Совершенствование деятельности органов внутренних дел по реагированию на изменения оперативной обстановки в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 22:01, автореферат

Описание работы

Основной целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование и разработка предложений по совершенствованию и организации реагирования аппаратов МВД, ГУВД, УВД на изменения оперативной обстановки в регионе.
Поставленная цель достигается в процессе решения следующих задач:
1. Анализа понятия и содержания оперативной обстановки в регионе как основания для выработки и принятия управленческого решения.
2. Исследования содержательной стороны реагирования на изменения оперативной обстановки аппаратами МВД, ГУВД, УВД по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
3. Анализа правовых основ реагирования МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации на изменения оперативной обстановки.
4. Выработки предложений по созданию эффективной системы анализа и оценки оперативной обстановки в регионе.
5. Разработки предложений по оптимизации процесса реагирования на изменения оперативной обстановки для улучшения результативности повседневной деятельности органов внутренних дел, выбора наиболее эффективных форм и методов оперативного реагирования.
6. Определения основных направлений нормативно-правового совершенствования деятельности органов внутренних дел по реагированию на изменения оперативной обстановки.

Файлы: 1 файл

Автореферат.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

13

Любые изменения оперативной обстановки требуют от субъектов управленческой деятельности, которыми в данном случае являются руководители органов и подразделений внутренних дел, соответствующего реагирования, т.е. принятия и реализации комплекса определенных мер. На практике эту деятельность принято называть оперативным реагированием.

При этом следует отметить, что  само понятие «оперативное реагирование» неразрывно связано с оперативным управлением, так как оперативное реагирование на изменения оперативной обстановки проявляется прежде всего в организации оперативного управления силами и средствами органов внутренних дел, принятии управленческих решений, адекватных специфике сложившейся ситуации с учетом перспектив ее развития.

В научной литературе, как уже  отмечалось, отсутствует четкое и  однозначное понятие оперативного управления. Более глубоко понять его сущность можно, если рассматривать этот аспект с позиции системного подхода. Как известно, органы внутренних дел, являясь социальной системой, тесно взаимодействуют со средой функционирования, причем последняя оказывает на них отклоняющее воздействие. В то же время, система управления органов внутренних дел выявляет подобные отклонения и Старается их устранить. При этом решаются как долгосрочные, масштабные задачи, так и задачи повседневного, текущего характера.

Иными словами, реагирование на изменения оперативной обстановки представляет собой сложный многоступенчатый управленческий процесс, который включает в себя: непрерывный мониторинг (слежение) изменений оперативной обстановки (сбор и анализ информации о состоянии и динамике изменений оперативной обстановки); выявление факторов, оказывающих воздействие на оперативную обстановку; прогнозирование развития ситуации; выработку вариантов оперативного управленческого решения; принятие соответствующего управленческого решения; реализацию принятого решения; контроль за исполнением; корригирование и внесение изменений и дополнений; оценку произведенного реагирования (вмешательства). Причем, этот процесс в целом и его каждый элемент требуют должной организации.

Анализ содержания этой деятельности на всех перечисленных этапах свидетельствует, что в целом в органах внутренних дел сложилась определенная система оперативного реагирования на изменения оперативной обстановки. И все же, практика показывает, что правоохранительные органы очень часто опаздывают с принятием адекватных мер по реагированию на стремительно меняющуюся обстановку. Указанный вид управленческой деятельности требует разработки более четкой, научно обоснованной методики реагирования управленческих аппаратов органов внутренних дел субъектов Российской Федерации на изменения оперативной обстановки в регионах. Необходимо иметь в виду и важность наличия определенных типовых состояний оперативных обстановок, так как это дает возможность создания их информационных моделей, при расчете которых можно было

14

бы опираться на современное  программное обеспечение. Представляется, что разные состояния или уровни, представленные в формализованном виде, дадут возможность разработки специализированных программ по выработке алгоритма действий руководителей органов внутренних дел в регионах по принятию эффективных управленческих решений и реагированию на изменяющиеся условия оперативной обстановки.

Одновременно, деятельность субъектов  управления по реагированию на изменения  оперативной обстановки требует более четкой правовой регламентации. Практика убедительно доказывает, что эффективность деятельности любого управленческого аппарата значительно возрастает, когда его задачи, структура, функции урегулированы правом.

