Шпаргалка по "Административное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 07:36, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по Административному праву.
Гос управление – это целенаправленное, организующе-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей. Это разновидность социального управления.
Социальное управление – особый тип управления- воздействия одних людей на других главным образом с помощью информации с целью упорядочения социально-значимых процессов, обеспечение устойчивого развития социальных систем.
Государственное управление (в широком смысле) – управление делами государства, которое осущ всеми органами гос и во всех ветвях власти, в узком смысле – исполнительная деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе.Основные черты гос управления:
является организующей деятельностью

Файлы: 1 файл

готовые все.docx

— 177.95 Кб (Скачать файл)

Форма административного акта - это внешнее выражение содержащейся в нем воли, мотивов и целей его принятия. Эта форма может быть представлена в виде указов, постановлений, распоряжений, приказов, указаний, инструкций, положений и т.д.

По своим юридическим свойствам  административные акты делятся на нормативные, индивидуальные и смешанные. По способу выражения воли они подразделяются на письменные, устные и символические или конклюдентные (жесты, сигналы, знаки). В зависимости от порядка принятия они могут быть коллегиальными или единоличными. Административные акты, имеющие дефекты содержания или формы, подразделяются на ничтожные и оспоримые. Ничтожный административный акт - это акт, который вследствие своей незаконности не может порождать и не порождает юридических последствий. Его ничтожность настолько очевидна, что он не подлежит осуществлению (например содержит предписание совершить противоправные действия).

 

Административно-правовой договор как форма государственной  управленческой деятельности и как  источник административного права.

Административный договор – это соглашение двух или более субъектов административного права, влекущее установление, изменение и прекращение административных прав и обязанностей. Органы исполнительной власти (Правительство РФ, центральные федеральные органы РФ, органы субъектов РФ) заключают межправительственные соглашения, соглашения ведомств разных стран (по вопросам связи, борьбы с преступностью, др.), договоры РФ с ее субъектами.

По предметному критерию различают:

а) договоры о компетенции (разграничение и делегирование полномочий и предметов ведения);

б) договоры в сфере управления государственной собственностью;

в) договоры, обеспечивающие государственные нужды;

г) контракты с государственными служащими, студентами;

д) финансовые и налоговые соглашения;

е) договоры о взаимодействии и сотрудничестве;

ж) различного рода концессии и инвестиционные соглашения;

з) договоры об оказании некоторых услуг частным лицам (содействие занятости населения, коммунальные услуги, перевозка в общ. транспорте).

 

16.Понятие и виды  государственных служащих

Гос служащие являются гражданин РФ, исполняющий в порядке установленном законам обязанности по гос должности, гос службы за денежное вознаграждение.Гос служащими могут быть:1) гражданин РФ2) занимающий гос должность3) занимающий должность по гос службе4) выполняющий обязанности по этой гос службе5) получающий денежное вознаграждение за свою работу.Согласно закону о гос службе РФ Федеральный гос служащий - гражданин РФ, осуществляющий профессиональную деятельность на должности фед гос службы и поучающий денежное вознаграждение за счёт фед бюджета. Гос служащий субъекта РФ - гражданин РФ, осуществляющий профессиональную деятельность на должности фед гос службы и поучающий денежное вознаграждение за счёт средств бюджета соответствующего субъекта. Должности гражданской гос службы подразделяются:1) руководители (должности руководителей и заместителей руководителей в гос органах и их структурных подразделениях)2) помощники (советники) (это должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающие гос должности3) специалисты (должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения гос органами установленных задач и функции, и замещаемая без ограничения сроков полномочий).4) обеспечивающие специалисты (должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово- экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности в гос органах, и замещаемая, без ограничения сроков полномочий).Виды гос служащих:

1) в зависимости  от характера и объёма полномочий:А) должностные лица (гос служащие, действие которых влекут юр последствия. К ним относятся руководители и их заместители)Б) оперативный составВ) вспомогательный персоналОперативный состав - гос служащие, которые не наделены гос властными полномочиями, реализация которых несёт юр последствия и действия которых несут юр ответственность. Вспомогательный персонал. (Гос служащие, которые не обладают гос властными полномочиями, но своим трудом они создают нормальные условия для работы руководителей заместителей).

