Совершенствование деятельности органов внутренних дел по реагированию на изменения оперативной обстановки в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 22:01, автореферат

Описание работы

Основной целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование и разработка предложений по совершенствованию и организации реагирования аппаратов МВД, ГУВД, УВД на изменения оперативной обстановки в регионе.
Поставленная цель достигается в процессе решения следующих задач:
1. Анализа понятия и содержания оперативной обстановки в регионе как основания для выработки и принятия управленческого решения.
2. Исследования содержательной стороны реагирования на изменения оперативной обстановки аппаратами МВД, ГУВД, УВД по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
3. Анализа правовых основ реагирования МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации на изменения оперативной обстановки.
4. Выработки предложений по созданию эффективной системы анализа и оценки оперативной обстановки в регионе.
5. Разработки предложений по оптимизации процесса реагирования на изменения оперативной обстановки для улучшения результативности повседневной деятельности органов внутренних дел, выбора наиболее эффективных форм и методов оперативного реагирования.
6. Определения основных направлений нормативно-правового совершенствования деятельности органов внутренних дел по реагированию на изменения оперативной обстановки.

Файлы: 1 файл

Автореферат.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

8

уровню уменьшения степеней тревожности или опасности.

Критическая обстановка под которой понимается такое ее состояние, при котором очевидны признаки чрезвычайного положения, при условии что сам режим чрезвычайного положения легитимно введен не был, или имеющая хотя бы один из признаков чрезвычайных обстоятельств.

Сложная оперативная обстановка - характеризуется достаточно традиционными факторами, и прежде всего, резким увеличением количества преступлений, их сложностью, тяжестью последствий, серийностью; низким уровнем раскрытия, общественным резонансом; характерными изменениями внешней среды; неадекватным ресурсным обеспечением оперативно-служебной деятельности.

Обстановка «без осложнений» - характеризуется отсутствием факторов чрезвычайной, критической и сложной  обстановок.

4. Организационно-правовые  основы реагирования аппаратов МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации на возможные изменения оперативной обстановки и выработки адекватных управленческих решений, которые заключаются в научно-практическом методе исследования оперативной обстановки, в принципах объективности, прагматичности, достоверности, комплексности, системности, наглядности, путем изучения и оценки ее отдельных элементов (компонентов) в динамике, определения степени тревожности (или опасности), выбора методов реагирования (привентивных, оперативных, стратегических) и форм их воплощения для централизованного вмешательства аппаратов МВД, ГУВД, УВД в деятельность органов внутренних дел с целью предотвращения или разрешения проблемных ситуаций посредством оказания практической помощи, административного воздействия, осуществления внеплановых контрольных мероприятий, непосредственного управляющего вмешательства в формах реализации организационных, предписывающих, методических мероприятий.

5. Научно обоснованные  меры совершенствования нормативно-правового  регулирования управленческой деятельности аппаратов МВД, ГУВД, УВД в условиях изменяющейся оперативной обстановки, предполагающие разработку системы правовых норм, закрепляющих понятие оперативной обстановки, основы ее анализа и оценки путем научно-практических методов исследования ее компонентов (или элементов) в динамике, использования в этом степеней тревожности или опасности (чрезвычайная, критическая, сложная, без осложнений), утверждения алгоритма реагирования аппаратов МВД, ГУВД, УВД на изменения оперативной обстановки в регионе, предусматривающего внесение дополнений в соответствующие нормативно-правовые акты Российской Федерации.

6. Типовая модель суточной  оперативной сводки о преступлениях  и происшествиях в субъекте  Российской Федерации, в которой  оперативная обстановка отображается в динамике с учетом оценки степеней тревожности, использования цветовой гаммы и возможных вариантов реагирования аппаратов МВД, ГУВД, УВД на отдельные ее состояния.

9

Обоснованность и достоверность  полученных результатов определяется выбором и применением научной методологии исследования. В соответствии с этим для обеспечения комплексного изучения проблем совершенствования механизма реагирования на изменения оперативной обстановки изучен широкий круг источников, составляющих теоретическую и нормативную базу исследования.

Теоретическую основу исследования составляет литература по отраслевым юридическим наукам, социологии, теории управления. В качестве фактического материала использовались статистическая информация по теме, опыт органов внутренних дел по организации реагирования на изменения оперативной обстановки, положения ряда законов и подзаконных актов, материалы периодической печати.