В настоящее время в Российской Федерации и ее субъектах существуют определенные основы системы правового регулирования деятельности управленческих аппаратов МВД, ГУВД, УВД по их реагированию на изменения оперативной обстановки. Для этого имеется определенная правовая база, состоящая из групп нормативных актов, которые отличаются друг от друга по степени юридической силы и органам их принявшим.

В то же время, это обстоятельство не создает стройной системы реагирования государственных институтов на меняющуюся оперативную обстановку.

Руководители различных уровней  не вооружены знаниями о вариантах  действий в различных ситуациях  в отличии, например, от командира  дивизии (полка, батальона, роты, взвода, отделения) в сухопутных войсках, где  в боевых уставах четко закреплен такой порядок в наступлении, встречном бою и обороне, особенности этих действий в городе, в лесу, пустыне, горах и т.д., в том числе летом и зимой-, на марше, на привале и при осуществлении маневра. Это означает, что отсутствие четкого правового регулирования исследуемых вопросов не позволяет органам внутренних дел в максимальной степени и на современном уровне выполнять возложенные на них функции.

Во второй главе «Проблемы и  пути повышения эффективности реагирования МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации на изменения оперативной обстановки в регионе» рассматриваются возможности совершенствования аналитико-оценочного механизма оперативной обстановки. На этой основе предлагаются пути оптимизации деятельности органов внутренних дел по реагированию на ее изменения и концептуальные основы развития нормативно-правового регулирования этого вида управленческой деятельности.

Отмечается, что поиск резервов, разработка предложений по оптимизации механизма анализа и оценки оперативной обстановки ведется достаточно давно, причем на различных уровнях. Изучение существующих методик показывает, что зачастую аналитическая работа не носит целостного характера, а главное - не обеспечивается едиными аналитическими и объ-

15

ектовыми подходами, ее основные методические принципы размыты в различных нормативно-правовых актах.

Предложенное в диссертации  системное понимание оперативной  обстановки как изменяющейся категории, рассматриваемой не только в статике, но и в динамике, позволяет выделить ее составляющие и функциональные связи между ними и на этой основе осуществить качественный анализ и оценку оперативной обстановки, обеспечить эффективное реагирование на ее изменения. Это представляется возможным достигнуть, также используя методы математического моделирования ситуаций, картографические методы, давая интегрированную оценку, которая касалась бы внутренней и внешней среды оперативной обстановки.

В первую очередь, речь идет о возможности более детального ранжирования оперативной обстановки по совокупности всех имеющихся факторов, формировании определенной модели со степенями сложности (тревожности), используя при этом опыт правоохранительных органов других стран, в том числе США. Отечественная теория и практика классификации оперативной обстановки не рассматривается с этой точки зрения, хотя о необходимости такого ранжирования уже давно говорится на самом высоком государственном уровне. Причем это ранжирование должно быть закреплено определенным правовым актом (например, приказом МВД России).

Представляется, что наиболее логично предложенную классификацию  по степеням тревожности выстроить  следующим образом.

Первый уровень - это  чрезвычайная степень, которая характеризуется  признаками режима чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение может и должно рассматриваться как максимально опасное состояние оперативной обстановки по степени тревожности (причем важно, что содержание, пределы этого тревожного состояния уже имеют законодательную основу), после которой ее классификация должна продолжаться по уровню уменьшения степеней тревожности.

Таким образом, второй уровень - критическая оперативная обстановка, под которой должна пониматься оперативная  обстановка, имеющая, прежде всего, признаки чрезвычайного положения при условии, что сам режим чрезвычайного положения легитимно введен не был, или имеющая хотя бы один из признаков чрезвычайных обстоятельств.

Третий уровень - сложная  оперативная обстановка, которая  характеризуется резким увеличением количества преступлений, их сложностью, тяжестью, серийностью, низкам уровнем раскрытия, общественным резонансом, характерными изменениями внешней среды, неадекватным ресурсным обеспечением оперативно-служебной деятельности.

И, наконец, четвертый  уровень - обстановка «без осложнений» характеризуется отсутствием факторов чрезвычайной, сложной и критической обстановок.

Причем, такую модель состояния оперативной обстановки или каж-

16

дую ее категорию было бы оптимальным представить в  виде четырех блоков компонентов:

1.Преступность и иные правонарушения, лица, их совершившие, как объекты непосредственного воздействия со стороны системы органов и подразделений внутренних дел (правонарушительство).

