Рассмотрение дел об административных правонарушениях арбитражными судами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 18:34, реферат

Описание работы

Административные правонарушения предполагают возможность привлечения к административной ответственности, а также оспаривание решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Поэтому в структуре АПК РФ в главе 25 выделяются процессуальные особенности рассмотрения указанных видов дел.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Процессуальные основы рассмотрения дел об административных правонарушениях арбитражными судами………………………………………5
Глава 2. Рассмотрение арбитражными судами дел о привлечении к административной ответственности……………………………………………..9
Глава 3. Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности………………18
Заключение……………………………………………………………………….25
Библиография…………………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

арбитраж.процесс готовый.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

Глава 1. Процессуальные основы рассмотрения дел об административных правонарушениях арбитражными судами………………………………………5

Глава 2. Рассмотрение арбитражными судами дел о привлечении к административной ответственности……………………………………………..9

Глава 3. Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности………………18

Заключение……………………………………………………………………….25

Библиография…………………………………………………………………….26

Введение

Административные правонарушения предполагают возможность привлечения к административной ответственности, а также оспаривание решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Поэтому в структуре АПК РФ в главе 25 выделяются процессуальные особенности рассмотрения указанных видов дел.

Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 202 Кодекса дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 25 Кодекса и федеральным законом об административных правонарушениях (КоАП РФ). Подведомственность арбитражным судам дел о привлечении к административной ответственности установлена абзацем третьим ч. 3 ст.23.1 КоАП РФ, согласно которому судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.14, 7.24, 9.4, 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 - 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4 статьи 14.17, статьями 14.18, 14.23, 14.27, 14.31 - 14.33, 15.10, частью 2 статьи 17.14, частью 6 статьи 19.5, частями 1 и 2 статьи 19.19 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями. При этом необходимо учитывать, что дело, указанное в абзаце третьем части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, подведомственно арбитражному суду и в том случае, когда на основании статьи 28.7 КоАП РФ по нему проводится административное расследование 1.

В случаях, когда в главе 25 АПК РФ содержатся конкретные правила, то именно они подлежат применению при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности (в частности, по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение, а не постановление, как это предусмотрено в статье 29.9 КоАП РФ)2.

Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

.

Глава 1. Процессуальные основы рассмотрения дел об административных правонарушениях арбитражными судами

Статья 202 АПК РФ3 определяет подведомственность дел о привлечении к административной ответственности, исходя из характера субъектного состава и специфики правоотношений.

В КоАП РФ4 приведен перечень дел, отнесенных к ведению арбитражных судов и связанных с:

- производством либо оборотом  этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам (ст. 6.14);

- нарушением порядка распоряжения  объектом нежилого фонда, находящимся  в федеральной собственности, и  использованием указанного объекта (ст. 7.24);

- осуществлением предпринимательской  деятельности без государственной  регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1);

- незаконным использованием  товарного знака (ст. 14.10);

- незаконным получением кредита (ст. 14.11);

- фиктивным или преднамеренным банкротством (ст. 14.12);

- неправомерными действиями  при банкротстве (ст. 14.13);

- воспрепятствованием должностными  лицами кредитной организации  осуществлению функций временной  администрации (ст. 14.14);

- нарушением правил продажи  этилового спирта, алкогольной или  спиртосодержащей продукции (ч. 1, 2 ст. 14.16);

- незаконным производством, поставкой или закупкой этилового  спирта (ч. 1, 2, 3 ст. 14.17);

- использованием этилового  спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (ст. 14.18);

- ненадлежащим управлением юридическим лицом (ст. 14.21);

- совершением сделок и  иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (ст. 14.22);

- осуществлением дисквалифицированным  лицом деятельности по управлению  юридическим лицом (ст. 14.23);

- неисполнением банком  поручения государственного внебюджетного  фонда (ст. 15.10);

- нарушением обязательных  требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушением требований нормативных документов по обеспечению единства измерений (ч. 1, 2 ст. 19.19).

Необходимо также учитывать, что дело, указанное в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 Кодекса, подведомственно арбитражному суду и в том случае, когда на основании ст. 28.7 КоАП РФ по нему проводится административное расследование.

Все перечисленные выше условия подведомственности административного дела должны быть в совокупности. Отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует о неподведомственности дела арбитражному суду.

Общее правило подсудности по делам о привлечении к административной ответственности установлено статьей 203 и состоит в том, что заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Арбитражному суду подсудно дело об административном правонарушении, если он рассматривает споры на той территории, где оно совершено (ст. 29.5 КоАП РФ). Если же по делу проводилось расследование, спор рассматривается по месту нахождения органа, который проводил расследование5.

