Сущность и признаки административного правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 06:08, реферат

Описание работы

Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности.

Файлы: 1 файл

Адм.правонарушение.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

4. Административные правонарушения в области охраны ок­ружающей природной среды и природопользования. Это — сокры­тие или искажение экологической информации; порча земель; на­
рушение требований по охране недр и гидроминеральных ресур­сов;   нарушение  правил  охраны  водных  объектов;  нарушение
правил водопользования; нарушение правил охраны атмосферно­го воздуха; нарушение правил лесопользования; незаконная по­рубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников
или лиан; уничтожение мест обитания животных; нарушение тре­бований к охране лесов; нарушение правил пожарной безопаснос­ти в лесах; нарушение правил пользования объектами животного
мира; нарушение правил охраны и использования природных ре­сурсов на особо охраняемых природных территориях; нарушение
правил охраны рыбных запасов и т.д.

5. Административные правонарушения в промышленности,
строительстве и энергетике. К ним относятся: нарушение требо­ваний промышленной безопасности; нарушение требований нор­мативных документов в области строительства; нарушение правил
использования атомной энергии и учета ядерных и радиоактивных веществ; повреждение электрических сетей; повреждение тепловых сетей, топливопроводов, совершенное по неосторожнос­ти; непроизводительное расходование энергетических ресурсов и т.д.

6.              Административные правонарушения в сельском хозяйстве,
ветеринарии и мелиорации земель. Это, например, нарушение
правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вре­дителями растений, возбудителями болезней растений, растения­
ми-сорняками; непринятие мер по обеспечению режима охраны
посевов, мест хранения и переработки наркотикосодержащих рас­тений; нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил; сокрытие сведений о внезапном па­деже или об одновременных массовых заболеваниях животных;
нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или от­
дельно расположенных гидротехнических сооружений.

7.              Административные правонарушения на транспорте. Они
включают: действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте; действия, угрожающие безопасности
полетов; действия, угрожающие безопасности движения на вод­ном транспорте; нарушение правил плавания; нарушение правил
эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имею­щим права управления; управление судном судоводителем или
иным лицом, находящимся в состоянии опьянения; нарушение
правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного
транспорта, а также на маломерных судах; нарушение правил по­жарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем
водном или воздушном транспорте; нарушение правил поведения
граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспор­те; безбилетный проезд; нарушение правил охраны полосы отвода
автомобильной дороги, нарушение землепользователями правил
охраны автомобильных дорог и дорожных сооружений и т.д.

8.              Административные правонарушения в области дорожного
движения. К ним, в частности, относятся: управление транспорт­ным средством, не зарегистрированным в установленном порядке
или не прошедшим государственного технического осмотра; уп­равление транспортным средством с нарушением правил установ­ки на нем государственных регистрационных знаков; управление
транспортным средством водителем, не имеющим при себе доку­ментов, предусмотренных Правилами дорожного движения; уп­равление транспортным средством при наличии неисправностей
или условий, при которых эксплуатация транспортных средств
запрещена; управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления; управление транспортным средст­вом водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состо­янии опьянения; несоблюдение требований, предписанных до­рожными знаками или разметкой проезжей части дороги; нару­шение правил перевозки людей; нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, по­влекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего; невы­полнение требования об остановке транспортного средства или о предоставлении транспортного средства; невыполнение требова­ния о прохождении медицинского освидетельствования на состо­яние опьянения; нарушение Правил дорожного движения пеше­ходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного дви­жения.

 

9.              Административные правонарушения в области связи и ин­формации.  Это,   например,   самовольное  проектирование,   стро­ительство, изготовление, установка или эксплуатация радиоэлек­тронных средств или высокочастотных устройств; изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты; незаконная деятельность в области защиты информации; разглашение информации с ограниченным досту­пом; нарушение правил защиты информации; нарушение правил
хранения, комплектования, учета или использования архивных
документов; нарушение порядка изготовления или распростране­ния продукции средств массовой информации, злоупотребление
свободой массовой информации; повреждение телефонов-автома­тов.

10.              Административные правонарушения в области предпри­нимательской   деятельности.   Они   включают:   осуществление
предпринимательской  деятельности  без   государственной  реги­страции или без специального разрешения (лицензии); незакон­ную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация кото­рых запрещена или ограничена; нарушение законодательства о
рекламе; продажу товаров, выполнение работ либо оказание насе­лению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитар­ных правил; нарушение порядка ценообразования; обман потре­бителей; ограничение свободы торговли; незаконное получение кредита; фиктивное или преднамеренное банкротство; нарушение правил продажи отдельных видов товаров; нарушение правил про­дажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; ненадлежащее управление юридическим лицом; наруше­ние законодательства об экспортном контроле.

11.         Административные правонарушения в области финан­сов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. К ним, в частности,
относятся: нарушение срока постановки на учет в налоговом ор­гане; нарушение сроков представления налоговой декларации;
непредставление сведений, необходимых для осуществления на­логового контроля; незаконные сделки с ценными бумагами; не­исполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента; выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки; грубое нарушение правил ведения бухгалтерского   учета   и   представления   бухгалтерской   отчет­ности.

12.         Административные правонарушения в области таможен­ного дела (нарушения таможенных правил). К ним, в частности,
относятся:   незаконное   перемещение   товаров   и   транспортных
средств через таможенную границу РФ; не декларирование либо
недостоверное декларирование товаров и транспортных средств;
нарушение режима зоны таможенного контроля; несоблюдение
правил перемещения транспортных средств через таможенную
границу РФ; непринятие мер по таможенному оформлению или
по выпуску находящихся на временном хранении товаров и транс­портных средств; нарушение сроков уплаты налогов и сборов, под­лежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможен­ную границу РФ.

