Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 00:00, шпаргалка

Описание работы

1. предмет административного права.
2. общее понятие управления. Особенности социального управления.
3. исполнительная власть. Понятие, соотношение с государственным управлением.

Файлы: 1 файл

ответы на административное право.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

виды процедурного производства:

1) лицензионно-разрешительное;

2) регистрационное;

3) правотворческое (в смысле порядка подготовки правовых актов управления).

 

19. система федеральных органов исполнительной власти.

Новая система и структура федеральных  органов исполнительной власти была утверждена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г . № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Основными организационно-правовыми  формами деятельности федеральных  органов исполнительной власти являются:  

 федеральное министерство;  

 федеральная служба;  

 федеральное агентство.

1. Федеральное министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в определенной сфере деятельности. Оно не вправе осуществлять функции по контролю и надзору в этой сфере деятельности, а также функции по управлению государственным имуществом.

Федеральное министерство является единоначальным органом, возглавляется  министром, издающим приказы, распоряжения, указания и инструкции.

Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и агентств.

2. Федеральная служба  осуществляет функции по контролю  и надзору в определенной сфере  деятельности, а также специальные  функции в области обороны,  государственной безопасности, охраны  Государственной границы РФ, проведения борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности.

Она может иметь статус коллегиального органа, возглавляется  руководителем (директором) федеральной  службы.

Федеральная служба в  пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты. Она не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование.

3. Федеральное агентство  осуществляет в определенной  сфере деятельности функции по  оказанию государственных услуг,  по управлению государственным  имуществом и правоприменительные функции.

Федеральное агентство  может иметь статус коллегиального органа, возглавляется руководителем (директором) федерального агентства.

Федеральное агентство  в пределах своей компетенции  может издавать индивидуальные правовые акты. Оно не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование.

СТРУКТУРА федеральных  органов исполнительной власти

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная  миграционная служба, Министерство Российской Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральное агентство специального строительства, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации /федеральная служба/, Служба внешней разведки Российской Федерации /федеральная служба/, Федеральная служба безопасности Российской Федерации /федеральная служба/, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков /федеральная служба/, Федеральная служба охраны Российской Федерации /федеральная служба/, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации /федеральное агентство/,Управление делами Президента Российской Федерации /федеральное агентство/

 

II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное медико-биологическое агентство, Министерство культуры Российской Федерации, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, Федеральное архивное агентство, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по недропользованию, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное агентство связи, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по рыболовству, Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Федеральное агентство по делам молодежи. Федеральное агентство по туризму, Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральная аэронавигационная служба, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Федеральное казначейство /федеральная служба/, Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная служба государственной статистики, Федеральная регистрационная служба, Федеральное агентство геодезии и картографии, Федеральное агентство по государственным резервам, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами, Министерство энергетики Российской Федерации

 

20. Полномочия президента РФ в сфере исполнительной власти.

Полномочия президента в сфере исполнительной власти.

Президент возглавляет  государство, глава государства (глава 4 К РФ).

1. Президент влияет на систему органов исполнительной власти, формирует ее и вносит в нее изменения.

2. Возглавляет правительство на заседания.

3. Утверждает структуру органов исполнительной власти своим указом и организационную форму.

4. Имеет своих представителей административных округов. В каждом административном округе есть представитель президента, они контактируют по всем вопросам президентского ведения.

5. Президент формирует свою администрацию. Администрация состоит из управления, департаментов. Исполняет управленческую функцию.

6. 13 мая 2000 - указ президента учредил институт полномочного представителя президента в федеральном округе.

7. Председатель государственного совета. Он способствует координации действий всех вопросов главы государства. 1 сентября 2000 г.

8. Президент формирует и возглавляет совет безопасности.

9. Он является верховным  главнокомандующим.

10. Президент имеет полномочия в сфере внешних отношений.

11. Объявляет чрезвычайное положение.

12. Внутренние дела государства.

 

21. Правительство РФ.

Правовое положение  Правительства РФ, его состав, порядок  формирования определяется Конституцией РФ и федеральными законами, основным из которых является Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» № 2-ФКЗ от 17 декабря 1997 г . В своей деятельности Правительство РФ руководствуется также указами и распоряжениями Президента РФ, которому оно подотчетно.

Правительство РФ – коллегиальный орган. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы (ст. 111 Конституции РФ). Другие члены Правительства РФ также назначаются Президентом по предложению Председателя Правительства РФ.

