Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 00:00, шпаргалка

Описание работы

1. предмет административного права.
2. общее понятие управления. Особенности социального управления.
3. исполнительная власть. Понятие, соотношение с государственным управлением.

Файлы: 1 файл

ответы на административное право.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

Статья 22.2. Полномочия должностных  лиц. 1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 настоящего Кодекса, от имени органов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса. Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать: 1) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители; 2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители; 3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции. 2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 3. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если главой 23 настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации не установлено иное.

Объем (содержание) полномочий должностных лиц характеризуется видами и размером административных наказаний, которые они могут применять к правонарушителям. Так, административный арест и конфискацию могут применять только судьи, а начальник органа внутренних дел, например, за мелкое хулиганство вправе лишь наложить административный штраф; размер штрафных санкций, налагаемых на правонарушителей, зависит от должностного положения лица, рассматривающего дела об административном правонарушении. Максимальные размеры штрафных санкций назначают руководители юрисдикционных органов. С должностным положением правоприменителя может быть связан и вид административного наказания, налагаемого на правонарушителя. Так, начальник Главного управления Государственной инспекции по маломерным судам РФ, его заместители, начальники таких инспекций субъектов РФ и начальники бассейновых инспекций и их заместители вправе лишить нарушителя правил плавания на внутренних водных путях (судоводителя) права управления маломерным судном, а государственные инспектора по маломерным судам могут применить административное наказание только в виде предупреждения или штрафа.

В разделе 2 «особенная часть» перечислены все административные правонарушения, на которые ссылаются статьи написанные выше. Пример: АП, посягающие на права (гл. 5), АП, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (гл. 6) и т.д. до 21 гл.

 

16. административно-правовой статус предприятий и учреждений.

Предприятия- самостоятельный  хозяйствующий субъект, чаще всего  коммерческая организация (коммерческой признается организация, преследующая извлечение прибыли, осуществляет производство продукции, осуществление работ  и оказание услуг). У предприятия объектом воздействия управления является материальный процесс, цель такого воздействия- тоже материальные ценности.

Учреждения- некоммерческая организация, выполняет социально-культурные или административно-политические функции. Объект воздействия- правоотношения в основном в социальной сфере. 

У предприятий и учреждений есть свои виды: государственные, муниципальные  и унитарные.

Хозяйственные товарищества, различные общества, производственные кооперативы отличаются от унитарных  к тем, что относятся к корпоративным организациям.

Главное отличие унитарного предприятия в том, что оно  не наделено правом собственности на закрепленные за ним собственником  имущества.

В ГК РФ рассматриваются  такие понятия, как имущественный  комплекс- он используется для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132).

Предприятия и учреждения подразделяются на виды:

1)в зависимости от вида собственности: частные, государственные и муниципальные. Государственные- федеральные и субъектом. Муниципальные- сельские, городские и т.д.

2) в зависимости от организации: полные товарищества, товарищества на вере, ООО, ОДО, открытые и закрытые АО, государственные и муниципальные предприятия, производственные кооперативы.

3) по отраслевому предназначению: промышленные предприятия (заводы, фабрики, шахты, рудники, комбинаты), сельскохозяйственные предприятия (кооперативы, совхозы), строительные предприятия (комбинаты, управления. Кооперативы, мостостроительные поезда), транспортные предприятия ((железные дороги, станции, депо, пароходство, порты и другие), воздушные (аэропорты), автотранспортные- автокомбинат, автопредприятия), предприятия связи (узлы, станции), жилищно-коммунальные предприятия (ЖЕК, дез , рэу, различные энергосети)).

ФЗ об автономных учреждениях 

Фз государственных и муниципальных предприятия 2004г.

ФЗ Об акционерных  обществах 1995г.

ФЗ Об особенностях правового  положения акционерных обществ

ФЗ Об обществах с  ограниченной ответственностью 1998г.

ФЗ О защите прав юридических  лиц и индивид при проведении гос контроля и надзора

ФЗ О коммерческой тайне.

Нормы права, определяющие правовой статус предприятий и учреждений делятся на 4 группы: которые относятся ко всем нормам собственности, которые адресуются государственным предприятиям и учреждениям, только муниципальным, только негосударственным в различных формах.

Нормы группы А запрещают  вмешательство государства и  его  органов в производственно  хозяйственную деятельность, а также  в процесс регистрации предприятий, в обязательность ведения бухгалтерской  отчетности или статистической отчетности того  ил иного вида, а также некоторые вопросы налогообложения.

Создание предприятий, определение целей и предмета его деятельности, его дислокация, утверждение устава, все вопросы  управления- право решать эти вопросы  принадлежит государству.

ФЗ о государственных  и муниципальных предприятиях

Казенные предприятия  не могут распоряжаться любым  предприятием без согласия собственника.  Уставом казенного предприятия  можно предусмотреть виды договоров, которые не могут быть заключены без согласия собственника. Собственник не может изъять излишнее имущество, которые не используется в обороте. Но если это имущество используется не по назначению, собственник может его отобрать.

Особенности административно  правового статуса негосударственных предприятий- государство в основном регулирует их деятельность.

Акционерные общества.

Создание, организация. Ликвидация учреждений.

Должны быть учредительные  документы: для одних форм это  устав, для других- учредительные  положения.

Для негосударственных коммерческих предприятий- учредительный договор.