13.              Административные правонарушения, посягающие на ин­ституты государственной власти. Это невыполнение законных
требований члена Совета Федерации или депутата Государствен­ной Думы; воспрепятствование деятельности Уполномоченного по
правам человека в Российской Федерации; неисполнение распоря­жения судьи или судебного пристава; непринятие мер по частному
определению суда или представлению судьи; невыполнение закон­ных требований прокурора, следователя, дознавателя или долж­ностного лица, осуществляющего производство по делу об ад­министративном правонарушении; заведомо ложные показания
свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или за­ведомо неправильный перевод; незаконные действия по отноше­нию к государственным символам Российской Федерации; неза­конное ношение государственных наград; незаконное ношение
форменной одежды со знаками различия, символикой государст­венных военизированных организаций, правоохранительных или
контролирующих органов и т.д.

14.              Административные правонарушения в области защиты
Государственной границы Российской Федерации и обеспечения
режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданст­ва на территории Российской Федерации. К ним относятся: нару­шение режима Государственной границы РФ; нарушение погра­ничного режима в пограничной зоне; нарушение режима в пунк­тах пропуска через Государственную границу РФ; неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы РФ; нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в РФ; нарушение должност­ным лицом организации, принимающей в РФ иностранного граж­данина или лицо без гражданства, либо гражданином РФ правил
пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ;
нарушение правил привлечения и использования в РФ иностран­ной рабочей силы; нарушение иммиграционных правил; наруше­ние беженцем или вынужденным переселенцем правил прожива­ния; незаконная деятельность по трудоустройству граждан Рос­сийской Федерации за границей; незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации.

 

15.              Административные правонарушения против порядка уп­равления. Они включают: самоуправство; неповиновение законно­му распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо
сотрудника органов уголовно-исполнительной системы; непови­новение законному распоряжению должностного лица органа,
осуществляющего государственный надзор (контроль); невыпол­нение в срок законного предписания (постановления, представле­ния) органа (должностного лица), осуществляющего государст­венный надзор (контроль); непринятие мер по устранению причин
и  условий,   способствовавших  совершению  административного
правонарушения; невыполнение лицом, освобожденным из мест
отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в от­
ношении него судом; заведомо ложный вызов специализирован­ных служб; проживание гражданина РФ без удостоверения лич­ности гражданина (паспорта) или без регистрации; умышленная
порча удостоверения личности гражданина (паспорта) либо утрата
его по небрежности; незаконное изъятие удостоверения личности
гражданина (паспорта) или принятие его в залог; нарушение обя­зательных требований государственных стандартов, правил обяза­тельной сертификации, нарушение требований нормативных ак­тов по обеспечению единства измерений; несоблюдение порядка
государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним; подделка документов, штампов, печатей или блан­ков, их использование, передача либо сбыт.

16. Административные правонарушения, посягающие на об­щественный порядок и общественную безопасность. Это мелкое
хулиганство;  нарушение установленного порядка организации
либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или
пикетирования; демонстрирование фашистской атрибутики или
символики; нарушение требований пожарной безопасности; нару­шение требований режима чрезвычайного положения; невыпол­нение требований норм и правил по предупреждению и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций; нарушение правил производства,
продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хране­ния, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему; нару­шение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков
постановки его на учет; стрельба из оружия в не отведенных для
этого местах; незаконная частная детективная или охранная дея­тельность; нарушение пропускного режима охраняемого объекта;
блокирование транспортных" коммуникаций; распитие алкоголь­
ной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркоти­ческих средств или психотропных веществ в общественных мес­тах; появление в общественных местах в состоянии опьянения.

17. Административные правонарушения в области воинско­го учета. К ним относятся: непредставление в военный комисса­риат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков
граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский
учет; не оповещение граждан о вызове их по повестке военного
комиссариата или  иного  органа,   осуществляющего  воинский
учет; несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязан­ных состоять на воинском учете; неисполнение гражданами обя­занностей по воинскому учету; уклонение от медицинского об­
следования; умышленные порча или утрата документов воинско­го учета.

Приведенная классификация видов административных право­нарушений позволяет органам исполнительной власти, должност­ным лицам и гражданам четко и предметно ориентироваться во всем многообразии правовых запретов и обязанностей в сфере ре­ализации исполнительной власти, нарушение или неисполнение которых влечет административную ответственность. На этой осно­ве обеспечивается дальнейшее улучшение работы по охране пра­вопорядка, усиление борьбы с административными правонаруше­ниями и укрепление законности в стране.

Административное правонарушение и преступление являются общественно опасными деяниями. Чтобы их разграничить, нужен надежный критерий, в качестве которого выступает степень об­щественной опасности этих правонарушений. Естественно, сте­пень общественной опасности административного правонаруше­ния, как правило, значительно ниже, чем преступления.

Общественная опасность — это не абстрактная категория, а со­вокупность конкретных показателей, признаков, закрепленных в нормах права и характеризующих отдельные элементы состава правонарушения и состав в целом. Эти показатели порознь или в том или ином сочетании позволяют определить степень общест­венной опасности деяния и отграничить административное право­нарушение от преступления.

Установление юридического состава является наиболее слож­ной и важной профессиональной задачей любого правопримените­ля — суда (судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и за­щите их прав, полномочного органа исполнительной власти, должностных лиц. Именно этот момент правоприменения обеспе­чивает законность привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности, именно здесь оказывается возможным отграничить административное правонарушение от преступлений, особенно смежных или пограничных, например, мелкое хулиганство от уголовно наказуемого хулиганства, непо­виновение законному распоряжению сотрудника милиции от при­менения насилия в отношении представителя власти, предусмот­ренного ст. 318 УК РФ.

Информация о работе Сущность и признаки административного правонарушения