Правительство РФ наделено широким кругом полномочий (ст. 114 Конституции  РФ):  

 разрабатывает и  представляет в Государственную  Думу федеральный бюджет и  обеспечивает его исполнение;  

 обеспечивает проведение  в РФ единой финансовой, кредитной  и денежной политики;  

 управляет федеральной  собственностью;  

 осуществляет меры  по обеспечению обороны страны, государственной безопасности и  реализации внешней политики  РФ.

Правовыми формами осуществления  Правительством РФ своих полномочий являются постановления и распоряжения. Постановления – это акты, имеющие нормативный характер, а распоряжения – это акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера.

Постановления Правительства  РФ вступают в силу по истечении  семи дней после их официального опубликования, если в них не предусмотрен иной порядок. Акты Правительства РФ в  случае их противоречия Конституции  РФ, федеральным законам, указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции РФ).

Правительство РФ слагает  свои полномочия перед вновь избранным  Президентом РФ (ст. 116 Конституции  РФ).

Оно может подать в  отставку и до истечения срока  своих полномочий (ст. 117 Конституции РФ). Президент РФ также может принять решение о досрочной отставке Правительства РФ.

В случае отставки или  сложения полномочий Правительство  РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

 

22. Федеральные министерства.

Федеральные министерства (министерства РФ) - основное звено системы  федеральных органов исполнительной власти (естественно, после Правительства  РФ).

Федеральное министерство является единоначальным органом, возглавляется  министром, издающим приказы, распоряжения, указания и инструкции.

Федеральные министерства призваны осуществлять следующие функции: вырабатывать и проводить (реализовывать) государственную политику и осуществлять нормативное правовое регулирование  в установленной сфере деятельности, координировать и контролировать деятельность в этой сфере находящихся в их ведении федеральных служб и агентств, а также координировать деятельность государственных внебюджетных фондов.

В то же время федеральное  министерство в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по надзору и контролю (кроме внутриведомственного контроля и контроля за находящимися в его ведении службами и агентствами), правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг.

Компетенция федеральных  министерств определяется положениями  о них, которые утверждаются либо Президентом в отношении подведомственных ему органов, либо Правительством. Компетенция  министерств включает определение  их основных задач, взаимоотношений с иными федеральными органами исполнительной власти, а также с органами исполнительной власти субъектов Федерации, объем принадлежащих им административно-властных полномочий и т.д.

Аппарат федеральных  министерств строится применительно к возлагаемым на них задачам. Общее руководство деятельностью министерства на основе единоначалия осуществляет министр; он же несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществление им своих функций; распределяет обязанности между своими заместителями; устанавливает обязанности и определяет ответственность руководителей структурных подразделений министерства, а также его территориальных органов; издает в пределах своей компетенции приказы, инструкции, распоряжения, дает указания и организует контроль за их исполнением.

В федеральном министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей (по должности), а также других руководителей  центрального аппарата министерства; в состав коллегии могут включаться представители других федеральных органов исполнительной власти, ученые и специалисты. Численность и персональный состав коллегии утверждается по представлению министра Президентом либо Правительством. На своих заседаниях коллегия федерального министерства рассматривает основные вопросы его деятельности. Ее решения оформляются протоколами и постановлениями коллегии и реализуются приказами министра.

Для рассмотрения научно-технических  проблем и принятия обоснованных решений федеральные министерства могут создавать научно-технические советы, экспертные и другие советы и комиссии. Положения о них утверждаются министрами.

В настоящее время  главным звеном центрального аппарата федеральных министерств являются, как правило, отраслевые, функциональные или проблемные департаменты, управления, отделы.

 

23. Органы исполнительной власти субъектов РФ,

Субъекты Федерации  обязаны учитывать республиканскую  форму правления (ст. 1 Конституции), единство системы государственной  власти (п. Ъ ст. 5), осуществление государственной власти органами государственной власти (п. 2 ст. И), разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации (п. 3 ст. 11), разделение государственной власти и самостоятельность ее органов (ст. 10), а также то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12), а в пределах ведения Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в России.

Самостоятельность субъектов  Российской Федерации в установлении своей системы исполнительной власти проявляется в том, что они:

- осуществляют собственное  правовое регулирование организации  и деятельности органов исполнительной  власти субъекта Российской Федерации;

- устанавливают виды  органов исполнительной власти, их наименование и правовое положение в системе государственной власти субъекта Российской Федерации;

- определяют территориальные  пределы осуществления государственной  исполнительной власти;

- определяют структуру  органов исполнительной власти  и подчиненность между различными органами;

- распределяют функции  и компетенцию исполнительной  власти субъекта Российской Федерации  между различными видами органов.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"