Шпаргалка по "Административное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 13:35, шпаргалка

Описание работы

Управление: понятие, признаки, виды. Социальное и государственное управление как разновидности управленческой деятельности. Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение).
Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

Файлы: 1 файл

1-40.docx

— 140.58 Кб (Скачать файл)

4. Принцип разделения  законодательной, исполнительной и  судебной власти.

5. Принцип равного доступа  граждан к государственной службе  в соответствии со способностями  и профессиональной подготовкой.

6. Принцип внепартийности  государственной службы; отделения  религиозных объединений от государства.

 

24. Военная служба  как особый вид государственной  службы.

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Признаки: исполняется в целях сохранения государственного суверенитета и территориальной целостности; финансирование государственных органов и организаций, в которых предусмотрена военная служба, происходит только из федерального бюджета; правовое регулирование военной службы осуществляется только федеральным законодательством.

Важной особенностью военной службы является обязательное принятие военной присяги каждым гражданином, впервые зачисленным на службу. После ее принятия военнослужащий приобретает полный объем своих служебных прав и обязанностей. Нарушение военной присяги влечет за собой дисциплинарную или уголовную ответственность.

Например, за самовольное оставление части военнослужащий может быть привлечен к уголовной ответственности, тогда как за сходное нарушение другие государственные служащие несут более мягкое наказание. Это свидетельствует об особой значимости военной службы.

Специфика и уникальность объясняются тем, что только на военной службе для достижения поставленных целей могут применяться средства вооруженной борьбы; военная служба может исполняться не только на добровольной основе, но и по призыву - через исполнение гражданами воинской обязанности, закрепленной на конституционном уровне (ст.59 Конституции РФ).

Военная служба связана с риском для жизни военнослужащего и ответственностью за жизнь других людей. Она требует от военнослужащих не просто исполнительности, как в других видах государственной службы, а беспрекословности подчинения требованиям командиров (начальников) в любых условиях.

Для военнослужащих устанавливаются особая форма одежды и знаки различия

Эти и другие особенности военной службы определяют статус военнослужащих, предъявляют к ним повышенные требования, ограничивают ряд их прав и свобод. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военных, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации.

Правовой основой военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», Указы Президента РФ, Постановления Правительства России, приказы министра обороны, другие нормативные акты и документы.

 

25. Основы организации  правоохранительной службы Российской  Федерации.

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и чины (ФЗ 58). 
К органам, в которых может быть предусмотрена правоохранительная служба, относятся: 
1) прокуратура; 
2) органы внутренних дел; 
3) органы государственного контроля за распространением наркотических средств; 
4) таможенные органы; 
5) налоговые органы; 
6) служба судебных приставов. 
«О прокуратуре Российской Федерации»; "О службе в таможенных органах Российской Федерации"; "О судебных приставах"; "О Федеральной службе безопасности"; "О государственной охране"; "О налоговых органах Российской Федерации" (проект ФЗ «О государственной правоохранительной службе Российской Федерации»). 
Принципы: обеспечения федеральных интересов; единоначалия; равного доступа граждан к службе; профессионализма и компетентности сотрудников; единства квалификационных требований по государственным должностям; ответственности сотрудников за принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; стабильности кадров; обеспечения государственной защиты сотрудников; политической нейтральности службы; законности, соблюдения служебной дисциплины; единства федеральной централизованной системы органов и учреждений; подконтрольности и подотчетности сотрудников органов соответствующим органам государственной власти и управления; справедливого вознаграждения за труд, продвижения по службе по результатам труда с учетом способностей и квалификации; уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; гуманизма; взаимодействия государственных органов обеспечения безопасности.

 

26. Понятие и  виды методов осуществления управленческих  действий.

В системе государственного управления методы управления являются важнейшим правовым средством. Методы осуществления управленческих действий — это определенные способы или приемы, которые используются органами публичного управления и их должностными лицами в установленных законами пределах при осуществлении управления, управленческих действий, административного воздействия в отношении соответствующих объектов и лиц.

Два универсальных метода управляющего воздействия в системе государственного управления: убеждение и принуждение. К убеждению прибегают в процессе принятия разъяснительных, воспитательных, поощрительных мер морального значения. В некоторых случаях меры принуждения (административного, дисциплинарного, уголовного и материального характера) направлены на наказание лиц, совершивших правонарушение. В некоторых на пресечение неправомерного поведения лиц, а также восстановление законного порядка в системе различных общественных отношений.

Методы управления бывают прямыми (административными) и регулирующими (экономическими, косвенными).

Административные методы воздействуют на сознание, волю и поведение лиц, которым адресованы данные методы. При их реализации не происходит прямого экономического влияния на субъекты права. При использовании прямых методов управления объекты управления лишены возможности осуществлять управление по своему усмотрению; они обязаны выполнить полученное предписание в рамках установленных административных процедур.

При косвенных методах управляющий субъект создает благоприятные условия для достижения целей и решения задач управления путем воздействия на индивидуальные интересы управляемых субъектов.

К числу традиционно используемых методов управления относятся следующие:

• регулирование управленческой деятельности;

• принятие решения о необходимости внедрения в процесс управления новых управленческих технологий и инструментов;

• установление запретов, правоограничений и обязанностей в совершении тех или иных действий или принятии соответствующих решений;

• устное или письменное распоряжение о необходимости выполнения конкретного задания;

• управление объектами государственной собственности;

• осуществление разрешительной, регистрационной деятельности и деятельности по лицензированию;

• осуществление антимонопольной деятельности;

• приостановление или отмена правовых актов управления;

• принятие решения о необходимости заключения публично-правовых договоров (административных договоров);

• размещение государственного заказа;

• осуществление контрольной и надзорной деятельности;

• осуществление нормотворческой деятельности;

• применение мер административного принуждения;

• проведение поощрительных и иных стимулирующих мероприятий;

• применение мер материальной ответственности.

