Шпаргалки по предмету "Административное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 12:40, шпаргалка

Описание работы

Ответы по адм. праву

Файлы: 1 файл

Ответы по админ праву.docx

— 108.21 Кб (Скачать файл)

Таким образом, исполнительная власть имеет  только юридические формы своего выражения (власть не может быть выражена в семинарах и совещаниях, в  моделировании, в делопроизводстве и т.п.). В их системе главенствующая роль отводится правовым актам управления.

32. Правотворческий процесс огранов исполнительной власти:понятие,стадии .

Правотворчество - это процесс целенаправленного  формирования и юридического закрепления  государственной воли в источниках права.

В результате правотворчества праву  придается качество формальной определенности.

Правотворчество включает деятельность по:

  • изданию новых нормативно-правовых актов;
  • их совершенствованию, изменению, переработке;
  • отмене действующих нормативно-правовых актов.

Признаки  правотворчества:

  • Сознательно-волевой характер.
  • Объективно-исторический характер.

Признаки  правотворчества отражают сочетание  субъективного и объективного факторов в правотворчестве. Право создается  людьми, наделенными волей и сознанием, имеющими определенный жизненный опыт, правосознание, культурный уровень. На правотворчество влияют личные и  групповые интересы, задачи, потребности  законодателя. Существует мощный политический институт лоббирования выгодных с позиций  отдельных социальных групп нормативных  актов.

Несмотря  на влияние субъективных факторов, право не создается законодателем  произвольно, исключительно по собственному усмотрению.

Право отражает объективные закономерности общественных отношений. В нормах права  находят выражение потребности  общества на определенном историческом этапе. Попытки волюнтаристски, произвольно  устанавливать нормы права ведут  к негативным последствиям. В лучшем случае это будет просто недействующее  право, например закон о ветеранах. В худшем - реальный вред общественным отношениям. Вспомните пример со ст. 199 УК РФ, в которой ранее была предусмотрена уголовная ответственность  за уклонение от уплаты налогов и  сборов "иным способом".

33. Административный процесс и  администативно-процессуальное право

Административные  процессы — это властная деятельность публичной администрации, осуществляемая в рамках административно-процессуальной формы и состоящая в решении  определенных дел путем принятия и исполнения административных актов.

Обладая всеми признаками юридических процессов, административные процессы имеют ряд  особенностей:

  • это властная, целенаправленная деятельность субъектов исполнительной власти.
  • властная деятельность публичной администрации направлена на решение в соответствии с законами конкретных дел, порученных ей.
  • важнейшим результатом административной деятельности является административный акт.
  • властная деятельность публичной администрации полно, детально, четко регулируется административным правом, а точнее его административно-процессуальными нормами.
  • административные процессы, как правило, с точки зрения их процедуры более просты.

К особенностям административных процессов  относятся возможность устного  и письменного ведения дела, допустимость заочного рассмотрения дела, недостаточное  использование принципа состязательности.

Административно-процессуальная деятельность включает:

  • Административно-правотворческий процесс — деятельность публичной администрации по принятию нормативных административных актов в порядке, установленном административно-процессуальной формой.
  • Административно-правонаделительный (оперативно-распорядительный) процесс деятельность субъектов публичной исполнительной власти по принятию и исполнению оперативно-распорядительных, правонаделительных и иных правоприменительных актов, направленная на организацию исполнения законов и иных правовых актов, осуществляемая в административно-процессуальной форме.
  • Административно-юрисдикционный процесс — деятельность субъектов публичной исполнительной власти по разрешению споров между различными субъектами, а также по применению мер административного и дисциплинарного принуждения, осуществляемая в административно-процессуальной форме.

34. Понятие, особенности и признаки административной ответственности

Меры  ответственности за правонарушения нормативно закреплены в санкциях правовых норм. Привлечение к ответственности  по своей сути есть государственно-властная реализация санкции нормы применительно  к конкретному правонарушителю. Поэтому меры ответственности всегда содержат для нарушителя дополнительные обременения, взыскания, негативные лишения  как отрицательные последствия  его правонарушения. Они всегда представляют собой претерпевание, правовой урон, обременения и отнюдь не сводятся к принудительному осуществлению  одной только обязанности, которую  нарушитель по каким-то причинам не выполнил. По характеру обременения меры ответственности  могут иметь личный, имущественный, организационный характер.

В процессе привлечения к ответственности  правонарушитель приобретает специальный  правовой статус, включающий ряд ограничений  прав и свобод, дополнительные обязанности, юридические гарантии от произвола.

Меры  ответственности налагаются с учетом принципов однократности, соразмерности  и индивидуализации наказания.

Административная  ответственность - применяется за совершение административных проступков. По сравнению  с преступлениями они не так опасны, причиняют менее значительный вред общественным и частным ценностям. В Российской Федерации административные правонарушения установлены Кодексом об административных правонарушениях, а также отдельными федеральными и региональными законами. К административной ответственности привлекаются как  физические лица, так и организации  за нарушения норм отраслей публичного права. Субъектами, имеющими полномочия на привлечение к административной ответственности являются многочисленные государственные органы и должностные  лица. Наряду с судебным порядком, который  менее распространен в данной сфере, существует и внесудебный - административный порядок привлечения к административной ответственности. Административный порядок  отличает сравнительная простота, меньшая  формализованность и оперативность. Административная ответственность  применяется не в порядке подчиненности, не влечет судимости и увольнения с работы.

