Шпаргалка по "Административное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 13:35, шпаргалка

Описание работы

Управление: понятие, признаки, виды. Социальное и государственное управление как разновидности управленческой деятельности. Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение).
Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

Файлы: 1 файл

1-40.docx

— 140.58 Кб (Скачать файл)

   Реализация административно-правовых  норм – это практическое претворение  предписаний административно-правовой  нормы в правомерное поведение  участников управленческих отноше-ний.

   Формы (виды) реализации  административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использо-вание, применение.

   Исполнение – форма  реализации предписывающих административно-правовых  норм, состоящая в реализации  возложенных на субъектов управленческих отношений юр обязанностей.

   Соблюдение – форма  реализации запрещающих административно-правовых  норм, когда субъекты управленческих  отношений должны воздержаться  от определенных вариантов поведения  под угрозой наказания.

   Использование –  форма реализации управомочивающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений своим активным поведением реализуют имеющиеся у них субъективные права.

   Применение – особая  форма реализации административно-правовых  норм, состоящая в разреше-нии управомочивающим субъектом конкретного управленческого дела с вынесением индивиду-альных юр актов.

 

  1. Источники административного права. Систематизация административного законодательства.

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера).

Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство.

^ В законодательном массиве  административного права следует  выделять:

- общеправовые законодательные  акты (прежде всего, Конституцию  России), отраслевые законодательные  акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП  РФ, ФЗ о системе государственной  службы и т.п.);

- законодательные акты, относящиеся  к другим отраслям права и  межотраслевым общностям, однако  имеющие в своей структуре  нормы, регламентирующие административно-правовые  отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной  кодексы и др.);

- международные акты, действующие  в данной сфере правоотношений.

Определяя пределы и структуру системы источников административного права, ученые-административисты констатируют высокую степень ее подвижности, которая задается изменениями в правовой и организационной системе государства.

К числу источников, по поводу которых отсутствует единство во взглядах, относится юридический прецедент (например, постановления Конституционного Суда России, Президиума Верховного Суда). Данные акты обладают признаками нормативных, однако не являются самозначимыми и действуют лишь до тех пор, пока действует акт, с интерпретацией которого связаны соответствующие прецеденты.

Как источник права постановления Конституционного Суда РФ имеют общеобязательное значение, применяются самостоятельно и неоднократно, в том числе по правилам аналогии в праве, являются окончательными, не могут быть преодолены повторным принятием акта или отдельного положения, признанного противоречащим Конституции РФ, а также обладают непосредственным действием и подлежат обязательному официальному опубликованию. Относительно постановлений Конституционного Суда РФ как носителей нормативной информации следует отметить, что в них затрагиваются права и свободы различных участников социальных отношений и формулируются новые по смыслу положения, подлежащие обязательному учету при реализации ими своего статуса. В то же время нормативность рассматриваемых актов имеет несколько отличный от традиционного понимания нормы права и ее структуры смысл. Итак, постановления Конституционного Суда РФ следует признать источниками права, обладающими свойством нормативности, что допускает их включение в общую иерархию нормативных источников, в правовую систему государства

^ Система источников административного  права выглядит следующим образом.

На федеральном уровне:

а) Конституция РФ;

б) общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ;

в) постановления Конституционного Суда РФ;

г) федеральные конституционные законы;

д) федеральные законы, включая законы РФ и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства РФ;

е) нормативные указы и распоряжения Президента РФ;

ж) нормативные акты палат Федерального Собрания РФ;

з) нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ;

и) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009 в ред. от 07.07.2006 г. «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» они издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений; издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается);

к) нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ).

^ На региональном уровне:

а) конституции (уставы) субъектов РФ;

б) постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ;

в) законы субъектов РФ;

г) нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ;

д) нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;

е) нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;

ж) нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции;

^ На муниципальном (местном) уровне:

а) уставы муниципальных образований;

б) нормативные акты представительных органов муниципального образования;

в) нормативные акты главы муниципального образования;

г) нормативные акты местной администрации.

 

  1. Административно-правовые отношения: понятие, структура, виды.

Административно-правовые отношения это урегулированные административно-правовой нормой управ-ленческие отношения, участники которых наделены субъективными правами и юри обязанностями, установленными данной юр нормой.

   Особенности административно-правовых  отношений:

   1) это властные  отношения, т. е. они обусловлены неравенством участников отношений;

   2) это результаты  опосредования управленческих отношений административно-правовыми нормами;

   3) для них характерен  обязательный субъект, наделенный  полномочиями государственно-властного  характера;

   4) возникают в связи  с практической деятельностью  органов исполнительной власти;

   5) могут возникать  по инициативе любой из сторон, согласие второй стороны необязательно;

   6) споры о праве  разрешаются чаще всего во  внесудебном (административном) порядке;

   7) при нарушении  требований административно-правовой  нормы сторона отношений несет  ответствен-ность перед государством;

   8) по своей сути  – организационные, т. е. направлены  на организацию совместной деятельности  людей и их коллективов.

