Сущность и признаки административного правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 06:08, реферат

Описание работы

Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности.

Файлы: 1 файл

Адм.правонарушение.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных и администра­тивно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринима­тельскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Таким образом, как должностные лица несут ответственность и индивидуальные предприниматели, а также руководители и служащие юридических лиц (организа­ций) независимо от формы собственности, совершившие админи­стративные правонарушения в связи с выполнением в своих струк­турах управленческих функций.

Обладают определенными особенностями и такие субъекты ад­министративных правонарушений, как родители или лица, закон­но их заменяющие. Они несут административную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП). Например, в связи с потреблением несовершеннолетними нарко­тических веществ без назначения врача или совершение других правонарушений, в частности мелкого хулиганства, подростком в возрасте от 14 до 16 лет, их родители и лица, их заменяющие, могут подвергаться предупреждению или административному штрафу. Тем не менее, здесь нет ответственности за чужую вину: родители и лица, их заменяющие, несут ответственность не за про­тивоправные действия детей, а за отсутствие надлежащего контро­ля за их поведением.

Субъективная сторона административного правонарушения представляет собой вину и может выражаться как в форме умыс­ла, так и в форме неосторожности. Вина — это психическое от­ношение правонарушителя к совершенному общественно опасно­му, противоправному действию или бездействию и наступивше­му результату (о понятии вины юридического лица см. выше).

Действуя с умыслом, правонарушитель сознает противоправ­ный характер своего действия или бездействия, предвидит воз­можность или неизбежность наступления вредных последствий противоправного результата и желает его наступления (прямой умысел) или не желает, но предвидит и сознательно его допускает либо относится к нему безразлично — косвенный умысел. Так, должностное лицо, совершая грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, сознательно, с прямым умыслом, совершает административное правонарушение. В другом случае водитель, выезжая из гаража на автомашине с техническими неисправнос­тями, не желает наступления противоправного результата, но со­знательно, с косвенным умыслом, допускает его наступление. Таким образом, правонарушитель подлежит административной ответственности только за совершение тех общественно опасных действий или бездействия и их вредные последствия, в отношении которых установлена его личная вина.

Каждая форма вины имеет важное значение для квалифика­ции деяния, индивидуализации административных наказаний и т.д. Поэтому они разграничены в конкретных составах правона­рушений, предусмотренных КоАП. В ряде его статей прямо ука­зывается на умышленную форму вины. Например, умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящих­ся к выборам, референдуму (портретов кандидатов в депутаты, плакатов с их биографиями и т.п. — ст. 5.14 КоАП); заведомо ложный вызов специализированных служб (пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи — ст. 19.13 КоАП); умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий (ст. 17.7 КоАП).

В большинстве случаев умышленную форму вины можно уста­новить лишь на основе анализа всех сторон состава администра­тивного правонарушения, и прежде всего его объективной сторо­ны. Так, об умышленной вине может свидетельствовать характер совершения проступка, например: сокрытие больными венерическим заболеванием источника заражения; самовольная добыча ян­таря с месторождений или мест промышленной разработки; гру­бое нарушение правил охоты; неоднократное, злостное, система­тическое совершение правонарушений и другие конкретные осо­бенности действия или бездействия, предусмотренные КоАП. При этом умышленная вина может служить основанием для примене­ния к правонарушителю более строгого наказания.

Содержание умышленной вины определяется характером ад­министративного правонарушения, состав которого может быть формальным или материальным. Формальным признается такой состав административного правонарушения, который не предус­матривает наступления в результате его совершения какого-либо общественно опасного, вредного последствия. Констатируется лишь факт нарушения того или иного правила, например наруше­ние санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм, нарушение правил водопользования, выпуск на линию транспортных средств, имеющих неисправности, с ко­торыми запрещена их эксплуатация, самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства. Поэтому умыш­ленная вина при формальных составах охватывает своим содержа­нием осознание нарушителем лишь общественной опасности, про­тивоправности совершенного им действия или бездействия, что для правоприменителя, а также большинства граждан обычно яв­ляется вполне очевидным. Таким образом, в подобных случаях отношение виновного к последствиям правонарушения (предви­дит их или не предвидит, желает наступления последствий или не желает) остается за рамками формального состава.

