Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 00:00, шпаргалка

Описание работы

1. предмет административного права.
2. общее понятие управления. Особенности социального управления.
3. исполнительная власть. Понятие, соотношение с государственным управлением.

Файлы: 1 файл

ответы на административное право.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

9. административно правовые отношения.

 

Административные  правоотношения.

Понятия и признаки административного правоотношения. Административное правоотношение - это управленческое отношение, урегулированное нормами АП, в процессе осуществления которого производится государственно-управленческая деятельность и реализуется исполнительная власть.

 

Признаки:

  1. Управленческий характер правоотношения
  2. Императивный характер правоотношения (общеобязательный, властный)
  3. В основном урегулированы АПН
  4. Участниками таких правоотношений является государство в лице уполномоченных органов и должностных лиц
  5. Ограничения по кругу лиц среди участников такого правоотношения
  6. АПН характеризуется неравенством сторон
  7. Возникают административные отношения по инициативе из сторон независимо от другой стороны
  8. АПО отличаются тем, что их участники отвечают перед государством в лице уполномоченных органов, а не друг перед другом
  9. Административная,  дисциплинарная или материальная ответственность
  10. Споры возникающие решаются в административно (внесудебном) порядке

 

Классификация АПО:

  • По основаниям возникновения: правоотношения возникающие в процессе нормальной правомерной деятельности управомоченных субъектов и деликтов (нарушение)
  • В зависимости от  назначения административно-правовых норм (материальные и процессуальные)
  • По структуре (простые и сложные - внутри одного возникает другое)
  • По соотношению прав и обязанностей (горизонтальные (первичное равенство) и вертикальные (неравенство сторон))
  • По целям и по предназначениям (внешние и между объектами разных систем)

По способу защиты правоотношений: судебные и административные.

 

Административно-правовое отношение имеет структуру, в  которую входят: субъекты, объекты, нормативное содержание и юридические  факты.

Субъектом административно-правового отношения называется тот, кто наделен административными правами и обязанностями.

Правоспособность- возможность  приобретать права и обязанности.

Субъекты делятся на два вида:

1) индивидуальные субъекты (граждане, иностранные граждане, лица без  гражданства, государственные и  муниципальные служащие и т.д.);

2) коллективные субъекты (государственные  органы, общественные объединения,  предприятия и учреждения и  т.д.).

Объектом являются действия (решения) или бездействие субъектов административного права, которые могут быть правомерными или неправомерными.

Что касается вещей, предметов и  личных нематериальных благ, то они  называются предметом правоотношений.

Нормативное содержание составляют права, обязанности, запреты и ограничения.

Юридические факты - это такие факты, которые являются основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений. Они делятся на волевые (которые могут возникать в результате выражения воли людей) и неволевые (которые возникают независимо от воли людей). Волевые юридические факты называют действиями , а неволевые - событиями (например, стихийное бедствие, достижение гражданином определенного возраста и т.п.)

 

10. административная юрисдикция. Понятие, содержание.

Административный  процесс. Понятие и структура.

Административный  процесс- правовой институт (совокупность однородных норм)

Административный  процесс- конкретные правоотношения между участниками (органом и лицом)

Административный процесс  является аналогом уголовного и гражданского права. Административный процесс можно  трактовать в широком и узком смысле. Галкина за  широкий смысл (!)

Широкий смысл делится на две части:

- Юрисдикционная 

- Процедурная.

Каждая из этих частей состоит из производств. Причем процедурных производств сотни  и тысячи и в этом смысле административный процесс превосходит уголовный  и гражданский процесс. Юрисдикционных меньше, но они спорные, непредсказуемые, длительные и серьезные, кроме того они  предполагают административные принуждения.

Примеры:

Процедурное производство: участвуем с момента рождения, например, когда мы получаем свидетельство  о рождении, паспорт, водительское удостоверение, свидетельство о смерти. Мы проходим определенную процедуру, сдаем фотографии, анкеты и так далее. Так же, например, законодательная инициатива так же имеет процедуру.

Юрисдикционное  производство: производство об административных правонарушениях, о дисциплинарной ответственности, по возмещению материального вреда, каждая статья из главы 27 КОАПа является юрисдикционной.

 

Административный  процесс и в широком и узком  смысле рассматривается по конкретным делам. Дело- совокупность документальных форм, пронумерованных, расположенных в определенной последовательности, отражающие суть конкретного вопроса, решение которого возможно после окончания формирования дела.


Условно административный процесс можно поделить на две  части- процедурное производство  по конкретным делам и юрисдикционное производство по конкретным делам. Их сходство: хорошее нормативное обеспечение, у них спорный характер вопросов, множество стадий (до пяти), возможность применения государственного принуждения. Юр-нное производство: много соответствующих документальных форм, его осуществляют конкретно-уполномоченные субъекты, самые «жаркие» споры по рассмотрениям жалоб граждан,

Сначала административный порядок, затем судебный.

