Состав административного правонарушения (проступка)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 01:14, курсовая работа

Описание работы

Среди правовых средств обеспечения государственной дисциплины и законности в управлении особое место занимает институт административной ответственности. Актуальность разработки ее проблем предопределяется прежде всего динамичностью развития современных общественных отноше-ний. Демократизация общественной жизни заставляет по-новому взглянуть на роль, место и пределы административной ответственности, повышение предупредительной возможности законодательства при реализации его субъектами административной юрисдикции.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие и основные черты административной
ответственности…………………………………………..6
Законодательные основы административной ответственности.17

Глава 2. Понятие административного правонарушения
(проступка)……………………………………………...20
Социально-правовая природа административного правона-
рушения (проступка)……………………………………………...20

Глава 3. Состав административного правонарушения
(проступка)………………………………………………29
Структура состава административного проступка……………..29
Объект административного правонарушения (проступка)…….31
Объективная сторона административного правонарушения
(проступка)………………………………………………………...35
Субъекты административной ответственности, их
классификация и особенности…………………………………...40
Субъективная сторона административного правонарушения
(проступка)………………………………………………………..69

Заключение………………………………………………………..77
Список использованной литературы…………………………….82

Файлы: 1 файл

дипл. Адм. ответ-ть, адм. правонарушение+РБ.doc

— 328.50 Кб (Скачать файл)

Переход к рыночным отношениям, появление хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм закономерно породили администра-тивную ответственность юридических лиц в виде штрафа. Это отчасти объясня-ется тем, что новые условия позволяют усилить влияние административного штрафа на укрепление законности и дисциплины в деятельности юридических лиц, ибо его крупные размеры призваны ощутимо отражаться на их имущественном положении. В ряде случаев узаконена возможность сочетания административной ответственности юридических и должностных лиц.

Принципиальное значение для признания предприятий и организаций субъектами административной ответственности имеет ряд декретов и указов Президента Республики Беларусь. Так, в целях обеспечения потребностей субъектов хозяйствования в иностранной валюте, поддержания стабильности единого курса национальной валюты Республики Беларусь в отношении к иностранной, а также совершенствования порядка обязательной продажи последней указом от 2 июня 1997 года было установлено, что белорусские юридические лица и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, обязаны продавать на Межбанковской валютной бирже 30 процентов средств в свободно конвертируемой валюте и российских рублях в течение 5 дней со дня поступления их на счета в белорусских или иностранных банках за исключением средств, которые не подлежат продаже в соответствии с названным указом.

Устанавливалось, что на юридических лиц и предпринимателей, винов-ных в несвоевременной обязательной продаже иностранной валюты, налагается штраф в размере 1% от непроданной валюты за каждый день просрочки, но не свыше суммы непроданных валютных средств, а в необоснованном занижении суммы валютных средств, подлежащих обязательной продаже - в размере, на который они необоснованно занижены.

Установленные штрафные санкции налагаются по решениям Комитета государственного контроля. Государственного налогового комитета и их территориальных органов либо главных управлений Национального банка по областям и г. Минску. Такое решение может быть принято не позднее двух месяцев со дня обнаружения правонарушений и в 5-дневный срок должно быть доведено до соответствующего юридического лица или предпринимателя {Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1997. № 16. Ст. 579}.

4 августа 1997 года был принят  декрет Президента Республики  Беларусь № 14 «О некоторых мерах  по упорядочению экономических  отношений» {Собрание декретов, указов  Президента и постановлений Правительства  Республики Беларусь. 1997. № 22, 23. Ст. 579}, который в целях обеспечения реализации конституционных полномочий Комитета государственного контроля в экономической сфере и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь установил для юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, конкретные размеры штрафных санкций за:

