Содержание административно - правового статуса гражданина в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить и систематизировать теоретические и законодательные основы административно-правового статуса граждан Республики Беларусь на современном этапе.
Исходя из предмета исследования и его цели, в рамках данной работы ставятся следующие задачи:
-проанализировать понятие и содержание административно-правового статуса граждан, его теоретические и законодательные основы;
-рассмотреть основные права граждан в сфере государственного управления, гарантии их реализации, а также их обязанности;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….………
3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА В РЕСУПЛИКЕ БЕЛАРУСЬ….

6
1.1 Принципы административно-правового статуса гражданина.…………..
7
1.2 Основы административно-правового статуса гражданина ……………...
8
1.3 Административная правосубъектность……………………………………
10
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА…………………………………..

14
2.1 Права и обязанности граждан в государственном управлении………….
14
2.2 Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан………….
19
2.3 Роль обращений граждан в обеспечении законности и деятельности исполнительной власти…………………………………………………………

21
Заключение …. …………………………………………………….………
24
Список использованных источников ………………………….
27

Файлы: 1 файл

Админ право курсач.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

г) осуществляют охрану прав и свобод граждан [12, с. 156].

Органы исполнительной власти в пределах своей компетенции непосредственно, в качестве первичных, устанавливают права и обязанности граждан, в том числе административно-правового характера. Например, Правила дорожного движения [16, с. 136].

Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус граждан, регулируют, в частности, порядок решения органами исполнительной власти многих индивидуальных дел, устанавливают отдельные гарантии их прав и обязанностей, например Закон Республики Беларусь «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» направлен на обеспечение конституционного права граждан свободно покидать Республику Беларусь и беспрепятственно возвращаться обратно и устанавливает, общие правила выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан; основания и порядок временного ограничения права граждан на выезд из Республики Беларусь; особенности выезда из Республики Беларусь отдельных категорий граждан; определяет общие вопросы оформления постоянного проживания граждан за пределами Республики Беларусь.

Таким образом, комплекс прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления определяется разнообразными по юридической силе нормативными актами: а) международными правовыми актами, ратифицированными РБ; б) Конституцией РБ; в) Законами РБ; г) всевозможными подзаконными актами.

 

1.3 Административная правосубъектность

Административно-правовое положение граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность, дееспособность и деликтоспособность [22, с. 69].

Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом фактическая возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом [14, с. 98].

Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых законодательством (например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и другие правоограничения). Конституцией Республики Беларусь обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.) [16, с.57].Административная правоспособность граждан характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочетание интересов каждого гражданина с интересами других граждан, с их определенными обязанностями перед обществом в целом.

Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей граждан в конкретных административных правоотношениях. Административная дееспособность гражданина – признанная за ним способность своими личными действиями осуществлять, приобретать права и выполнять возложенные обязанности административно-правового характера. Момент возникновения административной дееспособности единообразно и четко не определен законодательством [14, с. 83]. В полном объеме она возникает, как правило, по достижении гражданином 18-летнего возраста. Однако момент возникновения административной дееспособности остается неопределенным. В различных сферах частичная дееспособность может возникать до достижения 18-летнего возраста. Так, субъектами административных правонарушений признаются лица, достигшие 16 (в некоторых случаях – 14) лет; определенные меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из школы, могут применяться к учащимся учреждений образования, возраст которых не уточняется и не ограничивается[15, с.146].

 По общему правилу, все граждане Республики Беларусь обладают равной административной дееспособностью. Однако некоторые из них, по состоянию здоровья, могут быть признаны частично или полностью недееспособными (душевная болезнь, слабоумие). Так, согласно Кодексу об административных правонарушениях, не являются субъектами административных проступков лица, совершившие их в состоянии невменяемости.

В случаях, установленных законодательством, субъективные права и обязанности могут приобретаться гражданами через своих законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей и т.д.) [19, с. 52]. Но имеются также права и обязанности, которые могут приобретаться и реализовываться только лично гражданами (право на участие в государственном управлении, воинская обязанность и др.), то есть без участия третьих лиц.

На основе административной правоспособности дееспособные граждане осуществляют субъективные права и обязанности, вступая в конкретные административно-правовые отношения. Различаются административные правоотношения, складывающиеся в связи с:

а) реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав (право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище и др.);

б) выполнением возложенных на граждан обязанностей ( например, воинской обязанности, обязанности сохранять природу и др.);

в) нарушением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и законных интересов граждан (например, в связи с подачей жалобы на действия должностного лица);

г) нарушением гражданами их административно-правовых обязанностей (в частности, ответственность за административные правонарушения).

Административная ответственность граждан – это обязанность граждан в силу норм права претерпеть негативные правоограничения личного, материального или организационного характера за совершение административного правонарушения[20, с. 64]. Для привлечения к административной ответственности гражданин должен обладать административной деликтоспособностью. Административная деликтоспособность гражданина – способность гражданина в силу норм права нести ответственность за совершение административного правонарушения. Условия административной деликтоспособности гражданина: 1) достижение установленного законом возраста (16 лет); 2) вменяемость – нормальное состояние психической сферы человека, выражающееся в способности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими [14, с. 84].

