Соситав административного правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 11:55, контрольная работа

Описание работы

Противоправность является юридическим выражением материальной характеристики общественного свойства административного правонарушения. Противоправность означает, что совершением данного деяния (действия или бездействия) обязательно нарушены нормы права. Никакое антиобщественное деяние не может быть признано административным правонарушением и за его совершение не может наступить административная ответственность, если при этом не были нарушены нормы права

Содержание работы

1. Понятие и признаки административного правонарушения……………2
2. Состав административного правонарушения………………....………...5
3. Виды административных правонарушений……………………………..9

Файлы: 1 файл

контрольная работа административное право.docx

— 43.23 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Понятие и признаки административного правонарушения……………2

 

  1. Состав административного правонарушения………………....………...5

 

      3.  Виды административных правонарушений……………………………..9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие и признаки административного правонарушения

     Административное  правонарушение является фактическим  основанием административной ответственности.  Легальное определение понятия               « административное правонарушение»   даётся в статье 2.1 КоАП РФ.                                                                                                                    

    Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

     Сущность  административного правонарушения  раскрывается в совокупности  его юридических признаков. В  узком смысле выделяются три  признака административного правонарушения  – противоправность, виновность, наказуемость. При широком подходе можно  указать дополнительно ещё два  признака: деяние и общественную  вредность.

     Практическая  значимость признаков правонарушения  выражается в том, что установления  их наличия в конкретном деянии  позволяет рассматривать  его  в качестве административного  правонарушения, т.е. фактического  основания административной ответственности.  Чтобы деяние как правовое  явление можно было признать  административным правонарушением,  оно должно обладать указанными  чертами.1

     Деяние. Законодатель счёл нецелесообразным применять обобщённый термин «деяние», который уже использовался в других нормативно правовых актах (например, в ст. 106 налогового кодекса РФ).  Представляется, что не является принципиальным закрепление в легальном определении правонарушения термина «деяние» или термина «действие или бездействие», поскольку по своему содержанию эти понятия абсолютно тождественны.

     Действие – это активное невыполнение правового предписания

в виде обязанности  или законного требования, правила, нормы, стандарта

(нарушение тишины  в ночное время, нарушение правил  дорожного движения и т.д.).

     Бездействие –это пассивное поведение, выраженное в не совершении лицом тех, действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него обязанностей (уклонение от подачи декларации о доходах, невыполнение родителями своих обязанностей по воспитания и обучению детей).

     Общественно опасное деяние. Именно общественная

опасность правонарушения обуславливает  ответственность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует  и об отсутствии правонарушения. Любой  административный проступок, посягающий на  установленный правопорядок, причиняет ему тот или иной вред. При чём нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение), так и создании условий для наступления вреда (нарушение санитарно-гигиенических правил).

     Степень общественной опасности   является единственным критерием,

отграничивающим административное правонарушение от преступления, которая  различна у этих видов правонарушений.

     Противоправное  деяние. Противоправность деяния заключается в том, что определённое лицо совершает действие, запрещенное нормой

права, или не совершает  действия, предписанного правовым актом. На действие либо бездействие признанное общественно опасным устанавливается  правовой запрет на их совершение.

    Виновное  действие либо бездействие, т.е. деяние,

представляющее собой  проявление воли и разума действующего (либо

бездействующего) лица. Вина, при совершении административного  проступка, может выражаться как  в форме умысла, так и в форме  неосторожности. Наличие вины правонарушителя  является важнейшим и необходимым  признаком административного проступка.

     Деяние наказуемое. Конкретное действие либо бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.

      Противоправность. Административным правонарушением всегда выступает деяние противоправное, т.е. запрещенное кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Как правило, административное правонарушение посягает на регулируемые нормами административного права общественные отношения. Так, нарушая нормы права, регламентирующие порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, правонарушители тем самым посягают на общественный порядок и  общественную безопасность.

      Противоправность  является юридическим выражением  материальной характеристики общественного  свойства административного правонарушения. Противоправность означает, что совершением данного деяния (действия или бездействия) обязательно нарушены нормы права. Никакое антиобщественное деяние не может быть признано административным правонарушением и за его совершение не может наступить административная ответственность, если при этом не были нарушены нормы права

     Виновность деяния означает, что оно совершено при наличии вины (либо умышленно, либо по неосторожности). Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. В первом случае умысел является прямым (лицо желало наступления вредных последствий). Во втором случае - косвенным (лицо прямо не желало вредных последствий, но сознательно допускало их наступление). Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть..

