Содержание административно - правового статуса гражданина в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить и систематизировать теоретические и законодательные основы административно-правового статуса граждан Республики Беларусь на современном этапе.
Исходя из предмета исследования и его цели, в рамках данной работы ставятся следующие задачи:
-проанализировать понятие и содержание административно-правового статуса граждан, его теоретические и законодательные основы;
-рассмотреть основные права граждан в сфере государственного управления, гарантии их реализации, а также их обязанности;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….………
3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА В РЕСУПЛИКЕ БЕЛАРУСЬ….

6
1.1 Принципы административно-правового статуса гражданина.…………..
7
1.2 Основы административно-правового статуса гражданина ……………...
8
1.3 Административная правосубъектность……………………………………
10
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА…………………………………..

14
2.1 Права и обязанности граждан в государственном управлении………….
14
2.2 Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан………….
19
2.3 Роль обращений граждан в обеспечении законности и деятельности исполнительной власти…………………………………………………………

21
Заключение …. …………………………………………………….………
24
Список использованных источников ………………………….
27

Файлы: 1 файл

Админ право курсач.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

 

Факультет управления

 

Кафедра конституционного и административного права

 

 

Специальность Государственное управление и право

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине  Административное право и процесс

 

на тему Содержание административно - правового статуса гражданина в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент

2 курс, ГУП-2

          

 

__________________

      

 

Н.А.Воробьёва

    

Руководитель

_________________

(ученая степень, звание)

 

__________________

       (подпись)

 

______________________

     (инициалы, фамилия)


 

 

 

 

 

 

 

 

Минск  2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………….………

3

ГЛАВА 1  ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА В РЕСУПЛИКЕ БЕЛАРУСЬ….

 

6

1.1 Принципы административно-правового статуса гражданина.…………..

7

1.2 Основы административно-правового статуса гражданина ……………...

8

1.3 Административная правосубъектность…………………………………

10

ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА…………………………………..

 

14

2.1 Права и обязанности граждан в государственном управлении………….

14

2.2 Административно-правовые гарантии  прав и свобод граждан………….

19

2.3 Роль обращений граждан в обеспечении законности и деятельности исполнительной власти…………………………………………………………

 

21

Заключение …. …………………………………………………….………

24

Список использованных источников ………………………….

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации и т.д.

Административное право имеет весьма многочисленную группу субъектов: участниками административно-правовых отношений могут стать граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, предприятия, учреждения, организации и т.д. [11, с. 122]. Наиболее часто в роли субъектов этих отношений выступают граждане. Гражданин как субъект административного права – это участник общественных отношений, выступающий в роли носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих потребностей, участия в управлении делами государства и общества.

Необходимо учитывать, что в административном праве гражданин как субъект права понимается как лицо, которое не состоит в устойчивых, непрерывных организационных связях с теми субъектами, с которыми он вступил или может вступить в административно-правовые отношения.

Административно-правовой статус граждан Республики Беларусь составляет важнейшую и органичную часть их общего правового статуса, установленного Конституцией Республики Беларусь, другими законодательными актами Республики Беларусь. Так, можно рассматривать конституционно-правовой, административно-правовой, гражданско-правовой, налоговый, трудовой, экологический и иные аспекты статуса гражданина [14, с. 26].

Содержание и сущность административно-правового статуса граждан проявляются в ряде признаков. Во-первых, он складывается в рамках системы «государство (прежде всего, в лице его административных органов) — гражданин». При этом данные отношения и связи носят основополагающий характер и выражают взаимную связь государства и гражданина. Во-вторых, эти отношения осуществляются гражданами в сфере государственного управления. В-третьих, содержание этих отношений зависит от ряда причин, среди которых состояние политико-правовой системы государства, его экономики, правовая культура граждан.

Необходимость разработки проблемы административно-правового статуса гражданина Республики Беларусь обусловлена  преобразованиями в государственной и общественной жизни страны. Государство предоставляет органам исполнительной власти и их должностным лицам большие полномочия в сфере взаимоотношений с гражданами. Поэтому, чтобы практика отношений граждан с органами исполнительной власти и их должностными лицами складывалась в соответствии с законом, необходима определенность, которая достигается путем регламентации административно-правового статуса граждан. К тому же от надлежащей организации государственного управления в немалой степени зависит исполнение конституционных прав и свобод граждан, реализация экономических и социальных программ [20, с. 89].

Объектом данной курсовой работы выступает сфера общественных отношений в сфере государственного управления в Республике Беларусь.

  Предметом исследования, соответственно, является административно-правовой статус граждан Республики Беларусь как совокупность их прав, свобод и корреспондирующих обязанностей.

  Цель исследования состоит в том, чтобы изучить и систематизировать теоретические и законодательные основы административно-правового статуса граждан Республики Беларусь на современном этапе.

  Исходя из предмета исследования и его цели, в рамках данной работы ставятся следующие задачи:

-проанализировать понятие  и содержание административно-правового  статуса граждан, его теоретические и законодательные основы;

-рассмотреть основные  права граждан в сфере государственного управления, гарантии их реализации, а также их обязанности;

При написании курсового проекта были применены такие методы научного исследования, как изучение научной литературы по теме исследования, нормативно-правовой базы, аналитический и сравнительный методы.