Для акционерных обществ- устав, для производственных кооперативов- устав.

 Все они подлежит  регистрации с обязательным включением  в реестр. ФЗ о государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей. От 17 мая 2002 постановление правительства «об уполномоченном государственном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц».

Ликвидировать предприятие  можно по решению учредителей или решению уполномоченного органа. Причины: истечение срока, на которое создано предприятие; достижение цели, ради которой было создано предприятие; нарушение закона; банкротство.

Казенное предприятие  не может обанкротиться.

После ликвидации заносится запись в государственный реестр.

Общественные религиозные  организации.

Закон РФ об отдельных  видах общественных объединений.

О некоммерческих организациях 1995г.

О товариществах собственности 

 

17. понятие и признаки органа исполнительной власти.

Орган исполнительной власти - это государственная организация, часть системы органов государственной власти в РФ, учрежденная самим государством для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности, властных полномочий в отношении других организаций и граждан в целях реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией РФ, конституциями республик в составе России, федеральными и иными законами, положениями об органах.

Орган исполнительной власти является юридическим лицом, имеет  гербовую печать, может вступать в  гражданско-правовые отношения.

Общие признаки органов исполнительной власти:

1) подзаконный характер  деятельности;

2) наделение их правами  распорядительства, издавать подзаконные юридические акты;

3) подотчетность и  подконтрольность нижестоящих органов  вышестоящим, обязательность распоряжений  вышестоящих органов для нижестоящих; 

4) оперативная самостоятельность  органов в пределах их компетенции. 

Принципы  деятельности органов исполнительной власти:

1) государственная и  территориальная целостность РФ;

2) распространение суверенитета  РФ на всю ее территорию;

3) верховенство Конституции  РФ и федеральных законов на  всей территории РФ;

4) единство системы  государственной власти;

5) разделение государственной  власти на законодательную, исполнительную  и судебную;

6) разграничение предметов  ведения между органами государственной  власти РФ и субъектов РФ;

7) самостоятельное осуществление  органами исполнительной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий.

Органы исполнительной власти наделены собственной компетенцией, которая включает задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти.

Полномочия  органов исполнительной власти:

1) исполнительно-распорядительная  деятельность;

2) контрольно-надзорные  функции; 

3) нормотворческая деятельность;

4) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

Виды  органов исполнительной власти

Органы исполнительной власти можно классифицировать по нескольким признакам.

1. По уровню нахождения  органа в системе исполнительной  власти РФ и по источнику  финансирования:

- федеральные; 

- органы исполнительной  власти субъектов РФ.

2. По основаниям образования: 

- органы, образование  которых предусмотрено конституциями (президенты и их администрации, правительства);

- создаваемые на основе  текущего законодательства и  подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, федеральные  службы).

3. По порядку формирования:

- избираемые населением (Президент РФ);

- назначаемые вышестоящими  должностными лицами (министерства, комитеты, департаменты, управления).

4. По организационно-правовым  формам:

- правительства; 

- министерства;

- государственные комитеты;

- федеральные службы  и федеральные агентства;

- администрации; 

- мэрии; 

- департаменты, управления, главные управления, комитеты, отделы (образуются в качестве структурных  подразделений как на уровне  федеральных органов, так и  в субъектах РФ).

5. По характеру компетенции  (или содержанию деятельности):

- общей компетенции,  ведающие всеми отраслями и  сферами управления (президент, правительство);

- отраслевой компетенции,  ведающие какой-либо одной отраслью  управления (министерства);

- межотраслевой компетенции,  выполняющие специальные функции для всех или большинства отраслей управления (органы статистики, стандартизации, сертификации).

6. По порядку принятия  решений: 

- коллегиальные органы, разрешающие подведомственные вопросы  коллегиально (Правительство РФ);

- единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы разрешаются единолично руководителем данного органа (министерства).

 

18. административно- процедурное производство.

 Предметом процедурного  производства являются индивидуальные  административные дела бесспорного характера. В рамках процедурного производства правовая оценка поведения того или иного лица не является обязательной. Она может иметь место в качестве одного из условий удовлетворения тех или иных ходатайств (например, при регистрации, выдаче лицензии и т.п.), причем чаще всего предметом правовой оценки служат соответствующие документы (учредительные и т.п.). Но процедуры могут ее и не требовать (например, при подготовке управленческого решения).

Процедурное производство не имеет своим результатом применение принудительных мер. Его результат - удовлетворение законных запросов физических или юридических лиц, а также обеспечение эффективной работы управленческого аппарата. Наконец, в рамках процедурного производства возможно совершение правоохранительных действий, но их характер иной: сам факт выдачи разрешения или проведения регистрации свидетельствует о том, что разрешенная или зарегистрированная деятельность соответствует требованиям законности.

Анализ административно-правовых норм дает основания для вывода о широком распространении разрешительной, регистрационной, лицензионной и иных аналогичных систем, в рамках которых компетентными органами совершается комплекс различных процессуальных действий. Данный вариант административно-процессуальной деятельности по своему целевому назначению во многом является организационно-процедурным, поскольку служит интересам именно организации реализации прав граждан и юридических лиц в процессе повседневной работы исполнительного аппарата. Большинство индивидуальных дел, относящихся к процедурным, возникает по инициативе физических и юридических лиц и своим предметом имеет удовлетворение их законных интересов (например, при лицензировании).

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"