35. Административное правонарушение как основание административной ответственности.

Административное  правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях  установлена административная ответственность.При  этом существуют и формальные составы  правонарушений, когда вред от совершения административного правонарушения не наступил реально, но лицо, нарушившее административную норму, может быть привлечено к административной ответственности. В КоАII законодатель нетрадиционно  квалифицирует вину юридического лица, так как виной обычно считается  психическое отношение лица, совершившего административное правонарушение, к  результатам своего деяния.Юридическое  лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у  него имелась возможность для  соблюдения правил и норм, за нарушение  которых КоАП или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим  лицом не были приняты все зависящие  от него меры по их соблюдению.При этом назначение административного наказания  юридическому лицу не освобождает от административной ответственности  за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение  к административной или уголовной  ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Задачи  законодательства об административных правонарушениях:

  • защита личности;
  • охрана прав и свобод человека и гражданина;
  • охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • защита общественной нравственности;
  • охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности;
  • защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

То  есть признаком общественной опасности  административного правонарушения является посягательство в форме  действия или бездействия на общественные интересы, которые включены в форме  задач, охраняемых нормами административного  права.

36. Состав административного  правонарушения:понятия и элементы.

Состав административного  правонарушения — совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь  административную ответственность.Различие состава и признаков административного  правонарушения однозначно отражено в  ч. 2 ст. 24.5 КоАП, где сказано, что отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения, исключает производство по делам  об административных правонарушениях.

Основные элементы юридического состава административного правонарушения: объект, субъект, объективная и субъективная стороны.Содержание объекта административного  правонарушения — специфические  общественные отношения, урегулированные  нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Формы  выражения объекта могут быть различны. В КоАП РФ они перечислены  в ст. 1.2: например, объектом мелкого  хулиганства, являются нормы, охраняющие общественный порядок или общественную нравственность.Содержание объективной  стороны правонарушения — характер действия или бездействия, которые  законодательством квалифицируются  как административное правонарушение.Субъектами административного правонарушения являются как физические лица, так  и юридические лица. Для отдельных  категорий физических лиц эти  факторы обусловливают дополнительные основания при привлечении их к административной ответственности, для других — ограничение мер  применения административной ответственности.К  первой категории физических лиц  применимы дополнительные основание, усиливающие меру административной ответственности. К ним можно  отнести должностных лиц, водителей  транспортных средств, работников торговли и др.Вторая категория физических лиц включает военнослужащих и призванных на военные сборы граждан, беременных женщин, женщин, имеющих малолетнего  ребенка, инвалидов I и II групп, несовершеннолетних (не достигших 18 лет). Для этой группы существует законодательное ограничение  мер применения административной ответственности.

Субъект административного  правонарушения не всегда подлежит административной ответственности. Военнослужащие срочной  службы за рад административных правонарушений привлекаются к дисциплинарной ответственности (ст. 2.5 КоАП). Следовательно, круг субъектов  административного правонарушения и круг субъектов административной ответственности не совпадают.Субъективная сторона административного правонарушения — психическое отношение субъекта к противоправному действию или  бездействию и его последствиям. Оно выражается в форме умысла или неосторожности.Вина — психическое  отношение лица к совершаемому им противоправному действию или бездействию  и возможным последствиям. Вина проявляется  в форме умысла или по неосторожности. В отношении вины юридического лица подразумевается неиспользованная возможность соблюдения нормы или  правила, т.е. не были приняты все  зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 ст. 2.1).Признаки административного  правонарушения необходимо отличать от юридического состава административного  правонарушения. Понимание такого различия важно больше практически, чем теоретически. При наличии всех признаков административного  правонарушения могут отсутствовать  признаки состава административного  правонарушения, что исключает возможность  привлечение лица, его совершившего, к административной ответственности.Правильная юридическая квалификация состава  административного правонарушения

37.Задачи  и принципы законодательства  об административных правонарушениях

1. КоАП - единственный в настоящее  время федеральный законодательный  акт, содержание которого представляет  собой комплекс основополагающих  правовых норм, составляющих институт  административной ответственности.  Соответственно в нем систематизированы  нормы, объединенные общностью  регулируемых ими однородных  общественных отношений, возникающих  в повседневной жизни в связи  с необходимостью применения  данного вида юридического принуждения.

Являясь самой распространенной мерой  юридического (государственного) принуждения, применяемой в установленных  законодательством случаях в  отношении многочисленных физических и юридических лиц, чье поведение  не соответствует требованиям правопорядка, административная ответственность, равно  как и любой другой вид юридической  ответственности, нуждается в правовом регулировании. Именно с этих позиций  и следует оценивать юридическое  значение настоящего Кодекса, а также  воспринимать его фактическое содержание.

Информация о работе Шпаргалки по предмету "Административное право"