Структурно данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Во введении обосновывается актуальность темы курсовой работы, проводится цель исследования. В первой главе рассмотрены понятие и сущность административно-правового статуса гражданина Республики Беларусь. Во второй главе проанализированы основные элементы административно-правового статуса. В заключении приведены выводы по исследованию, проведенному в данной работе.

Методологической основой данного исследования послужили нормативно-правовые акты действующего законодательства Республики Беларусь, а также труды ведущих современных авторов, прямо или косвенно посвященных проблеме содержания административно-правового статуса гражданина Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Прежде чем рассматривать содержание административно-правового статуса граждан, необходимо уяснить его значение. Слово «статус» произошло от латинского status – состояние, положение. Отсюда правовой статус – правовое положение (т. е. положение, урегулированное нормами права), административно-правовой статус – правовое положение, урегулированное нормами только административного права.

Правовое положение граждан в сфере государственного управления – часть их общего правового статуса. Юридическое закрепление правового положения (статуса) личности есть отражение отношений между человеком и государством. Именно эти отношения и определяют роль и место личности в правовой системе общества. Правовой статус - комплексная, интеграционная категория, отражающая сложные взаимодействия личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи [18, с. 99]. Административно-правовой статус гражданина Республики Беларусь есть установленные законом и иными правовыми актами права, обязанности и ответственность гражданина, обеспечивающие его участие в управлении государством и удовлетворение публичных и личных интересов благодаря деятельности государственных органов [12, с. 126]. Исходя из данного определения, можно предположить, что административно-правовой статус гражданина включает четыре элемента: 1) правовой статус личности - совокупность неотъемлемых прав, свобод и обязанностей. 2) правовой статус гражданина - совокупность прав и обязанностей, вытекающих из гражданства. 3) социальный элемент, социально-правовой статус, связанный с родом занятий и иными обстоятельствами (рабочий, служащий, учащийся, пенсионер и т. п.). 4) особый статус, приобретаемый по желанию (водитель, охотник, турист и т.п.).

Если административно-правовой статус гражданина рассматривать как  юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами, то структура этой категории включает следующие составляющие: а) гражданство; б) административная правосубъектность; в) комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права; г) гарантии реализации данных прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государственной власти [13, с. 27].

Гражданство Республики Беларусь – это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека[19, с. 165].

Таким образом, административно-правовой статус граждан Республики Беларусь составляет важнейшую и органичную часть их общего правового статуса.

 

1.1 Принципы административно-правового  статуса гражданина

 

Социальное равенство. Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 22 Конституции).

Гуманизм. В Республике Беларусь признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ч. 3 ст. 21). Признание и гарантирование общепризнанных прав и свобод не является умалением других прав и свобод человека и гражданина.

Народовластие (демократизм). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Беларусь является ее народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления ( ч. 1 ст. 3 Конституции).

Презумпция невиновности. Гражданин считается невиновным в совершении правонарушения независимо от степени тяжести, пока его виновность не будет доказана в установленном процессуальном порядке и закреплена во вступившем в законную силу индивидуальном правоприменительном акте.

Законность. Все субъекты государственного управления обязаны соблюдать и исполнять Конституцию, законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые на территории Республики Беларусь.

Таким образом, принципы административно-правового статуса человека является производным от конституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах.

 

1.2 Правовая основа административно-правового статуса гражданина Республики Беларусь

 

Однако не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса. Немало и таких, которые находятся за пределами такого статуса и устанавливаются конкретными нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в Республике Беларусь. Например, права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и т.д. [15, с. 132].

 

Правовые акты, относящиеся к установлению административно-правового статуса человека и гражданина, могут быть подразделены в зависимости:

а) от принципа разделения властей – на акты органов законодательной власти и акты органов исполнительной власти;

б) от юридической силы – на законы и подзаконные акты;

в) от характера компетенции издающих их органов – на акты органов общей, отраслевой и межотраслевой компетенции [21, с.46].

В силу полномочий, вытекающих из закона, акты, влияющие на правовой статус гражданина, могут издавать также органы местного самоуправления.

В правовых актах не отождествляется правовой статус личности (человека) и гражданина Республики Беларусь. Гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей, чем личность. Лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь, не имеют некоторых прав и обязанностей, принадлежащих ее гражданам. Например, доступ к государственным должностям имеют только граждане Республики Беларусь.

Административно-правовой статус граждан Республики Беларусь устанавливается, прежде всего, Конституцией Республики Беларусь и актами органов представительной власти [17, с. 78].

В формировании и, особенно, в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти. В пределах предоставленной компетенции они:

а) издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере (реализация права на образование предполагает издание приказа о зачислении в учебное заведение);

б) организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому положению граждан;

в) помогают, содействуют гражданам в реализации их конкретных субъективных прав, например в вопросах социальной защиты;

Информация о работе Содержание административно - правового статуса гражданина в Республике Беларусь