Совершенствование деятельности органов внутренних дел по реагированию на изменения оперативной обстановки в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 22:01, автореферат

Описание работы

Основной целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование и разработка предложений по совершенствованию и организации реагирования аппаратов МВД, ГУВД, УВД на изменения оперативной обстановки в регионе.
Поставленная цель достигается в процессе решения следующих задач:
1. Анализа понятия и содержания оперативной обстановки в регионе как основания для выработки и принятия управленческого решения.
2. Исследования содержательной стороны реагирования на изменения оперативной обстановки аппаратами МВД, ГУВД, УВД по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
3. Анализа правовых основ реагирования МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации на изменения оперативной обстановки.
4. Выработки предложений по созданию эффективной системы анализа и оценки оперативной обстановки в регионе.
5. Разработки предложений по оптимизации процесса реагирования на изменения оперативной обстановки для улучшения результативности повседневной деятельности органов внутренних дел, выбора наиболее эффективных форм и методов оперативного реагирования.
6. Определения основных направлений нормативно-правового совершенствования деятельности органов внутренних дел по реагированию на изменения оперативной обстановки.

Файлы: 1 файл

Автореферат.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

23

тические аппараты. В  свою очередь они, с одной стороны, повсеместно перемешаны с институтами  учета спецаппарата, с другой - работают автономно не в контексте единых задач.

В результате многочисленная армия аналитиков за последнее десятилетие ни в одном регионе России не смогла выработать жизненного экономико-правового анализа, способного видеть реалии криминального развития, прогнозировать их, или тем более иметь оперативно-агентурные решения по влиянию на события, приведшие к крайним формам криминализации экономики, государственных институтов, общества в целом.

Иными словами, эти реалии прямо свидетельствуют об уровне подготовки региональной системы МВД, ГУВД, УВД к обеспечению влияния на оперативную обстановку и тем более, к выработке соответствующих мер реагирования.

Поэтому, невзирая на грандиозность  системы, ее многоотраслевое и многоуровневое построение, реальная отдача от нее, как  от аналитического инструмента, невелика.

В связи с этим в  работе предлагаются некоторые меры по унификации этого института применительно к МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации. Главными среди них, на наш взгляд, являются следующие:

1. Укрепить штабные  подразделения на всех уровнях  управления, ввести в их состав направленцев (или главных специалистов по линиям ответственности: оперативная работа УР, УБЭП, УНП, процессуальная деятельность СУ (ГС У), организация службы МОБ.

2. Объединить организационно-штатным  решением аналитические (оперативно-аналитические)  подразделения служб КМ и МОБ  в единые отделы (управления) координации деятельности криминальной милиции и милиции общественной безопасности, обеспечив этим целостность аналитической работы в сфере уголовных преступлений и охраны общественного порядка.

3. Разграничить полномочия  аналитических (оперативно-аналитических)  подразделений КМ и МОБ и подразделений, непосредственно раскрывающих преступления и осуществляющих охрану общественного порядка. На этой основе укрепить на организационно-штатной основе оперативно-розыскные части, сделав их своего рода приемниками сегодняшних аппаратов УР и БЭП, не уменьшая, разумеется, а наоборот, увеличивая их правовой статус и статус их межрайонных отделов.

4. Обеспечить реальное  уменьшение численности обеспечивающих  служб (кадров и тыла), на основе  их частичного сокращения и  разаттестования, психологически и практически преодолев их традиционное уравнивание в статусе с подразделениями, непосредственно осуществляющими борьбу с преступностью, вырабатывающими и реализующими меры по реагированию на оперативную обстановку.

5. За счет высвобождающейся штатной численности укрепить звено горрайорганов, особенно их оперативных аппаратов и сил оперативного

24

реагирования, разграничив  одновременно их полномочия по выявлено и раскрытию преступлений с оперативно-розыскными частями и их межрайонными отделами.

Представляется, что предложенная схема, хотя и не является идеальной, но в тоже время полностью соответствует задачам обеспечения адекватного реагирования органов МВД на изменения оперативной обстановки и станет определенным этапом совершенствования нормативно-правового регулирования правоохранительной деятельности.

Нельзя не сказать  и о том, что в этих же целях  необходимо решить проблемы в организации  деятельности дежурных частей, которые  не могут входить в состав милиции  общественной безопасности, должны подчиняться штабным подразделениям - как органам межотраслевого управления, содержать принципиально иные силы и средства.

Представляется, что не менее важно кардинально пересмотреть систему взаимодействия МВД, ГУВД, УВД с другими правоохранительными органами (например, прокуратурой, ФСБ, МЧС), серьезно проанализировав пределы и результаты их непосредственного влияния на оперативную обстановку.

Анализируя изложенное, можно придти к выводу о том, что  совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел по реагированию на изменения оперативной обстановки -это давно назревшая необходимость, которая требует государственного подхода. Она не может носить только ведомственного характера, но должна сформировать целостную и гибкую систему правовых норм, закрепляющую идею организационно-правового реагирования на ситуативные изменения в регионе.

В заключении формулируются  основные обобщения и выводы исследования.

Прежде всего, установлено, что на практике и в теоретической  литературе существуют различные подходы к пониманию и толкованию термина "оперативная обстановка", дано его авторское определение.

Предложена классификация  оперативной обстановки по степеням тревожности. Определено, что ее первый уровень - это чрезвычайная степень, которая характеризуется признаками режима чрезвычайного положения, второй - критическая оперативная обстановка, третий - сложная, четвертый - «без осложнений».