 

 

11.особенности  административной ответственности  юридических лиц.

  • Привлечение к ответственности юридического лица. Очень сложно выявить объективную сторону, невозможно определить психическое состояние в момент совершения преступления - в этом проблема административного права, так как если нет элемента состава, то нет и самого состава преступления. Выгодно привлечь к административной ответственности юридическое лицо. Применительно к юридическим лицам нормы можно разделить пополам (условно).  Две группы норм:

-Распространенная и на юридических, и на физических лиц.

-Распространенная только на юридических лиц.

По отношению к юридическому лицу понятие вина имеет свое особенное содержание.

Первое  составляющее вины: У юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за которое его привлекают к ответственности.

Второе  составляющее вины: Им не были предприняты все зависящие от него возможности по соблюдению правил и норм.

 

Из КОАПа:

Статья 2.10. Административная ответственность юридических лиц

 

1. Юридические лица  подлежат административной ответственности  за совершение административных  правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В случае, если в  статьях разделов I, III, IV, V настоящего  Кодекса не указано, что установленные  данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

3. При слиянии нескольких  юридических лиц к административной  ответственности за совершение  административного правонарушения  привлекается вновь возникшее  юридическое лицо.

4. При присоединении  юридического лица к другому  юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

5. При разделении юридического  лица или при выделении из  состава юридического лица одного  или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

6. При преобразовании  юридического лица одного вида  в юридическое лицо другого  вида к административной ответственности  за совершение административного  правонарушения привлекается вновь  возникшее юридическое лицо.

7. В случаях, указанных в частях 3 - 6 настоящей статьи, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

8. Административные наказания,  назначенные в соответствии с  пунктами 2 - 4 части 1 статьи 3.2 настоящего  Кодекса юридическому лицу за  совершение административного правонарушения  до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений частей 3 - 6 настоящей статьи.

 

12. соотношение государственного управления и государственного регулирования.

 

Государственное управление в широком понимании – это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, исполнительных органов власти, прокуратуры, судов и т.д.).

Государственное управление в узком понимании – это административная деятельность, т.е. деятельность исполнительных органов государственной власти (Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ).

В административном праве  понятие государственного управления рассматривается в узком понимании.

Государственное управление делится на следующие виды:

1) внутреннее – осуществляется  исполнительными органами государственной  власти в целях организации  самой системы этих органов; 

2) внешнее – осуществляется  органами исполнительной власти  в отношении физических и юридических лиц;

3) внутриорганизационное  – осуществление исполнительно-распорядительных  функций органами законодательной  власти, судами, прокуратурой и иными  государственными органами, традиционно  не относящимися к исполнительным  органам власти.

Функции государственного управления  

 Информационное обеспечение  деятельности государственных органов.   

 Прогнозирование и  моделирование развития системы  государственного управления.  

 Планирование.  

 Организация.  

 Распорядительство.   

 Руководство.  

 Координация.  

 Контроль.  

 Регулирование. 

Следует различать понятия  «государственное управление» и  «государственное регулирование». Государственное  управление обычно связано с наличием у его субъектов подчиненных  им объектов. А государственное регулирование  связано с воздействием на организационно неподчиненные объекты при помощи косвенных средств управляющего воздействия (налогов, сборов, тарифов, пошлин, государственных стандартов, государственного заказа, льгот).

 государственное регулирование  может пониматься в -широком и узком смысле.

В широком смысле оно выражается в установлении государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировке в зависимости от изменяющихся условий. Его субъектами являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти. Известным образом на поведение участников урегулированных отношений влияют субъекты судебной власти. Традиционными правовыми формами государственного регулирования являются законы и подзаконные акты, а также судебные акты. Например, бесспорно, что закон — основной регулятор общественных отношений.

В узком смысле государственное регулирование — одна из функций государственного управления. Сейчас данная функция является приоритетной в управлении не только экономикой, но и социально-культурной сферой.

Содержание  и механизм осуществления этой функции  включают:

а) нормативное  регулирование путем установления общих правил;

б) его оперативную  корректировку в соответствии с  реальными задачами, которые надлежит решать управлению;

в) контроль за исполнением правовых норм, регулирующих те или иные отношения;

г) государственную  защиту прав и интересов участников общественных отношений, урегулированных соответствующими правилами;

д) координацию  и общее направление их деятельности; е) содействие ее успешному осуществлению; . 

 ж) определение  приоритетов в структурной политике;

з) государственные  контракты (договоры); и) регистрацию; к) лицензирование и др.

Традиционными инструментами государственного регулирования являются налоги, стандарты, государственные заказы, таможенные тарифы и пошлины. Они облекаются в те или иные правовые формы. В современных условиях своеобразным выражением государственного регулирования являются приватизация, применение процедур несостоятельности (банкротства) предприятий и т. д.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"