Шпаргалка по "Административное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 13:35, шпаргалка

Описание работы

Управление: понятие, признаки, виды. Социальное и государственное управление как разновидности управленческой деятельности. Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение).
Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

Файлы: 1 файл

1-40.docx

— 140.58 Кб (Скачать файл)

Достаточно велики санкции, предусматриваемые в отношении юридических лиц. Так, административный штраф, назначаемый юридическим лицам, может достигать суммы в 1 млн руб. или трехкратного размера стоимости предмета административного правонарушения, трехкратной суммы неуплаченных налогов, сборов, таможенных пошлин, незаконной валютной операции и др., что нередко вообще составляет баснословные размеры.

Законами субъектов РФ в дополнение к КоАП РФ также установлено значительное число административных правонарушс- ний юридических лиц, связанных с несоблюдением ими правил и норм, предусмотренных нормативными правовыми актами этих субъектов.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В ст. 2.10 КоАП РФ определены основные положения, связанные с привлечением юридических лиц к административной ответственности. В частности, установлено, что, если в статьях разд. 1, III, IV и V КоАП РФ не указано, что закрепленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Как видно, данное положение не распространяется на статьи разд. II КоАП РФ — его Особенную часть. Между тем в конкретной статье Особенной части при формулировании состава административного правонарушения обязательно должны быть указаны юридические лица как субъекты данного правонарушения, а также определено соответствующее наказание юридическим лицам. В противном случае положения этой статьи могут распространяться только на физических лиц.

Согласно ст. 2.10 КоАП РФ при слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица либо при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического липа одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

В рассмотренных случаях административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

 

 

 

34. понятие и состав административного правонарушения Понятие административного правонарушения. 

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Состав административного правонарушения. Состав административного правонарушения – это элементы правонарушения, определение признаков которых необходимо и достаточно для привлечения к административной ответственности.  Чаще всего состав правонарушения структурируется на четыре части: субъект, объективная сторона, субъективная сторона и объект правонарушения; хотя, строго говоря, правонарушение охватывает лишь само деяние с объективной и субъективной сторон, но для удобства правоприменительной практики в него включают также субъект и объект.

Субъект административного правонарушения – лицо, совершившее противоправное деяние, запрещенное административным правом. Субъектами могут быть как физические, так и юридические лица. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и наоборот. Способность совершить правонарушение именуется деликтоспособностью и наступает для физических лиц с 16 лет. К субъектам кроме граждан РФ и российских юридических лиц относятся и иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на территории РФ, а по отдельным правонарушениям и на континентальном шельфе и исключительной экономической зоне РФ. В отдельных правонарушениях предусматривается специальный субъект, то есть отвечающий факультативным признакам.

Объективная сторона административного правонарушения – это противоправное деяние, рассматриваемое с его внешней стороны (событие правонарушения). Деяние может быть совершено в форме действия или бездействия, состоящего в несовершении должного действия. В форме бездействия совершаются такие административные правонарушения, как непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, нарушение сроков представления налоговой декларации, неисполнение приказа и т.п. (действия, совершаемые в период бездействия, обычно не имеют юридического значения). Есть правонарушения, которые могут совершаться как в форме действия, так и бездействия (нарушение различных прав, правил пожарной и иной безопасности и т.п.).

Субъективная сторона административного правонарушения – это противоправное деяние, рассматриваемое с его внутренней психической стороны. Обязательным ее элементом является вина – психическое отношение субъекта к содеянному в форме умысла или неосторожности; вина характеризует степень принадлежности деяния субъекту, в зависимости от этого будет разниться наказание, а ее отсутствие вообще говорит об отсутствии правонарушения: так, невменяемые лица по определению не виновны. Конституция РФ (ст. 49) устанавливает презумпцию невиновности только для обвиняемых в совершении преступлений; в ст. 1.5 КоАП презумпция невиновности распространяется и на административные правонарушения: лицо не обязано доказывать свою невиновность за исключением случаев фиксации нарушений правил дорожного движения в автоматическом режиме техническими средствами.

Объект административного правонарушения – это право того или иного лица, на которое посягает правонарушение (определение объекта правонарушения до сих пор довольно сильно разнится в литературе, а в законодательстве оно содержится лишь косвенно, есть мнения, что это правовые нормы, общественные отношения, правопорядок, материальные и нематериальные блага)..

  1. Система и виды административных наказаний.

В ст. 3.2 Кодекса об административных правонарушениях дан перечень административных наказаний, различающихся по своему содержанию и характеру оказываемого ими воздействия, которое и составляют определенную систему. В законодательном порядке в настоящее время закреплены следующие виды административных наказаний:

- предупреждение;

- штраф;

- возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения  или непосредственным объектом  административного правонарушения;

- конфискация предмета, явившегося  орудием совершения или непосредственным  объектом административного правонарушения;

- лишение специального права, предоставленного  данному гражданину (права управления  транспортными средствами, права  охоты);

- административный арест и выдворение из пределов России иностранных граждан и лиц без гражданства;

- дисквалификация;

- административное приостановление  деятельности.

Система административных наказаний – перечень различных по степени тяжести и другим показателям, видов административных наказаний.

Единство данной системы обусловлено тем, что все указанные наказания предназначены для борьбы с одними и теми же видами правонарушений - административными проступками - и имеют в конечном счете одни и те же цели.

Данная система содержит перечень наказаний, установленных законодательными актами Российской Федерации.

Рассматриваемая система позволяет обеспечить возможность дифференцированного применения к правонарушителям административных наказаний.

Она не только содержит перечень административных наказаний, но определяет их соотношения между собой как отдельных частей единой системы. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены и иные, кроме указанных, административные наказания.

Закон подразделяет административные наказания на основные и дополнительные (ст. 3.3 КоАП РФ). Под основными понимаются наказания, которые могут применяться самостоятельно. Под дополнительными наказаниями, понимаются наказания, которые применяются вместе с основными. Административные наказания, которые бы явились лишь дополнительными, действующим административным правом не предусмотрены. Возмездное изъятие, конфискация предмета и административное выдворение может применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных наказаний, остальные - только в качестве основных.

36 правила назначения административного наказания

Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания

1. Административное наказание  за совершение административного  правонарушения назначается в  пределах, установленных законом, предусматривающим  ответственность за данное административное  правонарушение, в соответствии  с настоящим Кодексом.

2. При назначении административного  наказания физическому лицу учитываются  характер совершенного им административного  правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную  ответственность.

2.1. При назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, суд может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Контроль за исполнением такой обязанности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. При назначении административного  наказания юридическому лицу  учитываются характер совершенного  им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение  юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную  ответственность.

3.1. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи Особенной части настоящего Кодекса, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи Особенной части настоящего Кодекса предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста и не предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа, административное наказание назначается в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

4. Назначение административного  наказания не освобождает лицо  от исполнения обязанности, за  неисполнение которой административное  наказание было назначено.

5. Никто не может нести  административную ответственность  дважды за одно и то же административное правонарушение.

Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

1. Обстоятельствами, смягчающими  административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего  административное правонарушение;

2) добровольное прекращение  противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение  лицом, совершившим административное  правонарушение, в орган, уполномоченный  осуществлять производство по  делу об административном правонарушении, о совершенном административном  правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим  административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному  осуществлять производство по  делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих  установлению по делу об административном  правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим  административное правонарушение, вредных последствий административного  правонарушения;

6) добровольное возмещение  лицом, совершившим административное  правонарушение, причиненного ущерба  или добровольное устранение  причиненного вреда;

Информация о работе Шпаргалка по "Административное право"