 

19  Правовые акты государственной  управленческой деятельности: понятие. Сущность квалификация. Отличие этих актов от других государственных актов и от служенных документов.

Правовые акты управления.

Виды актов  управления

В условиях огромного  разнообразия рассматриваемых правовых актов существует множество критериев, позволяющих сгруппировать их по юридически значимым признакам и лучше познать их юридические особенности.

I. По юридическому содержанию следует различать несколько категорий актов.

1. Нормативные акты. Они устанавливают, изменяют или отменяют юридические нормы, то есть содержат общие правила, не имеющие конкретного адресата, не обращенные к конкретным лицам, рассчитанные на многократное применение в случаях, предусмотренных их гипотезами. Нормативные акты государственной администрации являются важнейшими источниками права. В зависимости от отраслевой принадлежности содержащихся в них норм они могут быть моноотраслевыми (административно-правовыми, гражданско-правовыми, источниками трудового, земельного права и т. д.) и полиотраслевыми, в которых имеются нормы различных правовых отраслей. Но в них не может быть норм уголовного, уголовно-процессуального, конституционного права. По кругу лиц, на которых распространяются нормы, их источники можно поделить на:

• акты общего значения (федеральные, республиканские, областные, краевые, окружные, городские, районные, поселковые, сельские);

• межведомственные акты;

• внутриведомственные (в том числе локальные) акты.

2. Индивидуальные акты — это решения субъектов административной власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам. Будучи в своей основной массе правоприменительными актами, они порождают, изменяют, прекращают правоотношения. Среди них больше всего правонаделительных, оперативно-распорядительных, а другой разновидностью индивидуальных актов являются правоохранительные, юрисдик-ционные решения (по спорам, жалобам, использованию принудительных средств). По юридическим последствиям индивидуальные акты могут быть обязывающими, запрещающими, управомочивающими, поощряющими, содержащими отказы'.

3. Общие акты либо содержат общие кратковременные предписания (о переносе выходного дня, об очередном призыве на военную службу и т. д.), либо содержат общие требования (повысить требовательность, усилить внимание к определенным категориям дел, бережнее относиться, экономить ресурсы, больше внимания уделять многодетным семьям и т. д.), либо разъясняют что-то.

4. В смешанных актах одновременно содержатся нормы права и правоприменительные решения либо даже еще и общие требования.

 

II. По форме различают акты письменные, устные, конклюдентные. Письменные являются разновидностью служебных документов. Устные акты широко используются при непосредственном руководстве производственной деятельностью, для обеспечения общественной безопасности, на транспорте, в воинских частях. Конклюдентные акты находят внешнее выражение в жестах работника ГИБДД, регулирующего уличное движение, в световых и звуковых сигналах, знаках.

III. По функциональной роли можно различать акты плановые, по финансовым вопросам, методического характера, по кадровым делам, по учету, снабжению и иным общим функциям административной деятельности. Довольно часто решения исполнительной власти связаны сразу с несколькими функциями администрации, они полифункциональны.

IV. В зависимости от объема полномочий субъекта власти, его правовой связанности различаются:

•   дискреционные АГА, принимаемые в условиях свободы усмотрения, широкой самостоятельности органа, должностного лица (например, при приеме на службу). Свободное усмотрение означает возможность выбора в широких пределах, установленных правовыми нормами. В силу недостаточной полноты или конкретности правовых норм, наличия в них оценочных понятий, у правоприменителя существует возможность принимать во внимание разнообразные факторы, а следовательно, выбирать решение из большого числа возможных и законных вариантов;

•   акты, принимаемые на основе альтернативных полномочий, предоставляющих субъекту возможность выбора одного из нескольких названных в норме права вариантов (например, при рассмотрении дела о мелком хулиганстве начальник ОВД вправе оштрафовать виновного, направить дело в суд, передать на рассмотрение администрации, общественных организаций по месту работы, учебы гражданина, прекратить дело и ограничиться устным замечанием);

•   акты «связанной администрации», принимаемые при отсутствии возможности выбора (прием в вузы по результатам конкурса, назначение пенсий, применение абсолютных санкций и т. д.).

