Состав административного правонарушения (проступка)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 01:14, курсовая работа

Описание работы

Среди правовых средств обеспечения государственной дисциплины и законности в управлении особое место занимает институт административной ответственности. Актуальность разработки ее проблем предопределяется прежде всего динамичностью развития современных общественных отноше-ний. Демократизация общественной жизни заставляет по-новому взглянуть на роль, место и пределы административной ответственности, повышение предупредительной возможности законодательства при реализации его субъектами административной юрисдикции.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие и основные черты административной
ответственности…………………………………………..6
Законодательные основы административной ответственности.17

Глава 2. Понятие административного правонарушения
(проступка)……………………………………………...20
Социально-правовая природа административного правона-
рушения (проступка)……………………………………………...20

Глава 3. Состав административного правонарушения
(проступка)………………………………………………29
Структура состава административного проступка……………..29
Объект административного правонарушения (проступка)…….31
Объективная сторона административного правонарушения
(проступка)………………………………………………………...35
Субъекты административной ответственности, их
классификация и особенности…………………………………...40
Субъективная сторона административного правонарушения
(проступка)………………………………………………………..69

Заключение………………………………………………………..77
Список использованной литературы…………………………….82

Файлы: 1 файл

дипл. Адм. ответ-ть, адм. правонарушение+РБ.doc

— 328.50 Кб (Скачать файл)

Признаки специальных субъектов весьма разнообразны и характеризуют их по видам деятельности, особенностям правового положения, прошлому поведению и т.д. Тем не менее, для них характерен ряд общих черт:

Во-первых, они служат конструктивными признаками составов правонарушений и закреплены в соответствующих нормативных актах.

Во-вторых, специальные признаки присущи лишь субъектам, выполняю-щим специфические обязанности, нарушение или невыполнение которых и составляет для них административный проступок. Например, административ-ной ответственности за нарушение правил пребывания на территории Республики Беларусь и транзитного проезда через нее подлежат только иностранные граждане и лица без гражданства (ст. 185 КоАП), правил торговли, общественного питания и оказания услуг населению - работники торговли и общественного питания (ст. 147 КоАП), порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности или уничтожение документов - руководители, главные бухгалтеры, другие должностные лица хозяйственного субъекта (ст. 151 КоАП) и т.д.

В-третьих, некоторые правонарушения достигают такой степени общест-венной вредности, что требуют установления повышенной административной ответственности лиц, обладающих признаками специального субъекта. Как уже отмечалось, когда, например, правила пожарной безопасности, санитарии нарушают лица, не являющиеся должностными, отрицать серьезность таких проступков тоже нельзя, но должностные лица, нарушая их, своими неправомерными действиями или бездействием нередко могут причинить больший вред, чем «рядовой» гражданин. Вот почему практически все специальные субъекты несут повышенную, по сравнению с гражданами, административную ответственность.

В-четвертых, специальные признаки субъекта иногда носят временный характер (например, «поднадзорный», «призывник» и т.д.), хотя лицо может обладать ими и длительное время, а также приобретать новые, утрачивать старые.

В-пятых, специальные признаки:

  1. присущи лишь отдельным группам граждан;
  2. отражают специфику их правового статуса;
  3. возникают на основе индивидуальных актов управления или иных юридически значимых действий уполномоченных органов (например, обязанности и полномочия у того или иного должностного лица возникают на основании приказа [избрания] на должность). Факты получения человеком водительского удостоверения, приписки к призывному участку свидетельствуют о возникновении специальной правоспособности, в том числе деликтоспособности, которая реализуется только во время выполнения специальных обязанностей и по поводу их выполнения. Во всех случаях при нарушении своих специальных обязанностей эти лица будут нести административную ответственность как специальные субъекты;
  4. более динамичны, чем общие признаки;
  5. являются конструктивными признаками составов;
  6. содержатся в статьях Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;
  7. закрепляются законодателем с целью дифференциации ответственности разных категорий лиц, обеспечения справедливой правовой оценки их неправомерных действий.