  • использование не по назначению централизованно выделенных материальных ресурсов (за исключением обмена их на сырье, материалы и комплектующие изделия для собственного производства);
  • необоснованное получение дотаций и компенсаций из бюджета, внебюджетных фондов, использование средств бюджета и внебюджетных фондов не по целевому назначению;
  • непоставку (недопоставку) продукции для государственных нужд;
  • нарушение порядка получения, расходования, учета, хранения драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, а также сбора и сдачи их лома и отходов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь;
  • нарушение порядка учета, сбора, хранения, использования и реализации металлопродукции, черных и цветных металлов, их лома и отходов;
  • завышение объемов стоимости строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, выполненных за счет бюджетных ассигнований и средств внебюджетных фондов, вызванное приписками, применением неправильных расценок, повышающих коэффициентов и другими причинами;
  • строительство объектов по проектам, не прошедшим обязательную государственную экспертизу, либо без лицензии на инвестиционную деятельность, разрешения на право производства работ, сдачу-приемку работ, выполненных с нарушением проектных решений, строительных норм и правил;
  • завышение цен или их занижение при реализации продукции (работ, услуг);
  • непринятие мер по обеспечению своевременного поступления выручки от продажи (реализации) продукции (работ, услуг) по экспертным контрактам, товара по импортным и бартерным контрактам;
  • реализацию продукции (выполнение работ, оказание услуг) без сертификата и знака соответствия, если к такой продукции (работам, услугам) норма-тивными актами установлены требования по обеспечению безопасности жизни, здоровья или имущества потребителей, охраны окружающей среды и такая продукция (работы, услуги) подлежит обязательной сертификации;
  • реализацию (поставку) продукции, в том числе отремонтированной (восстановленной), выполнение работ (оказание услуг) без нормативно-технической документации либо не соответствующих ее требованиям, а также реализацию товаров без удостоверений о государственной гигие-нической регистрации, требуемых в предусмотренных законодательством случаях;
  • реализацию продукции, выполнение работ (оказание услуг) с нарушением запрета сотрудников органов Комитета государственного контроля либо специально уполномоченных государственных органов по защите прав потребителей;
  • предоставление недостоверной информации для проведения экспертизы о качестве товаров (работ, услуг) и целый ряд других административных правонарушений.

 

Этим же указом была усилена административная ответственность за:

  • уничтожение бухгалтерских и других документов в нарушение установленных сроков их хранения, их сокрытие;
  • непредставление в 15-дневный срок информации органам, проводящим регистрацию, об изменении юридического адреса;
  • нарушение законодательства при сдаче в аренду, разгосударствлении, приватизации и ином отчуждении государственного имущества;
  • нарушение должностными лицами порядка проведения экспертизы и выдачи недостоверной информации по результатам;
  • нарушение порядка учета, сбора, хранения, использования и реализации металлопродукции, черных и цветных металлов, их лома и отходов;
  • отказ от заключения договоров на поставку лома и отходов черных и цветных металлов при их наличии, а также несдачу по истечении календарного года в установленном порядке неделового металлолома в полном объеме от имеющегося его количества.

 

Устанавливалось также, что: причинение ущерба государству, отсутствие необходимых специальных разрешений (лицензий) на осуществляемый вид деятельности, отказ в допуске сотрудников Комитета государственного конт-роля и его территориальных органов к проверке (ревизии), в предоставлении необходимой для проведения ревизии информации либо документов, а также непредставление отчета об устранении выявленных Комитетом государствен-ного контроля и его территориальными органами нарушений влекут наложение денежного начета на виновных должностных лиц в размере до их трехмесячного должностного оклада.

Суммы экономических санкций и штрафов, не внесенные виновными юридическими и физическими лицами добровольно, должны списываться в бесспорном порядке с их счетов на основании решений Комитета государственного контроля и его территориальных органов.

Следует отметить, что штраф - не единственный вид административного взыскания. К предприятиям, учреждениям и организациям применяются кроме него конфискация, а также такие, не являющиеся взысканиями, принудитель-ные меры, как снос самовольно возведенных строений, приостановление строительства производственных объектов, прекращение деятельности пред-приятий, запрещение приемки товаров торгующими организациями или ввод особого порядка приемки товаров, если они вырабатываются с нарушением действующих стандартов, и т.д.

Тем не менее, законодательство об административной ответственности организаций (предприятий) еще не представляет собой систему,  сложившуюся на основе четкой концепции законодателя. Как мы отмечали, действуют пока лишь отдельные акты либо их нормы, содержащиеся в разных законах.                             

Наиболее многочисленной по количеству и неоднородной по составу является группа индивидуальных субъектов ответственности - физических лиц, подразделяемых, как правило, на граждан и должностных лиц. По нашему же мнению, этих субъектов, учитывая особенности их правового статуса, целесо-образнее поделить на общих, специальных и особых. В пользу такого деления имеется ряд аргументов.

