Шпаргалка по "Административное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 07:36, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по Административному праву.
Гос управление – это целенаправленное, организующе-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей. Это разновидность социального управления.
Социальное управление – особый тип управления- воздействия одних людей на других главным образом с помощью информации с целью упорядочения социально-значимых процессов, обеспечение устойчивого развития социальных систем.
Государственное управление (в широком смысле) – управление делами государства, которое осущ всеми органами гос и во всех ветвях власти, в узком смысле – исполнительная деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе.Основные черты гос управления:
является организующей деятельностью

Файлы: 1 файл

готовые все.docx

— 177.95 Кб (Скачать файл)

 

 

52 .Возбуждение дела  об административном правонарушении

Стадия  возбуждения.

Поводом для возбуждения является:1) непосредственного обнаружения должностными лицами, достаточных данных, указывающих на наличие события админ правонарушений2) поступившие из правоохранительных органов, а так же из других гос органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события админ правонарушения.3) сообщение и заявления физ и юр лиц, а так же сообщение в СМИ содержащие данные, указывающие на наличие событий админ правонарушенийВ протоколе должны быть записаны:1) фамилия, имя отчества, должность лица, составившего протокол.2) характеристика самого правонарушения (какая статься, норма, в чём вырождалось это деяние и т.д.)3) характеристика самого правонарушителя (фамилия имя отчество, место работы, семейное положение и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35  Производство по делам о административных правонарушениях: понятие, правовые основы, задачи, обстоятельства, исключающие производство по делу.

Понятие и особенности производства по делам  об административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению мер адм. наказания.

Рассматриваемое производство теснейшим образом  связано с гражданским судопроизводством, особенно на стадии пересмотра и при  исполнении имущественных взысканий. Если гражданин подает в суд жалобу на постановление о привлечении  его к адм. ответственности, то суд рассматривает ее в соответствии с нормами ГПК. Это уже не административный, а гражданский процесс, а точнее, составная часть последнего — производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Если суд отказывает в удовлетворении жалобы или снижает размер штрафа, дело вновь возвращается в русло адм. процесса и дальнейшая деятельность производится на основе норм адм. права.

В зависимости  от объема и сложности процессуальной деятельности можно различать упрощенное (ускоренное) производство (например, когда  штраф налагается прямо на месте  нарушения), обычное и особое (усложненное).

Производство  представляет собой разновидность  исполнительно-распорядительной деятельности, в котором действуют ее общие  принципы: законности, демократизма (гласности, участия общественности), оперативности. Производство осуществляется и на основе общих норм и принципов адм. права. Выявление объективной истины по делу – важнейшая задача производства. Данный принцип обязывает должностных лиц, расследующих и рассматривающих дела, исследовать все обстоятельства и их взаимные связи в том виде, в каком они существовали в действительности, и на этой основе исключить односторонний, предвзятый подход к выбору решения.

Право на защиту реализуется предоставлением лицу, привлекаемому к ответственности, необходимых правовых возможностей для доказывания своей невиновности, обстоятельств, смягчающих его вину, исключающих производство.

Одной из важнейших  основ права на защиту является презумпция добропорядочности гражданина и  ее юридический вариант — презумпция невиновности. Она заключается в  том, что индивидуальный субъект, привлекаемый к адм. ответственности, считается невиновным до тех пор, пока иное не будет доказано и зафиксировано в установленном законом порядке. Отсюда следует также, что бремя доказывания лежит на обвинителе. Привлекаемый к ответственности не обязан доказывать свою невиновность, хотя и имеет на это право. Из презумпции невиновности вытекает важное положение: всякое сомнение толкуется в пользу лица, привлекаемого к ответственности. Оно относится к случаям, когда сомнения не были устранены в ходе разрешения дела. Указанное обстоятельство является одним из оснований вынесения оправдательных постановлений.