 

27. Специальные  административно-правовые режимы: общая  характеристика.

Специальные административно-правовые режимы (САПР) являются одной из разновидностей особых правовых режимов, действующих в сфере публичного права. Их основное назначение состоит в следующем: обеспечение конституционной безопасности при возникновении внешних и внутренних угроз территориальной целостности и независимости государства – агрессии против Российской Федерации, вооруженных конфликтов, массовых беспорядков; обеспечение функционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность или имеющих важное государственное значение; определение порядка реализации прав и обязанностей, условий жизнедеятельности на территориях, где проводятся специальные природоохранные, санитарные, противопожарные и иные мероприятия, а также на территориях, являющихся специальными зонами государственно-правовой охраны; установление порядка пользования предметами, представляющими повышенную общественную опасность или содержащими сведения, составляющие государственную тайну; обеспечение прав граждан и организаций в условиях чрезвычайных ситуаций, нормализация обстановки, восстановление правопорядка; создание условий для эффективной деятельности органов исполнительной власти, результативного осуществления ими контрольных, надзорных, регламентационных полномочий.

Основаниями для установления САПР выступают экстраординарные ситуации социального и природно-техногенного характера, создание объекта-носителя САПР (образование заповедника, создание пункта пропуска через государственную границу), возникновение иных факторов, требующих режимного регулирования.

САПР могут быть рассмотрены как институт административного права. Их правовой основой выступают Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента и постановления Правительства России, акты федеральных органов исполнительной власти, а также законы и иные правовые акты субъектов Федерации. Среди них выделяются акты, специально посвященные одному виду САПР – о ветеринарии, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о чрезвычайном положении, об исключительной экономической зоне, о закрытом административно-территориальном образовании, о государственной границе, о лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Но большинство регулируются тематическими законодательными актами, отводящими САПР роль одного .из элементов в системе организационно-правовых средств, используемых для упорядочения отдельных видов административной деятельности (Градостроительный, Уголовно-исполнительный, Таможенный кодексы Российской Федерации).

Нельзя недооценивать роль конституционных норм. Во-первых, Конституция Российской Федерации осуществляет первичную легализацию таких САПР, как чрезвычайное и военное положение, режимов государственной границы, пограничных зон, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, особо охраняемых природных территорий (ст. 71, 72, 87, 88). Во-вторых, в Конституции закреплены основополагающие положения и принципы функционирования САПР – принцип неприкосновенности основных прав и свобод (ч. 3 ст. 56), основания ограничения прав и . свобод (ч. 3 ст. 55), принцип официального установления (ч. 3 ст. 15, п.«б», «в» ст. 102), отнесение САПР к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации (п. «б», «з», «к» ст. 72).

В законах определяются вид правового режима и его носитель, основания введения, субъект, осуществляющий режимное управление, режимные меры и правила деятельности. Поскольку САПР в основном связаны с ограничением, принуждением, ответственностью, их первичное юридическое закрепление производится законами, при это модельный вес правительственных и ведомственных актов в регулировании должен быть сведен к минимуму.

 

28. Административный  процесс и административное производство.

Широкое понимание административного процесса — это порядок осуществления всего государственного управления; процедуры функционирования исполнительной власти, ее органов и должностных лиц. Узким административным процессом считается регламентированная нормативными правовыми актами административно-процессуальная деятельность, в соответствии с которой субъекты административной юрисдикции используют нормы материального права в целях разрешения административно-правовых споров (конфликтов), применения административного принуждения, в том числе привлечения лица к административной ответственности.

Административные производства - совокупность административно-процессуальных норм, регламентирующих порядок рассмотрения и разрешения тех или иных однородных групп управленческих дел..

Необходимость регламентации отдельных видов А.п. вызвана тем, что административный процесс охватывает всю сферу государственного управления, многообразие категорий дел, разрешение которых подразумевает введение специальных процедур.

Административные производства, находящиеся в структуре административного процесса, осуществляются на практике с соблюдением принципов административно-процессуальной деятельности. Нужно отметить, что главные принципы юридического процесса обусловливают появление системы, особенностей и порядка действия принципов административного процесса. Поэтому можно сделать вывод о том, что каждый вид административного производства базируется как на общеправовых принципах процессуальной деятельности (например, законность, правовая зашита, право на обжалование действий или решений административных органов, гласность), так и на специальных принципах, демонстрирующих особенности административно-процессуальной деятельности и порядка осуществления государственного управления (например, принцип презумпции достоверности сведений о фактических обстоятельствах административного дела (спора), принцип обеспечения публичных интересов, принцип соразмерности).

В допущенном Министерством внутренних дел Российской Федерации курсе лекций по изучаемой дисциплине предлагается взять за основу предложенную В.Д. Сорокиным структуру административного процесса, которую составляют производства, имеющие уже основательное законодательное закрепление, а именно:

1. Производство по принятию  нормативных актов государственного  управления.

2. Производство по предложениям  и заявлениям граждан и обращениям  организаций в сфере государственного  управления.

3. Производство по административно-правовым  жалобам и спорам.

4. Производство по делам  о поощрениях.

8. Производство по делам  об административных правонарушениях.

9. Производство по дисциплинарным  делам.

6. Лицензионное производство.

5. Регистрационное производство.

7. Исполнительное производство.

Критерием предлагаемого варианта классификации административных производств является характер индивидуально-конкретных дел, причем под характером понимаются свойства, типичные для соответствующей категории дел. В приведенной конструкции ясно различаются три вида производств единого административного процесса: а) правотворческое производство; б) правонаделительные производства; в) правоохранительные производства.

Информация о работе Шпаргалка по "Административное право"