По этой причине ВАС РФ обратил внимание судов на следующее:

1) при решении вопроса  о подсудности дел указанных  в гл. 25 АПК, необходимо руководствоваться  положениями ч. 2 ст. 189, ст. 203, ч. 1 ст. 208 АПК, в т.ч. и в тех случаях, когда правонарушение совершено привлекаемым к административной ответственности вне места его нахождения (места жительства);

2) при подаче заявления  в арбитражный суд по месту  совершения правонарушения или  по месту нахождения органа, проводившего  административного правонарушения, суд выносит определение о  возвращении заявления.

Кроме того, Высший Арбитражный Суд РФ отметил, что статьей 203 и частью 1 статьи 208 АПК РФ не определена подсудность дел об административных правонарушениях, совершенных юридическим лицом и связанных с деятельностью его филиалов или представительств. Поэтому, принимая во внимание положения части 1 статьи 202 АПК РФ, дела о привлечении к административной ответственности юридического лица в связи с нарушением, связанным с деятельностью его филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица, на основании статьи 29.5 КоАП РФ подлежат рассмотрению по месту совершения соответствующего нарушения или по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. Учитывая положения части 1 статьи 207 АПК РФ и части 3 статьи 30.1 КоАП РФ, дела об оспаривании решений административных органов о привлечении юридического лица к административной ответственности в связи с нарушениями, связанными с деятельностью его филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица, на основании статьи 35 АПК РФ рассматриваются по месту нахождения соответствующего административного органа. При этом при рассмотрении таких дел извещение о времени и месте судебного заседания суду необходимо направить не только по месту нахождения самого юридического лица, но и по месту нахождения соответствующего филиала (представительства).

Согласно части 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Четко определен субъектный состав административных дел по оспариванию решений административных органов о привлечении к административной ответственности. С одной стороны, это лица, осуществляющие предпринимательскую и иную экономическую деятельность (т.е. юридические лица и лица, обладающие статусом индивидуального предпринимателя). С другой - государственные органы, иные органы, должностные лица, уполномоченные в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях. Таким образом, определен субъектный состав административных дел, подведомственных арбитражным судам.

Важным аспектом является то, что заявителем по делу выступает только субъект, привлеченный к административной ответственности. Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 207 АПК РФ). В литературе подчеркивается, что оспаривание зависит от усмотрения самого лица, привлеченного к ответственности, что соответствует принципу диспозитивности арбитражного процесса6.

Помимо субъектного состава важным аспектом является и характер спорных правоотношений. Во-первых, это административные правоотношения. Во-вторых, такие административные правоотношения, которые возникают из отношений по привлечению к административной ответственности. В-третьих, привлечение к административной ответственности должно быть связано с осуществлением субъектами предпринимательской или иной экономической деятельности. Если же лицо, даже будучи индивидуальным предпринимателем, подвергнуто административной ответственности как физическое лицо, т.е. не за действия, связанные с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, тогда дело будет подведомственно суду общей юрисдикции.

Кроме того, в силу ст. 207 АПК РФ объектом обжалования могут быть решения государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении определенных законом субъектов к административной ответственности. Иные акты указанных органов, должностных лиц также могут быть обжалованы, но их рассмотрение подпадет под действие других норм АПК РФ.

Обжалованию подлежит не вступившее в законную силу постановление по делам об административных правонарушениях. Так, в силу ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления, если постановление не было обжаловано. Срок для обжалования установлен в ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ - 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

КоАП РФ установил правила подведомственности, используя отсылочную норму к арбитражному процессуальному законодательству. Часть 3 ст. 30.1 КоАП РФ устанавливает правило, согласно которому постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Статьи 207-208 АПК РФ определяют подведомственность дел и порядок обжалования решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Если дело подведомственно арбитражному суду, то судья при принятии заявления проверяет его подсудность. Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя (ч. 1 ст. 208 АПК РФ).

Глава 2. Рассмотрение арбитражными судами дел о привлечении к административной ответственности

Возбуждение административного дела в арбитражном суде складывается из подачи уполномоченным государственным органом в арбитражный суд заявления, проверки этого заявления в плане соответствия его требованиям, установленным законом, и решения вопроса о возбуждении дела или об отказе в возбуждении.

АПК РФ перечисляет все требования, которым должно соответствовать заявление о привлечении к административной ответственности. Отчасти это «общие требования, предъявляемые ко всем заявлениям и искам. К их числу относятся следующие:

- письменная форма заявления, наличие в нем подписи заявителя или его представителя;

- наличие наименования  арбитражного суда, в который  подается заявление;

- наличие наименования  заявителя, его места нахождения;

- наличие перечня прилагаемых  к заявлению документов;

Информация о работе Рассмотрение дел об административных правонарушениях арбитражными судами