Иначе обстоит  дело при решении вопроса об ответственности  коллективных субъектов и иных субъектов  предпринимательства. Они привлекаются в ответственности независимо от наличия вины, презумпция невиновности на них не распространяется. Бремя  доказывания действия непреодолимой  силы, как обстоятельства, освобождающего от ответственности, лежит на них. А  если законом установлена ответственность  организации за виновные действия, она обязана доказывать отсутствие вины; здесь действует презумпция виновности в совершении противоправных действий. В ст. 401 ГК установлено: отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Это — презумпция виновности в  гражданско-правовых отношениях.

35  Сроки в производстве  по делам об административных  нарушениях

Производство, как и всякая деятельность, осуществляется во времени, всегда имеет  определенные временные рамки. Важным его принципом является оперативность: дела должны решаться быстро, в возможно более сжатые сроки. Для чего нужна  оперативность? Во-первых, быстрая реакция  на нарушения, своевременное применение мер воздействия имеет большое  воспитательное значение как для самих нарушителей, так и для окружающих. Запоздалое наложение взыскания за деяния, социальное значение которых за давностью осознается не так отчетливо, менее эффективно. Во-вторых, по каждому делу необходимо выявить объективную истину, сравнительная простота большинства дел об административных нарушениях позволяет сделать это быстро. А со временем собирать доказательства будет труднее, некоторые из них могут быть утрачены. В-третьих, недопустима продолжительная неопределенность в существовании возможности наложения административного взыскания на лицо.

Оперативность производства обеспечивается законодательным  закреплением сроков совершения процессуальных действий. Как правило, они небольшие.

Юридический срок — это определенный нормативным  актом отрезок времени, исчисляемый  по заранее установленным правилам. Время не зависит от воли людей. Но законодатель не только закрепляет размеры  сроков, но и устанавливает правила  их подсчета, ставит их исчисление в  зависимость от тех или иных фактов.

Во-первых, нужно  знать размер срока. В большинстве  случаев нормами права определены отрезки времени, в течение которых  действия должны быть произведены (3 часа, 10 дней, 2 месяца и т. д.). Хотя и редко, но в нормативных актах встречаются  и неопределенные сроки. Например, в  ст. 238 КоАП сказано, что доставление правонарушителя в милицию, штаб добровольной народной дружины «должно быть произведено в возможно короткий срок». Время принудительного воздействия в одних случаях исчисляется часами или сутками, а в других — днями или месяцами. Поэтому если гражданин подвергнут исправительным работам на один месяц 1 февраля, то у него время отбывания взыскания будет на три дня меньше, чем у гражданина, подвергнутого такому же взысканию 1 июля.

Во-вторых, очень  важно знать, с какого момента  течет срок. Законодатель связывает  его начало с каким-нибудь юридическим  фактом, чаще всего с определенным действием. Например, совершение процессуальных действий уполномоченными должностными лицами (составление протокола, вынесение  постановления и т. д.), лицами, привлекаемыми  к ответственности (подача жалобы, уплата штрафа и т. д.). В ряде случаев начало срока связывается с какими-либо техническими обстоятельствами: получением протокола (ст. 257), поступлением жалобы (ст. 271), вручением постановления нарушителю (ст. 258) и т. д. А вот начало срока задержания лица, побывавшего в вытрезвителе, начинается со времени вытрезвления, т. е. с события.

В тех случаях, когда время исчисляется днями  и более продолжительными отрезками  времени, началом срока считаются 24 часа того дня, в котором совершено  действие, или, иными словами, — ноль часов следующих суток. Хотя по общему правилу начальным моментом срока  признаются 24 часа суток, когда было совершено действие; время административного  ареста, задержания рассчитывается иначе. Административный арест начинается с того часа, когда виновный был  помещен под стражу.

Если лицо имеет право или обязано совершить  определенное действие (например, подать декларацию) к определенному сроку, а его последний день совпадает  с нерабочими днями, окончание срока  автоматически переносится на первый рабочий день.

В-третьих, установлены  правила определения окончания  сроков, различаются их прекращение  и пропуск (истечение). Известно, что  сроки определяют время, в которое  должны быть совершены действия, а  значит, их течение прекращается, если действия произведены своевременно. И, наоборот, если действия в течение  названного времени совершены не были, значит, срок истек, пропущен. В  порядке исключения законодатель разрешает  его восстановить. Так, в случае несвоевременного обжалования постановления о  наложении взыскания орган, правомочный  рассматривать жалобу, вправе восстановить срок, если признает, что он пропущен по уважительным причинам (ст. 268 КоАП).