Как представляется, теоретические  выводы автора, предложения и рекомендации диссертанта обоснованы достаточным и достоверным фактическим материалом, определяющим репрезентативность результатов.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Научная значимость исследования заключается в том, что сформулированные в нем теоретические положения об анализе и оценке оперативной обстановки, механизме реагирования на ее изменения развивают и дополняют теорию управления органами внутренних дел.

Практическая значимость исследования состоит в том, что  его результаты могут быть использованы в практической деятельности МВД, ГУВД, УВД по совершенствованию механизма реагирования на изменения оперативной обстановки. Отдельные положения диссертации применимы для подготовки комплексного нормативного правового акта МВД Российской Федерации по реагированию на изменения оперативной обстановки в регионе.

Апробация и внедрение  результатов исследования. Основные теоретические положения исследования опубликованы в авторских статьях общим объемом 22,5 у.п.л.

Теоретические положения  и практические рекомендации, изложенные в диссертации, используются:

- в учебном процессе  при чтении лекций и проведении  семинарских занятий профессорско-преподавательским составом кафедры управления органами внутренних дел Академии управления МВД России;

- в деятельности УВД  Владимирской области при подготовке проектов нормативно-правовых актов о совершенствовании управленческой деятельности по реагированию на изменения оперативной обстановки.

Результаты работы прошли апробацию в практических органах  внутренних дел ЦФО. Концепция оценки оперативной обстановки, основанная на анализе ее компонентов в динамике, классификации по уровням тре-

10

вожности, использована в ходе планового инспектирования  УВД Владимирской области комиссией МВД России в мае 2006 года.

Структура и объем  диссертации были определены исходя из целей и задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического указателя литературы и 4 приложений.

Основное содержание работы

Во введении обоснован  выбор темы диссертационного исследования, показаны ее актуальность и степень научной разработанности, определены объект, предмет, цели и задачи, методологические основы, научная новизна диссертации и выносимые на защиту положения, теоретическая и практическая значимость результатов, указаны направления апробации и практической реализации результатов диссертационного исследования.

Первая глава «Механизм  реагирования органов внутренних дел  на изменения оперативной обстановки в регионе» объединяет три параграфа, содержит анализ теоретических представлений об оперативной обстановке, основных методов ее изучения и оценки, реагирования органов внутренних дел на изменения оперативной обстановки, правовых основ этого вида управленческой деятельности.

Как конкретное проявление реальной действительности оперативная обстановка характеризуется исключительной сложностью, которая определяется значительной динамичностью системы взаимодействующих факторов и условий разного социального уровня и разной степени общности. При исследовании оперативной обстановки, как научном, так и повседневном, использованы положения системного подхода или системного анализа. Именно этим обеспечивается всесторонность изучения оперативной обстановки как объекта исследования.

В самой общей форме  под оперативной обстановкой  можно понимать всю совокупность условий (правонарушительство, факторы внешней среды, состояние и результаты работы МВД, ГУВД, УВД, их ресурсное обеспечение), в которых те или иные органы внутренних дел выполняют задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка, в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Причем совокупность этих содержательных блоков компонентов  образует фактически единство объективной и субъективной сторон управленческой ситуации, отражает состояние системы управления со всеми присущими ей основными элементами: субъект, объект и окружающая среда.

Изучив и обобщив  различные подходы к определению  и оценке оперативной обстановки, диссертант пришел к выводу, что хотя ученые расходятся во мнении по самым различным аспектам содержания понятия «опе-

11

ративная обстановка», большинство авторов рассматривают  его в качестве объекта анализа и оценки среды функционирования органов внутренних дел.

Безусловно, такой подход во многом оправдан, поскольку позволяет  разаботать методологию изучения факторов и условий, в которых органы внутренних дел решают поставленные перед ними задачи. В то же время, он отражает лишь статику оперативной обстановки. Эго обусловлено прежде всего тем, что при анализе и оценке состояния среды функционирования органов внутренних дел рассматриваются определенные «срезы» обстановки, выраженные в конкретных цифрах и фактах но итогам месяца, квартала, полугодия, года и т.д. Однако следует иметь в виду, что данные, отражающие действительное состояние обстановки, представляют собой лишь внешнее проявление ее сущности.