Специальные субъекты административной ответственности можно классифицировать по различным основаниям, в частности, с учетом особен-ностей их административно-правового статуса, по признакам, характеризую-щим:

  1. их служебные, трудовые обязанности:

а) должностные лица;

б) лица, ответственные за соблюдение тех или иных специальных правил;

в) работники предприятий (организаций) торговли и общественного питания,

    механизаторы, работники банков;

  1. их специальные обязанности:

а) водитель автотранспорта;

б) призывники, военнообязанные;

в) иностранцы и лица без гражданства;

г) родители и лица, их заменяющие.

  1. особое физическое состояние лица:

а) лицо с венерическим заболеванием;

б) лицо, совершившее проступок в состоянии опьянения.

  1. прошлое поведение лица:

а) поднадзорный;

б) лицо, совершившее административный проступок повторно.

 

За последние годы в административном законодательстве наблюдается тенденция к увеличению составов правонарушений со специальными субъекта-ми. Это можно объяснить тем, что законодательство, с одной стороны, стремит-ся в большей степени индивидуализировать административную ответствен-ность путем установления точного круга лиц, которые могут ее нести, а с другой - путем издания специальных норм (а составы со специальными субъектами ответственности являются таковыми) усилить предупредительную роль закона. Так, в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях признаки специального субъекта содержатся почти в 200 статьях.

Увеличение происходит, во-первых, путем «разукрупнения» некоторых общих, широко сформулированных составов со специальными субъектами. Так, наиболее распространенный их вид - должностное лицо - в целом ряде составов конкретизирован указаниями, какие именно из этих лиц подлежат административной ответственности. Согласно статье 92 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, например, расточительное расходование электрической и тепловой энергии влечет предупреждение или наложение штрафа на руководителей предприятий, учреждений, организаций, главных инженеров (главных механиков) предприятий, начальников цехов, руководителей административно-хозяйственных служб учреждений и организа-ций. В других статьях избран иной подход к определению круга должностных лиц, подлежащих ответственности. В частности, по статье 121 за выпуск на линию транспортных средств, имеющих неисправности, с которыми запрещена их эксплуатация, она возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций или иных должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию названных средств. Однако большинство статей Кодекса не содержит не только исчерпывающего перечня, но и указаний на видовые признаки должностных лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за нарушение тех или иных правил.

Во-вторых, увеличение составов со специальными субъектами происхо-дит за счет взятия под охрану отдельных, ранее не защищенных административно-правовыми нормами, общественных отношений с указанием ограниченного круга лиц, которые являются субъектами ответственности за их нарушения. Это относится к составам, где субъектами ответственности являются как должностные лица, так и некоторые категории иных лиц, например (по ст. 154 КоАП), субъекты хозяйствования, не являющиеся банками, но осуществляющие банковские и иные финансовые операции, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц, без соответствующих лицензий или без согласия национального банка. К указанным категориям можно также отнести работников, ответственных за соблюдение специальных правил (хранения или перевозки огнестрельного оружия, воинского учета, паспортного режима, радиационного контроля и т.д.), работников предприятий торговли и общественного питания и др.

В-третьих, происходит образование новых составов в связи с учетом личностных свойств виновного, которые, будучи введенными в качестве конструктивных признаков, выступают именно как признаки субъектов ответственности. Например, в составах указаны такие специальные субъекты, как «поднадзорный», «лицо, совершившее проступок в состоянии опьянения, в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах», «лицо, к которому ранее применялись меры административного взыскания» и т.д.

Признак специального субъекта может быть конструктивным признаком простого состава, а это значит, что к административной ответственности за соответствующие правонарушения привлекаются только специальные субъекты. Он бывает и квалифицирующим признаком квалифицированного состава. В таких случаях за конкретные действия к административной ответственности может быть привлечен любой гражданин, достигший 16-летнего возраста, а совершение их же специальным субъектом оценивается как выполнение квалифицированного состава.

В некоторых статьях Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях содержатся одновременно две санкции: одна - для граждан, другая - для должностных лиц. Так, в статье 65 сказано: «Уничтожение или повреждение подроста в лесах - влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от одной до трех минимальных заработных плат и на должностных лиц - от трех до десяти минимальных заработных плат». По существу, в подобных статьях содержатся сразу два состава (простой и квалифицированный), и признак специального субъекта (должностного лица) выступает как квалифицированный. Здесь имеет место один из приемов юридической техники, обеспечивающих четкое по содержанию и экономное по форме изложение правовых норм.