Моментом  истечения срока по общему правилу  является окончание суток, на которые  падает его последний день. Если, например, водитель был лишен прав на один год, исполнение взыскания заканчивается  по окончании суток, предшествующих тому числу месяца, которое соответствует  дате принятия постановления о привлечении  к административной ответственности. Во многих случаях фактический момент истечения срока совпадает со временем окончания работы учреждений в его последний день.

В-четвертых, нужно учесть существующие правила  приостановления (незачета) и зачета сроков. Остановить время невозможно. Приостановление означает, что тот  или иной отрезок времени при наличии названных законодателем обстоятельств в срок не засчитывается. Так, подача жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, принесение прокурором протеста, предоставление отсрочки исполнения приостанавливают течение срока давности исполнения постановлений до рассмотрения жалобы, протеста, окончания отсрочки (ст. 282). В срок отбывания такого взыскания, как исправительные работы, засчитывается время, в течение которого нарушитель не работал по уважительным причинам и ему в соответствии с законом выплачивалась заработная плата (ст. 300). Время административного задержания засчитывается в срок административного ареста, а время пребывания в вытрезвителе — нет. В общем плане зачет означает, что законодатель обязывает или разрешает добавлять какое-то время к отрезку времени, в течение которого фактически осуществлялось деяние.

Среди большого разнообразия сроков следует различать  общие и специальные. Так, в ч. 1 ст. 257 КоАП установлен общий срок рассмотрения дел — 15 дней со дня их получения. А в ч. 2 той же статьи названы специальные и более краткие временные рамки рассмотрения ряда категорий дел. Точно так же существуют общие и специальные сроки задержания, давности наложения взыскания.

Наибольшее  значение имеет деление сроков по их юридическому значению на процессуальные, давностные и принудительного воздействия. С помощью первых закрепляются отрезки времени, в рамках которых уполномоченные должностные лица и органы обязаны осуществить определенное процессуальное действие (рассмотреть жалобу, довести постановление до сведения, направить постановление для исполнения и т. д.). Процессуальными являются и сроки, определяющие время, в течение которого лицо вправе обжаловать постановление, обязано уплатить штраф. Они как опоздание на работу: их нарушение влечет для виновного неблагоприятные последствия (на должностное лицо, допустившее волокиту, может быть наложено дисциплинарное взыскание, в случае неуплаты гражданином штрафа соответствующая сумма удерживается в принудительном порядке и т. д.). Но такие нарушения производство по делу не прекращают.

Иное дело давностные сроки. Если они истекли, — «поезд ушел»: производство по делу должно быть прекращено, а принятые акты утрачивают юридическое значение, становятся недействительными. Законодательству об административной ответственности  известны три срока давности: привлечения  к ответственности; исполнения постановления; погашения наложенного взыскания (ст. 38, 39, 282 КоАП; ст. 247, 378 ТК).

Сроки принудительного  воздействия определяют время осуществления  отдельных мер административного  принуждения. Они закрепляются непосредственно  законом (задержание) или специальным  постановлением, правоприменительным  актом, принятым на основе закона (лишение  специального права, исправительные работы, административный арест). Если время  принудительного воздействия истекло, должностное лицо обязано прекратить его. Задержанные и арестованные должны быть освобождены из-под стражи, водителям должны быть возвращены права  на управление транспортными средствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ЗА  БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 

Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих  в процессе перемещения людей  и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в  пределах дорог.Безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

– приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

– приоритет ответственности государства  за обеспечение безопасности дорожного  движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

– соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении  безопасности дорожного движения;

– программно-целевой подход к  деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Способы обеспечения  безопасности дорожного движения:

– установление полномочий и ответственности  Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

– координация деятельности федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических  и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и  снижения тяжести их последствий;

Информация о работе Шпаргалка по "Административное право"