V. По степени сложности решения АГА могут быть простыми (рутинными), сложными и уникальными (например, о строительстве атомной электростанции, о выводе войск из Афганистана).

VI. В зависимости от даты начала действия нужно различать акты, вступающие в силу:

•   немедленно (по общему правилу), с даты подписания, принятия;

•   с даты, указанной в самом акте;

•   в срок, указанный в другом акте;

•   после государственной регистрации и официального опубликования. С этой даты вступают в силу нормативные акты центральных органов Федерации, затрагивающие права граждан или носящие межведомственный характер.

VII. В зависимости от порядка принятия различают акты коллегиальные (принимаемые простым или квалифицированным большинством от общего числа членов коллегиального органа или от числа присутствующих на заседании1) и единоличные. Последних намного больше, но чаще всего единоличные акты оформляют, придают властный характер мнению большой группы лиц, которые готовили, согласовывали, визировали, предварительно обсуждали проект.

VIII. Если анализировать акты в зависимости от объекта организационного воздействия, то полезно учесть решения по сельскому хозяйству, обороне, охране общественного порядка, здравоохранению, административной опеке и другим вопросам.

АКТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.

Цели, задачи и функции исполнительной власти практически реализуются  в правовых управленческих актах  различного характера и содержания.

Правовой акт исполнительной власти есть основанное на законе одностороннее  юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение  и прекращение административно-правовых отношений в целях Реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.

Правовые акты управления являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации задач и функций  исполнительной власти. Наиболее значимые качества, определяющие их юридическую  природу, следующие: правовой акт управления (таково его наиболее распространенное обозначение) представляет собой юридический  вариант управленческого решения. Путем его издания исполнительный орган (должностное лицо) решает тот  или иной вопрос (общий или индивидуальный), возникающий в процессе его деятельности, в интересах реализации задач  и функций исполнительной власти; правовой акт управления издается только полномочным субъектом исполнительной власти или государственно-управленческой деятельности в пределах его компетенции, определенной действующим законодательством  либо административно-правовыми нормами; правовой акт управления — юридическо-властное волеизъявление соответствующего субъекта исполнительной власти, в котором находит свое выражение властная природа государственно-управленческой деятельности; правовой акт управления — одностороннее волеизъявление указанного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. ПОНЯТИЕ МЕТОДА АДМИНИСТРАТИВНОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ, ВИДЫ МЕТОДОВ 

Методом административно-правового  регулирования является совокупность средств и способов воздействия  на управленческие отношения, на поведение  их участников.

Выделяют следующие виды методов:

– метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;

– метод рекомендации, при котором  обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант  поведения, наиболее благоприятный  в определенной ситуации. Рекомендации могут быть приняты к сведению, но не исполнены;

– метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся  в подчинении друг у друга, но при  этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому  статусу;

– метод равенства – в некоторых  источниках называется как подвид метода согласования, особенностью которого является то, что данный метод применяется  лишь между равноправными лицами;

– метод дозволения – юридическое  разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;

– метод запрета – возложение прямой юридической обязанности  не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. По характеру организующего воздействия выделяют: методы психологического воздействия; методы идеологического воздействия (призывы, агитация и т. д.); методы экономического воздействия (материальное поощрение и т. д.); методы административного воздействия (властного принуждения – приказ.)

По средствам воздействия выделяют следующие виды:

– метод убеждения;

– метод принуждения;

– метод стимулирования.

Особенности административного принуждения  и условия его применения:

– основывается на нормах административного  права;

– применяется как физическими, так и юридическими лицами;

– применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как  нормами административного права, так и нормами других отраслей права;

– закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных  правовых актах;

Информация о работе Шпаргалка по "Административное право"