Важность статики оперативной  обстановки для принятия управленческих решений несомненна, но еще важнее для эффективности управленческого цикла, а следовательно для принятия управленческого решения, сама динамика оперативной обстановки, именно поэтому представляется целесообразным ее изучение с точки зрения возможности реагирования на происходящие изменения, рассматривая данную категорию как в статике, так и в динамике, имея в виду, что именно процессы ее изменения могут и должны служить основанием выработки и принятия управленческих решений, организации оперативного управления силами и средствами органов внутренних дел региона.

Необходимо также отметить, что в специальной литературе и в практике очень часто применяется термин «сложная оперативная обстановка», К этому обычно прибегают, когда пытаются качественно охарактеризовать состояние оперативной обстановки, совокупность внешних и внутренних условий функционирования органа внутренних дел. В то же время, сложная оперативная обстановка, по существу, является не столько разновидностью оперативной обстановки, сколько ее конкретным качественным состоянием в определенных условиях. В связи с этим, очень важно различать виды и состояния оперативной обстановки, принимая во внимание, что виды - это внешнее выражение по каким-либо признакам оперативной обстановки, а состояния - качественная характеристика ситуации в которой осуществляется деятельность органов внутренних дел, и которая может быть присуща каждому из этих видов.

Исходя из основных положений системного подхода, оперативная обстановка может быть рассмотрена как система, а состояние и динамика преступности как подсистема, обладающая относительной самостоятельностью. В этой связи оперативная обстановка должна иметь свою классификацию не только в статике (по видам), но и в динамике (классификация по состояниям или уровням), которая может служить концептуальной основой для разработки нормативного правового акта по алгоритму действий руководителей органов Bir/тренних дел в регионах в тех или иных ситуаци-

12

ях.

Таким образом, оперативную  обстановку в регионе молено определить как совокупность постоянно изменяющихся взаимосвязанных и взаимодействующих внешних и внутренних по отношению к субъекту управления в системах МВД, ГУВД, УВД условий, определяющих состояние борьбы с преступностью и охраны правопорядка на обслуживаемой территории, а также характеризующих определенную степень тревожности (социальной опасности) и являющихся основанием для выработки и принятия соответствующих управленческих решений, то есть основой для целенаправленных воздействий аппарата управления МВД, ГУВД, УВД на систему подчиненных органов и подразделений внутренних дел региона.

Рассматривая сущность оперативной обстановки следует  подчеркнуть важность ее типологии. Существующие классификации, как правило, указывают на зависимость представления об основных факторах оперативной обстановки от особенностей организации работы органов внутренних дел на различных уровнях управления и от содержания направлений их деятельности. Нельзя не отметить, что такой подход обнаруживает некоторую ограниченность своей ориентацией преимущественно на внешние основания, в то время как для научной типологизации оперативной обстановки существенный интерес представляют и внутренние основания.

Предложенная структура, основами классификации в которой служат наиболее характерные внешние и  внутренние условия деятельности по решению задач правоохраны и их динамика, как представляется, дает возможность достаточно оптимальной типологизации оперативной обстановки.

Определение, системное описание и  моделирование содержательных блоков элементов оперативной обстановки, в соответствии с ее типами, предположительно должны дать еще один интересный для  практики результат - обнаружение в некоторых типах одинаковых или незначительно (по установленному в результате исследований параметру) отличающихся блоков. Это позволит использовать уже известные параметры и составлять из таких наиболее стабильных блоков различные вариации, моделируя разные типы обстановки при сравнительно малом внесении новых данных о наиболее подвижных и специфических переменных.

Другой стороной исследования типов  оперативной обстановки, связей их относительно стабильных и более  подвижных блоков представляется теоретическое обоснование и выработка обобщенных показателей, которые будут выражать общие свойства и отношения элементов, проявляемые в системном единстве и не суммирующие, а синтезирующие множество свойств составляющих. Это, в свою очередь, должно повлечь определенную унификацию и сокращение ресурсных затрат в части информационного обеспечения изучения обстановки. Ее типология, кроме этого, создает предпосылки для предметного научного сопровождения задач анализа и оценки.

Информация о работе Совершенствование деятельности органов внутренних дел по реагированию на изменения оперативной обстановки в регионе