Таким образом, административно-правовые отношения возникают в процессе реализации гражданами своих субъективных прав и юридических обязанностей, как по собственной инициативе, так и в порядке одностороннего волеизъявления органа исполнительной власти или его должностного лица. При этом инициатива в осуществлении субъективных прав принадлежит преимущественно гражданам.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО

СТАТУСА

 

Содержание административно-правового статуса человека и гражданина составляют: а) комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права; б) гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государственной власти. Как уже было отмечено, правосубъектность граждан составляют принадлежащие им права и обязанности, а также возможность их реализации. Данные права и обязанности можно классифицировать по различным основаниям.

 

2.1 Права и обязанности  граждан в сфере государственного  управления

 

Права граждан по степени возможности их реализации делятся на абсолютные и относительные [16, с. 129].

Абсолютными считаются такие права, реализация которых зависит только от волеизъявления гражданина. К ним, например, относятся права граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; на поступление в школу; на личную неприкосновенность; на возможность обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Относительными являются такие права, реализация которых зависит не только от волеизъявления граждан, но и от наличия фактических возможностей для их осуществления в данном месте и в данное время. К ним, например, относится право граждан на поступление в высшее учебное заведение (его реализация зависит от результатов сдачи вступительных экзаменов, наличия конкурса), право на вождение транспортного средства (зависит от состояния здоровья, сдачи экзаменов). По мере достижения успехов в хозяйственной и социально-культурной сферах многие относительные права могут стать абсолютными, но не во всех случаях. Реализация относительных прав часто зависит от личных качеств гражданина (состояние здоровья, наличие специального образования и т.п.), от времени (очередности) удовлетворения правомерной просьбы (например, установка телефона, предоставление жилой площади и др.) [23, с. 66].

По кругу лиц и в зависимости от сферы действия права бывают общими (распространяются на все сферы государственного управления и действуют в отношении неограниченного круга лиц, например, право на участие в государственном управлении, поступление на государственную службу, обязанность соблюдать законы и подзаконные акты и др.) и специальными (действующие в определенных сферах в отношении конкретной категории лиц, чаще всего являются льготными: в области здравоохранения – это льготы ветеранам, военнослужащим, многодетным и другим; в социально-культурной сфере – это права и обязанности государственных служащих, вынужденных переселенцев, пенсионеров, лиц, которым присвоены почетные звания Республики Беларусь и т.д.) [23, с. 47].

Права и обязанности граждан по содержанию можно изначально подразделить на: 1) права и обязанности граждан, необходимые им для участия в управлении делами государства, реализуемые как непосредственно, так и через своих представителей, например, право на государственную службу, право на внесение предложений, право на получение необходимой документальной информации и др.; 2) право на участие, содействие и помощь со стороны государственных органов: пользоваться бесплатными благами, получать помощь, пользоваться платными услугами и др.; 3) право на защиту: право на подачу жалобы на действия должностных лиц, право на юридическую помощь, право на защиту в случаях крайней необходимости и необходимости обороны и др. [15, с. 54].

Обязанности граждан в сфере государственного управления – это предусмотренная административно-правовыми нормами мера необходимого, должного поведения граждан в сфере государственного управления.

В сфере государственного управления граждане обязаны: соблюдать законность и дисциплину в сфере государственного управления, соблюдать специальные запреты (заниматься определенными видами деятельности, например оказывать медицинские услуги без соответствующего образования), получать разрешение (лицензию) от органа государственного управления, местного самоуправления на совершение ряда действий (например, на осуществление грузопассажирских перевозок) [15, с. 58].

Административное право влияет на осуществление конституционных прав, обязанностей и свобод граждан в разной степени. В повседневной жизни некоторые из них реализуются вне каких-либо правоотношений.

Наиболее значительно влияние административного права на осуществление тех прав, свобод и обязанностей, которые предполагают конкретизацию конституционных положений, взаимодействие граждан с управленческими структурами, контроль с их стороны за соблюдением конституционного принципа: осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права, свободы и обязанности других лиц[19, с. 76]

Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются, прежде всего, следующие права, свободы и обязанности: 1) право граждан участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (ст. 37 Конституции); 2) право граждан на свободу объединений (ст. 36 Конституции); 3) право граждан проводить собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирования, не нарушающие правопорядок и права других граждан Республики Беларусь (ст. 35 Конституции). Порядок их проведения определяется законом; 4) право граждан направлять личные или коллективные обращения в государственные органы (ст. 40 Конституции); 5) государство обеспечивает право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 25 Конституции). Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. Что касается личной неприкосновенности, то право на нее не распространяется в тех случаях, когда поведение гражданина является противоправным. К гражданам, совершившим правонарушения, могут быть применены физическое насилие и иные меры принуждения в целях пресечения правонарушения, обеспечения производства по делу и обеспечения выполнения постановления о применении взыскания (применение приемов борьбы, личный досмотр и др.); 6) неприкосновенность жилища (ст. 29 Конституции) означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных законом, или на основании судебного решения. За исключением случаев, когда законодательством предоставлено право работникам милиции входить беспрепятственно, при необходимости с повреждением запирающих устройств и иных предметов, в любое время суток в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, в помещения и на территорию организаций и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается или совершено преступление, произошел несчастный случай, авария либо находится лицо, скрывающееся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющееся от исполнения уголовного наказания, или имеют место иные аналогичные обстоятельства, угрожающие личной или общественной безопасности, или при производстве неотложных следственных действий; 7) право на передвижение. Каждый, кто законно находится на территории Республики Беларусь, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства; 8) право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну; 9) право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц [14, с. 30].

Информация о работе Содержание административно - правового статуса гражданина в Республике Беларусь