Рассмотрение дел об административных правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 12:52, контрольная работа

Описание работы

Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментов управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.

Файлы: 1 файл

администр правонарушения.docx

— 44.71 Кб (Скачать файл)

   Рассмотрим более тщательно отдельные стадии производства по делам об административных правонарушениях.

 

4. 1 Возбуждение дела об  административном правонарушении  и его расследование.

   Эта стадия будет начальным этапом производства по делу, имеет определяющее значение для всего предварительного процесса. Именно на этой стадии закладываются основы для выполнения задач по делам об административных правонарушениях. На этой стадии по абсолютному большинству дел правомочные должностные лица соответствующих органов административной юрисдикции совершают комплекс процедурно - процессуальных действий, в ходе которых устанавливается факт совершения проступка, производится его фиксация в протоколе об административном правонарушении, определяются круг допустимых доказательств и средств доказывания, подведомственность дела для рассмотрения по существу, и дело направляется по подведомственности. От полноты, всесторонности и объективности предварительной правовой оценки нарушения и обстоятельств его совершения зависит правильность юридической квалификации проступка, а в конечном итоге - обоснованность и справедливость постановления по делу. В своей совокупности эти факторы обеспечивают социальную объективность законодательства об административных правонарушениях и воспитательное значение правоприменительного процесса.

   На стадии возбуждения дела об административном правонарушении по сути своей производится так называемое административное расследование. Предварительная подготовка по делу об административном правонарушении производится в упрощенном порядке. Например, в органах милиции это действия совершается без вынесения отдельного процессуального документа в форме постановления. При наличии оснований соответствующее должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении, своего рода обвинительный акт; он может иметь определённое доказательственное значение при рассмотрении дела по существу (например, в случае невозможности получить повторное или дополнительные объяснения от потерпевших и свидетелей). Но придание такого качества протоколу допустимо только при условии, если он составлен правильно, в полном соответствии с требованиями. Один экземпляр протокола должен приобщаться к материалам дела для рассмотрения его по существу, а второй экземпляр протокола может потребоваться на случай разрешения в порядке гражданского судопроизводства вопроса о взыскании с нарушителя имущественного ущерба, причиненного правонарушителем.

    При предварительной подготовке по делам об административных правонарушениях, в том числе и во время составления протокола, решается вопрос о юридической оценке совершенного деяния, носящего признаки административного правонарушения. Правильная юридическая оценка административного правонарушения имеет очень важное значение, так как она предопределяет направления дела по подведомственности для рассмотрения по существу. Но решение вопроса о юридической квалификации иногда бывает затруднительно, особенно-в случае отграничения так называемых смежных проступков и административных проступков от «сходных» преступлений. Меры по предупреждению ошибок при предварительной подготовке по делам об административных правонарушениях могут быть различными и зависят от особенностей конкретного дела. По трудно доказываемым правонарушениям пользуются помощью экспертов, принимают оперативные меры по установлению очевидцев правонарушений.

 

4. 2 Рассмотрение дел об  административных правонарушениях

   Эта стадия производства по делам об административных правонарушениях является центральной. Деятельность органов административной юрисдикции на данном этапе производства носит комплексных характер, предопределяемый необходимостью правильного установления предмета административно-правового деликта, его подведомственности, а также необходимостью рассмотрения дела по существу и вынесения решения (по становления). Комплексность названных действий по осуществлению административной юрисдикции связывается со сложностью и многоплановостью задач производства по делам об административных правонарушениях. На стадии рассмотрения дел главным образом и происходит реализация как административных материальных, так и административно-процессуальных норм. И в конечном итоге предопределяется эффективность всего правоприменительного процесса. Правильное применение законодательства об административных правонарушениях оказывает положительное влияние на состояние общественного порядка, способствует предупреждению правонарушений и особенно преступлений с административной преюдицией. Разумеется, задачи законодательства и задачи производства по этим делам, а также требования законности и обеспечения гарантий личности вадминистративно-процессуальными нормами порядка расследования дел об административных правонарушениях.