   Предпосылки административно-правовых  отношений – совокупность условий  и обстоятельств, без которых  административно-правовые отношения  не могут возникнуть.

   В состав предпосылок  входят: административно-правовая норма, админ правосубъектность и юр факт.

   Среди элементов  административно-правовых отношений  можно назвать субъекты административно-правовых  отношений, объекты административно-правовых  отношений, содержание административно-правовых  отношений.

   Субъект административно-правовых  отношений – участник административно-правовых  отношений, обладающий административной правосубъектностью, наделенный субъективными правами и юри обя-занностями.

   Можно выделить  следующие виды субъектов: физические  лица (граждане), гос органы и их структур-ные подразделения, гос служащие, общественные (некоммерческие) объединения, предприятия, учрежде-ния, орг-я и др.

   Объекты административно-правовых  отношений – то, по поводу чего  возникло, изменилось или было  прекращено административно-правовое  отношение. Виды объектов: предметы материального мира (земля, леса, деньги и т. п.), продукты духовного творчества (произведения искусства, литературы, кино и др.), личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство и т. п.), поведение участников правоотношений (выражается в действиях и бездействии), результаты поведения участников правоотно-шений (последствия, к которым привело то или иное действие или бездействие).

   Содержание административно-правовых  отношений – совокупность прав  и обязанностей участников административно-правовых  отношений.

   Юр факт – конкретное  жизненное обстоятельство, с которым  административно-правовая норма  связы-вает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

   По порождаемым  последствиям существуют правообразующие, правоизменяющие и правопрекраща-ющие юридические факты.

   По форме проявления: положительные, с наличием которых  административно-правовая норма  связывает возникновение правоотношений; отрицательные, отсутствие которых  необходимо для возникновения  правоотношений.

   По связи с волей  субъекта: события – факты, которые  не связаны с волей участников  конкретного правоотношения; действия  – факты, которые связаны с  волей хотя бы одного из  участников правоотно-шения.

   По содержанию  административно-правовые отношения  делятся на: материальные – общественные  отношения в сфере управления, урегулированные материальными  нормами административного права; процессуальные – управленческие  отношения, урегулированные на основе  административно-процессуальных норм.

   По функциям права: регулятивные отношения – складывающиеся  на основе регулятивных администра-тивно-правовых норм, и охранительные – складывающиеся на основе охранительных административно-правовых норм.

   По характеру связей  м/д участниками правоотношений: вертикальные – отношения «власть  – подчи-ненный»; горизонтальные – отношения м/д несоподчиненными субъектами административного права.

   По характеру юр  фактов: отношения, порожденные правомерными  действиями, порожденные непра-вомерными действиями и порожденные событиями.

   В зависимости  от конкретных целей возникновения  управленческих отношений: внутренние  – отношения, связанные с формированием  управленческих структур, определением  принципов взаимодействия м/д управленческими структурами, отношений м/д работниками внутри управленческой структуры; внешние – отношения, связанные с непосредственной реализацией внешних функций управления.

 В зависимости от  способа защиты: отношения, защищаемые  в судебном порядке и защищаемые  во внесудебном (административном) порядке.

 

  1. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации.

Права и обязанности граждан в сфере административного права в основном производны от конституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах.

Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, составляющий важнейшую часть их общего правового статуса и закрепленный во многих законах и подзаконных актах состоит в следующем:

комплекс их прав и обязанностей, закреплённых нормами административного права;

гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления;

Правовые акты, относящиеся к установлению административно-правового статуса человека и гражданина, могут быть подразделены в зависимости:

~ от принципа разделения  властей - на акты органов законодательной  власти и акты органов исполнительной  власти;

~ от юридической силы - на законы и подзаконные акты;

~ от характера компетенции  издающих их органов - на акты  органов общей, отраслевой и межотраслевой  компетенции.

В правовых актах не отождествляется правовой статус личности (человека) и гражданина Российской Федерации. Гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей, чем человек как таковой. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, не имеют некоторых прав и обязанностей, принадлежащих ее гражданам.

В формировании и реализации составляющих административно-правового статуса граждан России, помимо Конституции Российской Федерации, большое значение имеют органы государственного управления и местного самоуправления. В пределах предоставленной компетенции они:

издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере (например, реализация права на образование предполагает издание акта о зачислении в учебное заведение);

организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому положению граждан;

помогают гражданам в реализации их конкретных субъективных прав (например, в вопросах социальной защиты);

осуществляют охрану прав и свобод граждан.

Таким образом, административное право конкретизирует права и обязанности граждан, устанавливаемые конституционным правом, и делает это при помощи органов государственного управления и местного самоуправления.

Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема и передаваема. Её объём изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограниченна в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишение специальных прав и другие правоограничения.

Информация о работе Шпаргалка по "Административное право"