2.Условия внешней среды,  характеризующие территориальные,  географические, природно-климатические, экономические, политические, социальные, демографические характеристики обслуживаемой территории, условия концептуальной среды.

3.Состояние и результаты  работы органов внутренних дел  на обслуживаемой территории, эффективность системы управления ими.

4.Силы и средства, т.е.  состояние ресурсного обеспечения  органов внутренний дел.

Таким образом, первые два  блока характеризуют в целом  внешнюю среду, а два последних - внутреннюю среду функционирования органов внутренних дел. Причем, на основании опросов и анкетирования начальников горрайорганов получен вывод о равнозначности элементов оперативной обстановки при оценке их по уровню тревожности.

Представляется целесообразным в процессе анализа и оценки указанных компонентов для лучшей наглядности и доступности использовать алгоритмическую схему, основные элементы которой разработаны на кафедре управления органами внутренних дел Академии управления МВД России. Оперативная обстановка как предмет исследования в данном случае рассматривается в виде аналитического поля (например, в форме квадрата или крута, разделенного на четыре равные части). Далее определяются элементы (или компоненты) оперативной обстановки, а именно: состояние право нарушите льства; условия внешней среды; состояние и результаты правоохранительной деятельности; ее ресурсное обеспечение. Каждый элемент оценивается по уровню тревожности (причем, каждому уровню присваивается определенный цвет) Таким образом, получается достаточно стройное и наглядное представление о системе оперативной обстановки как совокупности элементов (или компонентов), отражающих ее состояние. Однако сама по себе система в приведенном виде представляет собой скорее форму оценки оперативной обстановки, чем ее содержание.

Исходя из этого, каждому  компоненту (или элементу) оперативной обстановки должны быть присущи определенные категории (или критерии), содержание которых вполне можно базировал на действующих оценочных таблицах и методиках оценки органов внутренних дел (Приказ МВД России от 05.08.2005 № 650 «О введении в действие систем оценки деятельности органов внутренних дел, отдельных подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности, органов предварительного расследования»)

17

Например, в кратком  изложении, категориями оценки состояния  внешней среды функционирования органов внутренних дел могут выступать следующие группы факторов:

- территориально-географические  и природно-климатические характеристики,

характеризующие экономику  региона, его социально-экономические  условия,

- социально-демографические характеристики,

- социально-политические, политико-правовые, идеологические  характеристики региона.

По аналогичному алгоритму  оценивается состояние правонарушительства, где критериями оценки могут служить :

- уровень преступности; динамика преступности в целом, преступлений компетенции криминальной милиции и милиции общественной безопасности, а также отдельных видов наиболее распространенных преступлений; структура преступности; территориальная (линейная, объектовая) распространенность преступности и конкретных видов преступных посягательств;

- уровень латентной  преступности;

- степень преступной  активности конкретных групп  населения, в том числе несовершеннолетних, женщин, лиц, ранее совершавших  преступления, не имеющих постоянного  источника дохода и др.;

- виктимологические аспекты  преступности;

- состояние организованной  и экономической преступности, незаконного оборота наркотиков и оружия,

- состояние правопорядка  на улицах и в других общественных  местах;

- состояние преступности  в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

- состояние безопасности  дорожного движения и пожарной  безопасности.

В анализе и оценке результатов деятельности органов  внутренних дел и их ресурсного обеспечения  можно выделить:

- исполнительскую или  предметную деятельность, то есть работу соответствующих специалистов-профессионалов по различным линиям, направлениям и участкам (охрана общественного порядка, борьба с преступностью, обеспечение безопасности дорожного движения и т.д.);

- управленческую деятельность, в рамках которой выделяют организаторскую работу и работу по материально-техническому, финансово-хозяйственному и штатно-кадровому обеспечению. Между этими видами деятельности существует диалектическая связь, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

18

Приведенные категории частных оценок компонентов (элементов) оперативной обстановки не являются исчерпывающими и могут дополняться (изменяться), исходя из характерных особенностей регионов. В то же время, они не выбираются хаотично, но должны соответствовать общенаучным принципам любого исследования и прежде всего - объективности, прагматичности, достоверности, комплексности, системности.

Информация о работе Совершенствование деятельности органов внутренних дел по реагированию на изменения оперативной обстановки в регионе