   Стадия рассмотрения дел об административных правонарушениях отражает сущность правонарушения по этим делам. Именно на данной стадии решается вопрос о виновности или невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности; именно на данной стадии подтверждается правовая, логическая и психологическая характеристика не только правоприменения, но и обоснованность нормативного установления административной ответственности за конкретные правонарушения. Поэтому на данной стадии носят(и должны носить)исключительно правовой характер как процессуальные, так и процедурные действия участников административно- юрисдикционного процесса. Законодательством об административных правонарушениях установлены единые и притом высокие требование к качеству рассмотрения дел, независимо от того, являются ли эти функции основными либо выполняются наряду с другими.

   Стадия рассмотрения дел об административных правонарушениях в зависимости от характера процедурно-процессуальных действий участников административно-юрисдикционного процесса осуществляется в три этапа; подготовка дела к рассмотрению, непосредственное рассмотрение его, вынесение постановления по результатам рассмотрения дела.

1. Подготовка дела к  рассмотрению состоит в изучении  соответствующим должностным лицом  материалов поступившего дела, предварительной  оценке с точки зрения достаточности  данных для рассмотрения дела  и вынесения постановления. При  необходимости соответствующие должностные лица принимают меры к дополнительной проверке представленных материалов и для приобщения к материалам дела необходимых доказательственных данных (объяснений, справок, заключений экспертов и т. п.). Закон установил четкие нормативные предписание, обеспечивающие реализацию принципа оперативности в производстве по делам об административных правонарушениях.

2. Непосредственное рассмотрение  дел об административных правонарушениях - очень важный и содержательный этап правоприменительного процесса. Здесь наиболее полно проявляется административно-процессуальный порядок рассмотрения дел, обусловленный предметностью и целенаправленностью задач производства по делам об административных правонарушениях. Хотя непосредственным предметом правонарушения в этом производстве является отдельный, конкретный случай, здесь в конечном итого проявляется нормативно-правовая урегулированность соответствующих общественных отношений и действительность правовых гарантий обеспечения соблюдения прав и законных интересов граждан.

   Главная цель рассмотрения дела по существу-установления фактических обстоятельств совершения правонарушения, объективная правовая оценка его и применение к виновному законной, обоснованной и справедливой меры административного взыскания. Помимо отмеченного, на этой стадии производства по делам об административных правонарушениях проверяются социальные основы не только правоприменения, но и нормативно-правового установления административной ответственности за конкретные виды проступков. На данной стадии производства процессуальные и процедурные действия участников административно-юрисдикционного процесса носят (и должны носить) исключительно правовой характер. Специфика правоприменения на данной стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях обусловлена тем, что законодательство об административной ответственности не так детально, как например, уголовно-процессуальное законодательство, регламентирует процедуру административно-юрисдикционного процесса. Здесь существенное место занимают морально-нравственные начала. В числе их такие, как правосознание участников процессуальной деятельности, гражданская добросовестность, правдивость и истинность их. Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях обуславливаются юридической квалификацией проступка, требующих иногда выяснения дополнительных обстоятельств по делу и принятия мер к исполнению постановления.

3. В результате рассмотрения  дела выносится постановление  о наложении административного  взыскания либо прекращении производства  по делу при объявлении устного  замечания.передачи материалов дела на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации, в комиссии специализированные, органом предварительного следствия, прокурору и т. п.

4. 3. Исполнение постановлений  о применении административных  взысканий. 

  На данной стадии производства по делам об административных правонарушениях возникает много сложных вопросов, связанных не только с «собственно» исполнением постановлений, но и с разрешением иных вопросов, предопределяющих своевременность, правильность и полноту исполнения постановлений органов административной юрисдикции. На основе анализа практики и действующих норм можно представить следующий перечень вопросов, которые приходится разрешать органам административной юрисдикции при исполнении постановлений по дела об административных правонарушениях:

1. Отсрочка исполнения  постановления;

2. сокращение срока лишения  специального права, предоставленного  гражданину;

3. Замена не отбытых исправительных работ на штраф или административный арест;

4. Прекращение исполнительного  производства;

5. Поворот исполнения  постановления;

6. Привлечение к ответственности  должностных лиц, виновных в  не исправлении или ненадлежащем исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях;

7. Привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в утрате исполнительного документа.