Обычно под субъектами административной ответственности подразуме-ваются лица, обладающие административной деликтоспособностью. В административном законодательстве в соответствии со спецификой правовых признаков закрепляются следующие их виды:

  • граждане Республики Беларусь;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, или апатриды;
  • должностные лица;
  • другие лица, кроме военнослужащих Вооруженных Сил и аттестованного состава органов внутренних дел, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине (ч. 2 ст. 15 КоАП).

 

Впервые понятие индивидуального субъекта административной ответственности было сформулировано в статье 8 «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях», констатировавшей, что ей «подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста... Лицо, находившееся в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности» {Ведомости Верховного Совета СССР. 1980. №  14. Ст. 909}.

Таким образом, закреплялись общие признаки индивидуального субъекта: достижение 16-летнего возраста и вменяемость. Однако к лицам от 16 до 18 лет, совершившим административные проступки, применяются меры, предусмотренные республиканским «Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних» (ч. 1 ст. 13 КоАП), т.е. иные, чем к лицам, более старшего возраста. Некоторые из таких мер (предупреждение и штраф) являются административными взысканиями, а многие другие - мерами воспитательного характера (право обязать принести публичное извинение и т.д.), мерами гражданско-правовыми (возложение обязанности возместить причиненный материальный ущерб при наличии у подростка-нарушителя самостоятельного заработка и т.д.).

Таким образом, к лицам, совершившим административные правонаруше-ния, применяются административные и дисциплинарные взыскания, различные меры общественного воздействия (на основе законодательства или уставов общественных организаций), государственные меры чисто воспитательного характера. Все это создает глубокую систему реагирования на административ-ные правонарушения с учетом их характера и личности нарушителя.

К числу субъектов административного правонарушения действующее административное законодательство относит находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, которые подлежат административной ответственности на общих основаниях с ее гражданами (ст. 16 КоАП). Однако на практике вопрос об ответственности за административные правонарушения (проступки), совершенные на территории Беларуси теми из них, которые согласно действующим законам и международным договорам Республики Беларусь пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Республики Беларусь, разрешается дипломати-ческим путем.

Таким образом, все признаки состава, характеризующие индивидуаль-ного субъекта, можно поделить на две группы: общие и особенные (специальные).

Общие признаки субъекта, которыми должно обладать любое лицо, подвергаемое административному взысканию (возраст, а также вменяемость), закреплены статьями Общей части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. В Особенной же его части содержатся только особые, специальные признаки субъектов. Среди крайне немногих исключений из этого правила можно назвать статью 118, в которой, хотя и говорится об управлении транспортными средствами «лицами, не имеющими права управления этими средствами», данный признак не является специальным, а приводится только для того, чтобы отграничить названный состав от составов проступков, устанавливающих ответственность водителей, имеющих права.

Законодатель использует специальные признаки наряду с общими потому, что правовое положение различных индивидуальных субъектов неодинаково, что предопределено спецификой осуществляемой ими трудовой деятельности, занимаемыми должностями, отношением к воинской обязаннос-ти и т.д. Например, выполнение санитарных, противопожарных норм - долг всех граждан, но для некоторых из них - еще и служебная обязанность. Поэтому при их нарушении последние должны наказываться строже.

Более строгие санкции в ряде случаев закон предусматривает также к совершающим правонарушение повторно, после получения административных взысканий за аналогичное, т.е. при наличии рецидива административного проступка.

Во всех названных случаях речь идет о специфическом правовом статусе тех или иных лиц, возникающем обычно на основе индивидуальных актов компетентных органов управления. Эти особенности правовых статусов и обусловили закрепление специальных признаков субъектов.

В теории административного права специальные субъекты, за исключе-нием анализа ответственности должностных лиц, практически не исследова-лись. Однако должностное лицо - не единственный вид субъекта ответствен-ности. В Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях названы и другие, например, водители транспортных средств (ст. 112-119, 126); иностранные граждане и лица без гражданства (ст. 185); родители и лица, их заменяющие (ч. 2 ст. 162); механизаторы (ст. 101); служащие банков (от. 151-151); предприниматели (ст. 154) и т.д. В большинстве статей Особенной части Кодекса специальные субъекты прямо называются («военнообязанный», «призывник», «руководитель религиозного объединения», «капитан судна» и др.). Но в большинстве выявить специального субъекта можно только путем сопоставления и анализа норм.

Информация о работе Состав административного правонарушения (проступка)