Шпаргалка по "Административное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 07:36, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по Административному праву.
Гос управление – это целенаправленное, организующе-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей. Это разновидность социального управления.
Социальное управление – особый тип управления- воздействия одних людей на других главным образом с помощью информации с целью упорядочения социально-значимых процессов, обеспечение устойчивого развития социальных систем.
Государственное управление (в широком смысле) – управление делами государства, которое осущ всеми органами гос и во всех ветвях власти, в узком смысле – исполнительная деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе.Основные черты гос управления:
является организующей деятельностью

Файлы: 1 файл

готовые все.docx

— 177.95 Кб (Скачать файл)

 

  • Общественные объединения различаются по членству, целям деятельности, составу и форме руководства. Они могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:
    • общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;
    • общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно-полезные цели, поддерживаемые его участниками;
    • общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов, который представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных, не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно полезные цели;
    • общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;
    • орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания;
    • союз (ассоциация). Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.

В зависимости от территориальной  сферы деятельности общественные объединения  подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные. 

Административная правосубъектность общественных объединений возникает с момента их создания. Они считаются созданными с момента принятия съездом (конференцией) или общим собранием решения об образовании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов. С этого момента они могут осуществлять свою уставную деятельность, приобретать права и принимать обязанности публично-правового характера. Права и обязанности в сфере хозяйственного оборота общественное объединение приобретает лишь после его государственной регистрации в органах юстиции.

  • К основополагающим принципам правосубъектности общественных объединений относятся:
    • принцип международнопризнанной правосубъектности каждого индивида и его право на свободу ассоциаций;
    • добровольность (никто не может принуждаться к участию в ассоциации, как и пребыванию в ней);
    • негосударственный характер;
    • законность организации и деятельности;
    • некоммерческая цель;
    • возможность ограничения права на ассоциацию в отдельных случаях в порядке, установленном законом.

Административно-правовой статус общественных объединений включает комплекс принадлежащих  им прав и обязанностей, которые  реализуются в их взаимоотношениях с государственной администрацией.

  • Для осуществления своих уставных целей и задач эти объединения имеют право:
    • свободно распространять информацию о своей деятельности;
    • участвовать в выработке решений в органах государственной власти и органах местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законодательством;
    • проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
    • учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
    • представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
    • осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
    • выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
    • участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации общественного объединения и при наличии в уставе данного общественного объединения положения об участии его в выборах).

Общественные объединения вправе осуществлять предпринимательскую  деятельность, если это соответствует  их уставным целям и служит достижению этих целей. Эта деятельность регулируется нормами частного права. Общественные объединения могут создавать  хозяйственные товарищества и иные хозяйственные организации, приобретать  имущество, предназначенное для  ведения предпринимательской деятельности. Доходы от этой деятельности не могут  перераспределяться между их участниками, а должны использоваться только для  достижения уставных целей.

  • Во взаимоотношениях с органами исполнительной власти общественные объединения, в частности, обязаны:
    • ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц;
    • представлять по запросу органа, регистрирующего общественные объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;
    • допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия.
  • Рассматривая юридическую ответственность общественных объединений, следует разграничивать:
    • ответственность общественного объединения в целом;
    • ответственность его должностных лиц;
    • ответственность его членов.

Юридическая ответственность объединений  наступает как за деяния, наносящие  ущерб интересам государства, так  и за решения и действия, ущемляющие права и свободы граждан. Она  может быть как гражданско-правовой, так и публично-правовой. Объединение  несет гражданско-правовую ответственность, если его должностные лица, действуя в рамках устава и полномочий, совершают гражданские правонарушения (например невыполнение обязательств по сделке). Публично-правовая ответственность наступает независимо от того, зарегистрировано объединение или нет. Она имеет две основные формы: а) приостановление деятельности объединения; б) его ликвидация и запрет деятельности.

Административную ответственность общественные объединения несут как юридические лица в соответствии с КоАП РФ и иными административно-правовыми актами. При совершении общественным объединением деяний, наказуемых в уголовном порядке, лица, входящие в их руководящие органы, должны нести ответственность как руководители преступных сообществ, а их члены отвечают за те преступные деяния, в подготовке или совершении которых они участвовали.

Вопрос о формах юридической  ответственности общественных объединений  решает только суд по заявлениям прокурора, регистрирующего органа или иных уполномоченных законом органов.

 

15. Административно  - правовой статус граждан

админ.-правовой статус гражданина.  Гражданство – это устойчивая политико-правовая связь человека с гос-вом влекущая за собой возникновение взаимных прав и обязанностей.Категории граждан: обычные, с двойным гражданством.Административные права граждан подразделяются на 2 группы: развивающие и обеспечивающие реализацию конституционных прав, права регулируемые только нормами АП.Обычные граждане подразделяются: 1.лица имеющие гражданство РФ на день вступления в силу ФЗ «О гражданстве» от 2002. 2.лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с ФЗ «о гражданстве».Принципы гражданств РФ: 1.гражданство является единым и равным независимо от оснований его приобретения. 2.пребывание за пределами РФ не прекращает гражданство РФ. 3.гражданин РФ не может быть лишен гражданства или права изменить его. 4.гражданин не может быть выслан за пределы выдан иностранному государству. 5.рф поощряет приобретение гражданства лицами, проживающими на территории РФ, если они не имеют гражданства. 6.заключение или расторжение брака между гражданином РФ  и лицом, не имеющим гражданство РФ, не влечет за собой изменение их гражданство.Приобретение гражданства: 1.по рождению, 2.в результате приема в гражданство РФ. 3.в результате восстановления в гражданстве. 4.по иным основаниям, предусмотренным законом.Прекращение гражданства: 1.в случае выхода из гражданства РФ. 2.по иным  основаниям, предусмотренным в законе.