Материальный состав административного правонарушения включает в себя помимо противоправного действия или бездейст­вия обязательное наступление в результате их совершения об­щественно опасных (вредных) последствий (например, мелкое хи­щение, которое влечет для собственника материальные потери, нарушение водителями правил дорожного движения или эксплу­атации транспортных средств, повлекшее причинение легких те­лесных повреждений или материального ущерба). В этой связи умышленная вина предполагает осознание (понимание) наруши­телем не только общественной опасности и противоправности со­деянного, но и возможности наступления вредных последствий его действия либо бездействия.

Административный проступок может быть совершен и по неос­торожности. Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслия и небрежности.

Легкомыслие состоит в том, что лицо предвидит возможность наступления противоправного результата, но самонадеянно рас­считывает его предотвратить. Например, водитель автомашины, подъезжая на большой скорости к перекрестку, рассчитывал ос­тановить машину при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать и выехал на перекресток на красный свет.

Небрежность состоит в непредвидении возможности проти­воправных последствий, хотя при данных обстоятельствах лицо должно было и могло их предвидеть. Так, механик автохозяйства, не проверив качество ремонта, дал распоряжение выпустить авто­машину на линию, где автоинспектор обнаружил серьезные тех­нические дефекты. Механик автохозяйства действовал небрежно. Он не предвидел общественной опасности своей недобросовестнос­ти, но должен был и мог предвидеть возможность наступления тяжелых последствий.

Административное правонарушение, совершенное по неосто­рожности, является менее опасным по сравнению с правонаруше­нием, совершенным умышленно. Так, ряд статей КоАП допускает обе формы вины, и, естественно, совершение правонарушения по неосторожности может служить основанием для назначения менее строгого наказания в пределах, установленных санкцией конкрет­ной правовой нормы. Например, такие административные право­нарушения, как умышленная порча паспорта или утрата его по небрежности (ст. 19.16 КоАП), в зависимости от формы вины по­влекут и различные по тяжести административные наказания.

При неосторожной вине в форме легкомыслия нарушитель не допускает вредных последствий своих действий, надеясь их пред­отвратить, справиться с возникшими негативными явлениями. При этом он рассчитывает на свои силы, знания, опыт и другие возможные обстоятельства. И если вредные последствия все же наступают, нарушитель несет ответственность за свою самонаде­янность.

При небрежности нарушитель не предвидит возможности на­ступления вредных последствий, хотя, проявив внимательность и осмотрительность, должен был и мог их предвидеть. Здесь право­применителю важно выяснить, учитывая объективные условия, в которых находился нарушитель, должен ли и мог ли он предви­деть наступление вредных (опасных) последствий своих действий или бездействия. Когда выясняется, что лицо не должно было предвидеть наступившие последствия, становится очевидным от­сутствие его вины и тем самым отпадает основание его админи­стративной ответственности. При решении вопроса о том, могло

ли лицо предвидеть наступление вредных последствий, необходи­мо учитывать индивидуальные особенности личности нарушителя (жизненный опыт, профессию, стаж работы, навыки, состояние здоровья и т.д.).

Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного при­чинения вреда, т.е. казуса или случая, при котором администра­тивная ответственность лица не наступает. Суть дела здесь состоит в том, что лицо не должно было и не могло предвидеть общественно опасные (вредные) последствия своих действий. В частности, такие казусы нередко встречаются при дорожно-транспортных происшествиях.