    Наказуемость подразумевает наличие нормы Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей административную ответственность за совершение соответствующих действий (бездействие). Любая ответственность бессмысленна без реакции со стороны государства на противоправное поведение. Административное наказание представляет собой публично-правовую государственную оценку деяния в качестве административного правонарушения, а лица, его совершившего, как обязанного его претерпеть возлагаемые на него ограничения. Наказуемость служит средством, обеспечивающим реализацию административно-правового запрета. Законодательство об административных правонарушениях связывает определение конкретной меры наказания за правонарушение с административными наказаниями , предусмотрены статьями главы 3 КоАП РФ. За совершение административного правонарушения к виновным лицам специально уполномоченными органами и должностными лицами применяются административные наказания2.

 

Общественная  вредность.  Наиболее дискуссионным из признаков административного правонарушения является его общественная вредность или общественная опасность.

Общественная вредность (опасность) деяния как сущность - основной объективный признак, определяющая черта правонарушения и его основополагающее объективное основание, отграничивающее правомерное поведение от противоправного. Общественная вредность проявляется в том, что правонарушение всегда сопряжено с посягательством на приоритеты и ценности человеческого общества, ущемляет частные и публичные (общественные) интересы

Административные  правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые  закреплены в ст. 1.2 КоАП , правам и  свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому  благополучию населения , общественной нравственности, окружающей среды, установленному порядку осуществления государственной  власти, общественному порядку и  общественной безопасности, общественности, законным экономическим интересам  физических и юридических лиц, общества и государства. 

 

2. СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

     Состав административного правонарушения - это совокупность наиболее общих, типовых признаков отдельных административных правонарушений, необходимых и достаточных для привлечения правонарушителя к административной ответственности.

     Состав административного правонарушения образуется из следующих элементов:

    • субъект административного правонарушения;
    • объект административного правонарушения;
    • объективная сторона административного правонарушения;
    • субъективная сторона административного правонарушения.

      Отсутствие хотя бы одного  из перечисленных признаков свидетельствует  об отсутствии состава административного  правонарушения, т.е. согласно п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении3.

Субъектами административного правонарушения являются физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, достигшие возраста 16 лет и вменяемые в момент совершения правонарушения), а также социальные организации, имеющие статус юридического лица на момент совершения правонарушения, независимо от организационно-правовой формы.

В п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ отдельно указано на два обстоятельства, относящихся к составу административного правонарушения, при наличии любого из которых производство по делу об административном правонарушении исключено:

 

 

    • недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности;
    • невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).

По общему правилу, содержащемуся в ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ, административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Соответственно, в случае если противоправные действия (бездействие), предусмотренные КоАП РФ, совершено лицом, не достигшим 16 лет, то отсутствует такой признак состава административного правонарушения, как субъект.

Часть2 ст.2.3 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет: такое лицо с учетом данных о нем и конкретных обстоятельств дела может быть освобождено комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Следует отметить, что в ч.2 ст.2.3 КоАП РФ речь идет об освобождении от административной ответственности, но не о невозможности производства по делу об административном правонарушении4.

Как установлено  ст.2.8 КоАП РФ, физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, административной ответственности не подлежит. При этом в ст.2.8 КоАП РФ также законодательно определено понятие состояния невменяемости физического лица: лицо не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Среди физических лиц - субъектов административных правонарушений - имеется группа специальных субъектов административных правонарушений. Это физические лица, обладающие специальными признаками, имеющими юридическое значение при квалификации административных правонарушений. Специальными субъектами, к примеру, являются должностные лица, водители, работники торговых предприятий, индивидуальные предприниматели, военнослужащие и др.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно  правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении  от 21 апреля 2005г. № 119-О, положения ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (ст.1.5 КоАП РФ), имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины и сами по себе не нарушают конституционные права и свободы заявителя. Там же Конституционный Суд РФ указал, что установление того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, а также проверка доказательств, свидетельствующих о наличии или отсутствии его вины (умышленной или неосторожной) связаны с исследованием фактических обстоятельств дела, что является прерогативой судов общей и арбитражной юрисдикции5.

Информация о работе Соситав административного правонарушения