 

 

17 .Полномочия Президента  РФ в сфере исполнительной  власти

Анализ К РФ:1) президент РФ стоит над 3 ветвями власти2) Президент РФ ближе к исполнит власти3) Президент РФ определяет систему фед. органов исполнит власти.4) Президент РФ вправе председательствовать в заседании правительства РФ, он направляет обсуждение вопроса в нужное для гос-ва русло, и в то же время контролирует правительство5) Он вправе отменять акты правительства без КС, если эти акты противоречат К РФ6) Определяет внутреннюю и внешнюю политику РФ.7) Президент утверждает положение о ряде гос органов исполнит власти.8) Президент РФ формирует дипломатический корпус РФ9) Президент РФ вправе делать предупреждения руководителям власти, а в отдельных случаях он вправе отстранять и отрешать от должности глав субъектов РФ.Система органов исполнит власти2 системы:1) образует субъекты РФ2) единая система органов исполнит власти.Система фед органов исполнит власти образует президент. СЗ РФ номер 11 ст 945 от 2004 г.1) правительство РФ 2) министерства3) фед служб4) фед агентства

 

18    Правовые формы  государственного управления, их  характеристика.

В административно-правовой науке  под формами управления чаще всего  понимаются «виды действий органов  управления с точки зрения их внешнего выражения», «внешнее практическое выражение  конкретных действий, совершаемых органами государственного управления...». В  общем, с таким мнением можно  согласиться, если признать его одним  из возможных подходов к анализу  формы функционирования исполнительной власти и если иметь в виду деятельность всех субъектов публичного управления. Фактически здесь речь идет о различении исполнительно-распорядительной деятельности по ее конечному результату или, иными  словами, ее правовым последствиям.

При таком  подходе различают правовые и  неправовые формы осуществления исполнительной власти. Правовой считается деятельность, которая непосредственно влечет определенные правовые последствия и осуществляется на основе довольно полного юридического оформления. Среди правовых форм выделяются:

  1. принятие правовых актов (решений) (правовых актов управления);
  2. заключение договоров (например, административных договоров, международных соглашений);
  3. совершение иных юридически значимых действий вызывающих определенные правовые последствия (составление отчетов, регистрация фактов, выдача справки о месте работы, составление административных протоколов и т.д.).

Административно-правовые акты

Принятие и исполнение административно-правовых актов является одной из основных форм реализации исполнительной власти. В процессе государственного управления возникает потребность в конкретизации  норм законов, которая и осуществляется путем издания административных актов. В процессе государственного управления они служат для установления правовых норм либо для разрешения индивидуальных юридических ситуаций путем применения правовых норм. Издание  и исполнение этих актов - важная часть  управленческого процесса, направленного  на осуществление функций исполнительной власти.

Административно-правовой акт - это основанное на законе официальное юридическивластное решение полномочного субъекта исполнительно-распорядительной деятельности, принимаемое в одностороннем волевом порядке с соблюдением определенной формы и процедуры и направленное на установление административно-правовых норм или на возникновение, изменение либо прекращение административно-правовых отношений в целях реализации управленческих задач и функций исполнительной власти.

Юридическая природа административного  акта состоит в том, что он:

    • является правовой формой управленческого решения; при помощи его орган исполнительной власти (должностное лицо) решает общие или конкретные вопросы, которые возникают в процессе его деятельности по реализации задач и функций государственного управления;
    • выражает юридически значимое волеизъявление субъекта исполнительной власти в виде предписания, обязательного для адресата;
    • издается в одностороннем порядке, т.е. выражает волю только одной стороны - субъекта исполнительной власти; императивно реализующего свою компетенцию;
    • носит подзаконный характер, т.е. должен издаваться в соответствии с законом;
    • является решением полномочного органа исполнительной власти, принимаемым по вопросам и в пределах его компетенции, определенной законом;
    • устанавливает в сфере ведения конкретного субъекта исполнительной власти обязательные правила поведения либо регулирует конкретные управленческие отношения и решает индивидуальные административные дела;
    • издается в качестве письменного юридического документа, но может быть выражен также устно либо в форме жестов, знаков и т.д.;
    • занимает определенное место в иерархической системе такого рода актов;
    • принимается с соблюдением определенных установленных процедур;
    • несоблюдение содержащихся в нем юридическивластных предписаний влечет ответственность виновной стороны (обычно - дисциплинарную или административную);
    • может быть в установленном законом порядке опротестован или оспорен.
  • Каждый административный акт имеет свое содержание и форму. Содержание административного акта включает три основных элемента:
    • волеизъявление уполномоченного органа, которое не должно выходить за пределы его компетенции (это волеизъявление должно быть свободным, т.е. не формироваться под влиянием обмана, заблуждения или принуждения);
    • юридическое существо этого волеизъявления (назначить, установить, разрешить, предоставить, отозвать, лишить, наказать и т.д.);
    • условия, обязательства и поручения, сопровождающие основное решение.

Информация о работе Шпаргалка по "Административное право"