Предлагаемая модель состояния оперативной обстановки представлена в виде четырех блоков компонентов: правонарушительство; условия внешней среды; состояние и результаты работы органов внутренних дел на обслуживаемой территории; силы и средства, т.е. ресурсное обеспечение органов внутренних дел.

Первые два блока  характеризуют в целом внешнюю  среду, а два последних - внутреннюю среду функционирования органов внутренних дел.

25

В ходе исследования получен  вывод о равнозначности этих элементов  оперативной обстановки.

Как предмет исследования она рассматривается в виде аналитического поля. Каждый элемент оценивается по уровню тревожности. В результате получается достаточно стройное и наглядное представление о системе оперативной обстановки как совокупности элементов (или компонентов), отражающих ее состояние.

Определено, что каждому  компоненту (или элементу) оперативной обстановки присущи определенные категории (или критерии), содержание которых можно базировать на действующих методиках оценки органов внутренних дел, дополнять или изменять, исходя из характерных особенностей регионов.

Такая система могла  бы представлять собой унифицированную управленческую схему, основанную на частных и общих методах, и вполне применима к различным объектам исследования от уровня городских (районных) административных единиц до крупных субъектов Федерации. Кроме того, представляется, что такое системное понимание и видение оперативной обстановки позволяет выделить ее составляющие и функциональные связи между ними и на этой основе осуществить качественный анализ и объективную оценку, а главное, обеспечить эффективное реагирование на ее изменения, причем не только собственно системными, но и межведомственными мерами.

Представляется, что предлагаемая методика весьма актуальна не только для уяснения самого понятия оперативной обстановки, как объекта анализа. Она дает возможность в дальнейшем исследовании определить наиболее оптимальные пути совершенствования правового, организационного и методического обеспечения деятельности, связанной с анализом и оценкой оперативной обстановки, а, самое главное, определить пути оптимизации процесса реагирования на ее изменения.

Кроме того, предлагаемый подход к оценке общего состояния  оперативной обстановки через ее составляющие (состояния) дает возможность перейти к выработке управленческих решений, позволяющих реагировать на изменения оперативной обстановки различными формами и методами, имея максимум исходного материала (результатов подбора и оценки критериев), экспертных оценок.

В ходе исследования делается вывод, что для оптимизации процесса реагирования на изменения оперативной  обстановки руководители органов внутренних дел должны быть вооружены не только многообразием форм и методов ее анализа, но и типовыми алгоритмами реагирования на различные характерные и прогнозируемые изменения оперативной обстановки. В перспективе на основе предложенной методики возможно разработать такие типовые варианты действий в условиях различных состояний оперативной обстановки (степеней тревожности). Указанные типовые алгоритмы, безусловно, способны повысить эффективность соответствующего pea-

26

гирования. Кроме того, в результате проведенного исследования сделан вывод, что наличие определенных типовых состояний оперативных обстановок дает возможность создания их информационных моделей, при расчете которых можно опираться на современное программное обеспечение.

Вместе с тем, в современном обществе должна быть сформирована целостная система правовых норм, закрепляющая идеи организационно-правового реагирования на ситуативные изменения в регионах. Концептуальные основы таких правовых актов можно сформулировать следующим образом.

Прежде всего, было бы важным закрепить в законодательных  актах федерального уровня основные вопросы реагирования на изменения оперативной обстановки, закрепить само понятие «оперативная обстановка» с более детальным ее ранжированием по совокупности всех имеющихся факторов, т.е. ввести так называемые степени тревожности (опасности). В этом же нормативном документе должна найти отражение и методика оценки оперативной обстановки.

Причем, определив признаки ее состояний на уровне законодательных  актов, было бы логичным и в подзаконных актах решить неурегулированные вопросы реагирования. На уровне Министерства внутренних дел Российской Федерации, например, было бы логичным разработать соответствующий подзаконный акт (например, наставление), утверждаемый приказом министра. Представляется, что здесь должно быть учтено, что чрезвычайное и военное положения регулируются отдельными законодательными актами. Здесь же могло бы даваться толкование оперативных обстановок, методика их анализа и оценки, а главное - алгоритм реагирования МВД, ГУВД, УВД на различные их состояния. Во всяком случае, методологическая основа для такого правового регулирования представлена в диссертации.

Основные положения  диссертации опубликованы в пяти научных работах общим объемом 22,5 п.л.:

1. Герасимов В.В. (в  соавт.) Информационно-аналитическое  обеспечение управления органами внутренних дел. Лекция. - М.: Академия управления МВД России, 1999.

2. Герасимов В.В. (в  соавт.) Методика анализа и оценки  оперативно-служебной деятельности  органов внутренних дел. Лекция. - М,: Академия управления МВД России, 1999.

3. Герасимов В.В. (в  соавт.) Методика подготовки и  оформления нормативных правовых актов в органах внутренних дел. Лекция. - М.: Академия управления МВД России, 2000.

4. Герасимов В.В. (в соавт.) Учебно-информационная модель состояния оперативной обстановки в Петровской области. Часть 1. -М.; Академия управления МВД России, 2005.

 

 

[1] Послание Президента Российской Федерации В.В. Пугана Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года.

[2] См. например: Директива МВД России от 24.10.2005 г. № 7дсп «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России в 2006 году».


Информация о работе Совершенствование деятельности органов внутренних дел по реагированию на изменения оперативной обстановки в регионе