслевого управления составляют: определение  основных направлений социальной политики государства, разработка целевых, комплексных и иных федеральных и региональных программ развития отраслей управления; объединение и координация отраслевых систем управления в реализации социальных межотраслевых программ и задач государственного управления; обеспечение организационного единства функционирования отраслевых систем управления; реализация программ и задач, выходящих за пределы той или иной отрасли государственного управления, а также решение вопросов, имеющих смежное или общегосударственное, межрегиональное в региональное значение. Особенность межотраслевого управления состоит в том, что оно осуществляется по отношению к организационно не подчиненным объектам управления и непосредственно не касается их компетенции по самостоятельному осуществлению управления соответствующей отраслью.

Органы исполнительной власти, осуществляющие межотраслевое  управление, занимают надведомственное положение и наделяются соответствующими полномочиями правотворческого, координационного, методического, контрольно-надзорного и лицензионного (разрешительного) характера.

Правотворческие полномочия надведомственных органов состоят  в издании юридически обязательных актов по вопросам, относящимся к  их компетенции.

Полномочия методического  характера заключаются в даче разъяснений, инструктивных указаний и издании других актов по совершению отраслевыми органами действий, связанных с реализацией законодательству, и актов соответствующего межотраслевого органа.

Координационные полномочия призваны обеспечивать согласованность  деятельности различных отраслевых систем управления.

Контрольно-надзорные  полномочия заключаются в праве  межотраслевых, надведомственных органов  производить проверку, осуществлять надзор и анализировать деятельность отраслевых систем управления с точки  зрения как законности, так и целесообразности их действий по вопросам, относящимся к компетенции надведомственных органов.

Лицензионно-разрешительная деятельность состоит в выдаче лицензий (разрешений) на осуществление той  или иной деятельности, а также  в регистрации субъектов этой деятельности.

С учетом изложенного  межотраслевое государственное  управление может быть определено как  разновидность управления, осуществляемого  органами исполнительной власти, обладающими  надведомственными полномочиями по отношению к самостоятельным, не подчиненным им системам управления отраслями, в процессе которого обеспечивается единство их действий при разработке и реализации целевых комплексных программ общегосударственных, межрегиональных и региональных межотраслевых программ и задач управления.

Сферы межотраслевого управления предопределяются задачами и функциями  государства, потребностями развития отраслей управления, необходимостью направления имеющихся ресурсов на решение наиболее важных и перспективных  социальных задач государства.

К числу наиболее важных сфер межотраслевого управления относятся: прогнозирование, программирование и планирование в социально-экономической сфере; трудовые ресурсы; финансы; окружающая среда; стандартизация, метрология и сертификация; статистика; безопасность и др.

1.2 Субъекты межотраслевого, надведомственного управления

 Помимо органов  исполнительной власти общей компетенции (Президент Украины и его Администрация, Правительство, высшие должностные лица, администрация края, области, города федерального значения, округа и др.) к специальным субъектам межотраслевого управления относятся: государственные комитеты; службы; агентства; надзоры, а также другие межотраслевые органы исполнительной власти.

Важная роль в межотраслевом  управлении принадлежит министерствам, в составе которых имеются государственные инспекции и другие контрольно-надзорные службы, осуществляющие надведомственный контроль и надзор, например, Государственная инспекция безопасности дорожного движения, Государственная противопожарная служба, состоящие в системе Министерства внутренних дел Украины; органы санитарно-эпидемиологического надзора, входящие в систему Министерства здравоохранения Украины.

Особой организационной разновидностью межотраслевого управления являются межведомственные комиссии, объединяющие усилия государственных комитетов, министерств, служб, комиссий и иных ведомств в процессе разработки, формирования и реализации комплексных целевых программ, связанных с решением крупных социально-экономических, научно-технических и иных проблем. Такое межотраслевое объединение органов исполнительной власти, созданное на определенный период, позволяет сосредоточивать силы и ресурсы на решении главных задач, осуществлении программ развития отраслей экономики, социально-культурной деятельности государства и др.

Таким образом, существуют различные организационные формы межотраслевого управления. Однако основной формой органов исполнительной власти межотраслевого управления являются государственные комитеты, службы и другие ведомства, соответствующие органы субъектов федерации и их территориальные органы. Указанные органы являются специальными субъектами межотраслевого управления. Они призваны обеспечивать должное единство в реализации функций социального прогнозирования и программирования, единую техническую политику, стандартизацию и т.д.

К наиболее крупным видам межотраслевого управления относятся: прогнозирование и программирование экономического и социального развития; финансовая деятельность государства; государственная стандартизация, метрология и сертификация; статистика; управление государственным имуществом; антимонопольная деятельность государства; государственные резервы; обеспечение безопасности и др.

1.3 Административно-правовое регулирование в социально-экономической сфере

Административно-правовое регулирование в социально-экономической сфере является одним из приоритетных направлений заботы государства о своих гражданах.

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

  • поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте;
  • адресного и рационального использования бюджетных средств.

К ведению  в области оказания государственной социальной помощи относятся:

  • принятие федеральных законов и иных нормативно - правовых актов Украины по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи;
  • разработка и реализация федеральных целевых программ оказания гражданам государственной социальной помощи на территории Украины;
  • формирование федерального бюджета в части расходов на оказание государственной социальной помощи;
  • установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Украины.

Информация о работе Сущность и сферы межотраслевого управления