Субъективную сторону наряду с умыслом и неосторожностью могут характеризовать мотив и цель правонарушения. Они иногда включаются в конкретные статьи КоАП и тогда становятся при­знаками состава, обязательными для признания того или иного действия или бездействия административным правонарушением. Например, КоАП предусматривает административную ответст­венность за получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией (ст. 6.12 КоАП). Во всех названных случаях цель выступает в качестве кон­ститутивного признака состава, а ее отсутствие исключает воз­можность признания названных действий административными правонарушениями. В иных случаях, когда в КоАП или в других законах упоминание о конкретных целях и мотивах отсутствует, эти признаки должны учитываться правоприменителем при опре­делении вида и размера административного наказания, назначае­мого виновному лицу.

 

 

 

 

3. Виды административных правонарушений

Характеристика общего состава административного проступка предполагает анализ и последующую классификацию родовых со­ставов, охватывающих виды административных правонаруше­ний, имеющих относительно единый объект посягательства (на­пример, административные правонарушения, посягающие на права граждан).

Классификация видов административных правонарушений представляет собой научную основу для кодификации законода­тельства об административной ответственности, повышения эф­фективности правоприменительной практики органов исполни­тельной власти и их должностных лиц. Ввиду огромного разнооб­разия   и   значительной  распространенности   административных проступков единого критерия их классификации не существует. Поэтому применяется комплексный критерий, объединяющий со­вокупность признаков, характеризуемых единством правового ре­гулирования, относительной устойчивостью и повторяемостью возникающих при этом административных правоотношений.

Комплексный критерий классификации видов административ­ных правонарушений включает родовой объект посягательства (например, общественный порядок, собственность, порядок уп­равления) и отраслевую направленность проступка, т.е. конкрет­ную область государственного управления (например, промыш­ленность, строительство, энергетику, сельское хозяйство, транс­порт, торговлю, экологию и т.д.).

На основе данного критерия все виды административных пра­вонарушений объединены КоАП в следующие классификацион­ные группы (главы).

1. Административные правонарушения, посягающие на права
граждан. К ним, в частности, относятся: нарушение права граж­данина на ознакомление со списком избирателей, участников ре­ферендума; проведение предвыборной агитации в период ее запре­щения и в местах, где она запрещена законом; изготовление или
распространение анонимных агитационных материалов; подкуп
избирателей, участников референдума, использование незакон­ной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным
кандидатом, избирательным объединением, избирательным бло­ком; нарушение законодательства о свободе совести, свободе веро­исповедания и о религиозных объединениях; нарушение законо­дательства о труде и об охране труда; увольнение работников в
связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастов­ки; неисполнение родителями или иными законными представи­телями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и вос­питанию несовершеннолетнего; нарушение законодательства о со­браниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании;
отказ в предоставлении гражданину информации; принуждение к
участию или к отказу от участия в забастовке.

2. Административные правонарушения, посягающие на здоро­вье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и об­щественную нравственность. Это, например, сокрытие источни­ка заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контак­тов, создающих опасность заражения; незаконное занятие частной
медицинской практикой либо народной медициной (целительством); нарушение законодательства в области обеспечения санитар­
но-эпидемиологического благополучия населения; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, ор­ганизации питания населения; незаконное приобретение либо хранение наркотических средств; потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача; вовле­чение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ; занятие проституцией.

3. Административные правонарушения в области охраны соб­ственности.  Они включают:  самовольное занятие земельного
участка; самовольную добычу янтаря; пользование недрами без
разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмот­ренных разрешением (лицензией); самовольное занятие водного
объекта или пользование им без разрешения (лицензии); само­
вольное занятие участка лесного фонда; пользование объектами
животного мира без разрешения (лицензии); нарушение автор­ских и смежных прав, изобретательских и патентных прав; нару­шение требований сохранения, использования и охраны объектов
культурного наследия (памятников истории и культуры) феде­рального значения, их территорий и зон их охраны; самовольное
подключение и использование электрической, тепловой энергии,
нефти или газа; уничтожение или повреждение чужого имущест­ва; нарушение правил пользования жилыми помещениями; нару­шение правил содержания и ремонта жилых домов и жилых по­мещений; мелкое хищение и т.д.

Информация о работе Сущность и признаки административного правонарушения