   Названный перечень вопросов, подлежащих разрешению при исполнений постановлений о наложении административных взысканий, является примерным. В него можно включить вопросы, связанные с уточнением каких-либо неточностей в постановлениях, с устранением описок и опечаток при изготовлении текста и копий постановлений, с устранением арифметических ошибок в определении подлежащего взысканию имущественного ущерба, причинённого административным правонарушителем, с определением очередности исполнения постановления в части применения имущественных взысканий, с определением судьбы вещественных доказательств или предметов конфискации (либо предметов, подлежащих изъятию).

   На практике иногда возникают вопросы, связанные с зачётом в срок отбытия административного ареста времени содержания под стражей (например, при применении этого взыскания в связи с прекращением уголовного дела). Подобный вопрос возникает и при применении административного взыскания в виде исправительных работ. Наконец, не исключаются случаи освобождения от отбытия взыскания в виде административного ареста или исправительных работ при наличии обстоятельств, препятствующих отбытию видов взысканий. Кроме того, возможна постановка вопроса о замене строго административного взыскание на более мягкое. Нелогичные ситуации возникают иногда даже при соблюдении установленного законом порядка пересмотра постановлений (по протестам прокуроров); из-за того, что легализованный порядок усложнён излишними формальностями, нередко изменяются и отменяются вполне законные, обоснованные и справедливые постановления. А формальности обставляются многими документами; сначала орган исполнения должен внести представление прокурору, содержание этого документа дублируется в протесте прокурора; протест поступает в орган, вынесший постановление; при вынесении нового постановления в значительной мере повторяется содержание представления органа исполнения постановления (например, в случаях замены административного ареста на более мягкое взыскание). Наделение органов административной юрисдикции правом пересмотра вынесенных ими постановлений о наложении административных взысканий по представлению органов исполнения исключило бы во многих случаях несогласованность в действиях правоохранительных органов и способствовало бы обеспечению реального исполнения таких постановлений.

 Исполнением постановления заняты различные государственные органы. При этом они осуществляют двоякую по своему характеру деятельность; по обращению постановлений к исполнению и по непосредственному приведению их в исполнение. Первую из них осуществляют юрисдикционные органы, то есть те, которые решают вопрос об ответственности виновных и выносят постановления о наложении административных взысканий. Вторую осуществляют специально уполномоченные на то органы государства в порядке, установленном законодательством РФ. И та, и другая деятельность образуют единую стадию исполнения постановлений, но являются её разными этапами.

   Основанием предоставления отсрочки исполнения постановлений служат обстоятельства, наличие которых делает невозможным его немедленное исполнение. Законодательство устанавливает давность исполнения постановления о наложении административных взысканий. Не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течении трех месяцев со дня вынесения.

   Контроль за правильным и своевременным исполнением постановления о наложении административного взыскания возлагается на орган (должностное лицо), вынесший постановление.

 

Заключение

   В данной  работе были изложены основные принципы и элементы производства по делам об административных правонарушениях. Сложно было провести глубокий и всесторонний анализ ввиду отсутствия знаний в области методологии административно-правовых исследований . в результате знакомства с исследованием в области производства по дела об административных правонарушениях можно сделать следующие выводы.

  В области права понятие процесса неразрывно связано с разбирательством спора, а при производстве по делам об административных правонарушениях спор в правовом смысле отсутствует. Самостоятельность производства по делам об административных правонарушениях обуславливается как минимум двумя причинами; 1)спецификой разбираемой материи; споры из отношений власти и принуждения по своему существу чужды гражданскому разбирательству с его принципами устности, равенства сторон, состязательности, материального интереса;2)особенностями самого производства, заключающимся, по мнению многих его исследователей, в упрощенной процедуре.

  Среди особенностей производства по делам об административных правонарушениях можно назвать следующие; 1)возложение времени доказательства на властную сторону административного процесса, в отличие от традиционного процесса;2)возможность и устного, и письменного ведения дела, разрешение дела в отсутствии ответчика, отсутствие многих жёстких правил гражданского и уголовного процессов;3)в производстве по делам об административных правонарушениях участвуют два субъекта, а не как в гражданском процессе;4)публичный характер правонарушений, вызывающих спор.

Информация о работе Рассмотрение дел об административных правонарушениях