Иногда норма прямо не содержит указаний на специального субъекта, но ее толкование неизбежно приводит к такому выводу. Например, за нарушение правил международных полетов установлена штрафная санкция в размере от трех до восьми минимальных заработных плат. Ясно, что в приведенной норме речь идет только о должностных лицах, но каких - ведущих воздушное судно или тех, кто руководит полетом, обеспечивает его, находясь на земле, - не уточняется. Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к актам, регулирующим международные полеты.

Признаки общего и специального субъекта включены в состав проступка. Наряду с ними в правовых актах называется значительное число обстоятельств, характеризующих субъекта правонарушений, но не входящих в состав. Например, если лица, состоящие на действительной военной службе, призванные на сборы военнообязанные, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел совершили нарушение правил пожарной безопасности, дорожного движения, охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, а также административные таможенные правонарушения, нарушили правила получения, расходования, учета, хранения драгоценных металлов и камней во всех видах либо изделий, их содержащих, а также сбора и сдачи в государственный фонд их лома и отходов, то их действия квалифицируются по соответствующей статье закона, и факт состояния на указанной службе на квалификацию не влияет (ст. 15 КоАП). Но к указанным лицам не могут быть применены такие административные взыскания, как исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим срочной службы - штраф.

Для обобщения всех названных выше признаков целесообразно использовать специальное понятие «особый субъект административной ответственности». Несмотря на разнообразие признаков, характеризующих особых субъектов, можно выделить некоторые их общие черты.

Они:

  • не являются конструктивными признаками состава проступка, хотя имеют определенное юридическое значение;
  • не влияют на квалификацию содеянного, но существенны для определения размера и вида взыскания, порядка его применения, т.е. влияют на ответственность в целом;
  • с точки зрения юридической техники, как и признаки общего субъекта, закрепляются в нормах Общей части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

 

Все указанные признаки служат одной главной цели: максимально индивидуализировать ответственность, обеспечить гибкий и дифференцирован-ный подход исходя, в одних случаях, из особенностей социального положения субъектов, а в других - из идей гуманизма и милосердия.

В соответствии с действующими нормами административного права к рассматриваемой группе правонарушителей относятся:

а) несовершеннолетние;

б) инвалиды;

в) женщины, имеющие детей в возрасте до 12 лет и беременные;

г) военнослужащие, а также призванные на сборы военнообязанные;

д) рядовой и начальствующий состав органов внутренних дел;

е) студенты и учащиеся;

ж) лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или

     специальных положений  о дисциплине, предусматривающих  применение 

     дисциплинарных санкций  за административные проступки;

з) депутаты;

и) иностранные граждане;

к) лица, повторно в течение года совершившие однородное правонарушение, за

     которое уже подвергались  административному взысканию;

л) судимые за преступления.

 

Содержащиеся в законодательстве особые признаки субъектов ответственности можно объединить в группы, характеризующие следующие особенности правового статуса гражданина:

  1. общественно полезную деятельность правонарушителя (п. «г», «д», «в», «ж», «з»);
  2. прошлое противоправное поведение виновного (п. «к», «л»);
  3. иные особенности правового статуса граждан (п. «и»);
  4. состояние здоровья, возраста и иные демографические качества правонару-шителя (п. «а», «б», «в»).

 

Наличие признаков особого субъекта имеет ряд юридических последствий.

Во-первых, они могут быть обстоятельствами, смягчающими или отягчающими ответственность.

Во-вторых, особые субъекты не подвергаются некоторым взысканиям. Так, административный арест не может применяться к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам 1 и II группы.

В-третьих, субъекты, которым предоставлено право налагать администра-тивные взыскания, вправе передавать материалы о правонарушениях, совершенных лицами, перечисленными в п. «г», «д», «е», «ж», соответствую-щим руководителям для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

В-четвертых, закон Республики Беларусь «О статусе народного депутата Белорусской ССР» от 13 февраля 1991 года {Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. 1991. № 14. Ст. 157} в качестве одной из гарантий обеспечения депутатской деятельности закрепил особые правила их привлечения к административной ответственности в судебном порядке. Так, депутат местного Совета может быть подвергнут административному взыска-нию, налагаемому в судебном порядке, лишь с согласия соответствующего Совета, а в период между сессиями - с согласия его исполнительного комитета.

Информация о работе Состав административного правонарушения (проступка)