Прокуратура Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 14:22, реферат

Описание работы

Для функционирования системы демократии необходим четко отрегулированный государственный аппарат, обладающий определенными полномочиями, позволяющими ему эффективно осуществлять возложенные на него задачи и функции. Важная роль в усилении демократии и законности здесь принадлежит органам государственной власти, в том числе и прокуратуре. Прокуратура РФ, как орган, цель которого - обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, является, в силу особенностей и специфики своей деятельности, одним из основных гарантов движения нашего общества по пути прогресса. Ведь Российская Федерация – государство с самой большой в мире территорией, где невозможно представить себе существование без органа, осуществляющего надзор за исполнением законов.

Содержание работы

Введение 3
Прокуратура как орган государственной власти 4
Возникновение и становление российской прокуратуры 7
Принципы организации и деятельности органов прокуратуры РФ 12
Понятие прокурорского надзора и направления деятельности прокуратуры РФ 15
Система, структура и порядок образования органов прокуратуры 19
Государственная служба в органах и учреждениях прокуратуры 23
Заключение 26
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Реферат по праву.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИИ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ  ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ФГБОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ  МЕДИЦИНЫ»

 

 

Дисциплина: правоведенье.

 

Реферативная работа на тему:

Прокуратура Российской Федерации (№ 36).

 

 

Выполнила: студентка 9 группы 5 курса

Петрова Е.А.

Проверил: Федоров Николай  Иванович.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013 год.

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие прокуратуры произошло  от латинского слова "procurare", что  означает "заботиться" или "предотвращать". Данный государственный институт имеет очень продолжительную историю, в России его основателем считается Петр I, который подписал 12 января 1722 года указ об учреждении прокуратуры. Несмотря на то, что Петр Великий заимствовал этот институт из Швеции, прообразом российской прокуратуры послужила прокуратура Франции. 

На сегодняшний день самыми важными нормативными источниками деятельности прокуратуры являются Конституция РФ и Закон «О прокуратуре Российской Федерации», которые содержат основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры, содержание актов прокурорского реагирования на установленные нарушения, а также средства прокурорского воздействия как на устранение, так и на предупреждение нарушений закона, дана классификация этих процессуальных документов, предъявляемые к ним требования и необходимые реквизиты. Закон  «О прокуратуре Российской Федерации»1 сохранил традиционно сложившиеся отрасли прокурорского надзора и основные направления деятельности органов прокуратуры, но, тем не менее, каждое из них претерпело определенную трансформацию.

Для функционирования системы демократии необходим четко отрегулированный государственный аппарат, обладающий определенными полномочиями, позволяющими ему эффективно осуществлять возложенные на него задачи и функции. Важная роль в усилении демократии и законности здесь принадлежит органам государственной власти, в том числе и прокуратуре. Прокуратура РФ, как орган, цель которого - обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, является, в силу особенностей и специфики своей деятельности, одним из основных гарантов движения нашего общества по пути прогресса. Ведь Российская Федерация – государство с самой большой в мире территорией, где невозможно представить себе существование без органа, осуществляющего надзор за исполнением законов.

 

 

 

 

 

Прокуратура как орган государственной власти

Статья 1 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" определяет прокуратуру  как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Исходя из такого легального определения, выделяют следующие характерные черты прокуратуры как государственного органа: 

Во-первых, прокуратура формируется в соответствии с требованиями статьёй 129 Конституции РФ2 и в порядке, определяемом Законом о прокуратуре, то есть является легитимным органом. Во-вторых, этот институт власти осуществляет свои функции от имени государства – Российской Федерации. В-третьих, прокуратура является федеральным органом власти, то есть распространяет свою деятельность на всю территорию Российской Федерации, вне зависимости от конституционно-правовых особенностей статуса некоторых субъектов федерации или специфики отдельных административно-территориальных единиц. В-четвёртых, прокуратура осуществляет деятельность в строго определенных законодательством формах и видах деятельности.

Закон о прокуратуре относит к главным направлениям прокурорской деятельности - осуществление прокурорского надзора, реализацию уголовного преследования, участие в судах и в заседаниях представительных органов государственной власти и местного самоуправления, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участие в правотворческой деятельности. А также международное сотрудничество, проведение антикоррупционной экспертизы нормативно правовых актов, рассмотрение и разрешение обращений, содержащих сведения о нарушениях закона, исходя из ст. 1, 2, 7–10 вышеуказанного закона. В-пятых, данный орган представляет собой централизованную систему, включающую в себя Генеральную прокуратуру РФ и подчиненные ей нижестоящие территориальные и специализированные органы и учреждения прокуратуры. В-шестых, должностные лица прокуратуры наделены полномочиями государственно-властного характера. Статья 6 Закона о прокуратуре устанавливает, что требования прокурора подлежат безусловному исполнению в установленный срок. В свою очередь, ст. 22, 27, 30 и 33 определяют правовое содержание указанных требований. Например, ст. 22 Закона о прокуратуре гласит, что, осуществляя надзор за исполнением законов, прокурор вправе по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и помещения поднадзорных органов, требовать предоставления необходимых документов, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов и т.п. В-седьмых, прокуратура РФ играет особенную роль в государственном аппарате России: имея функциональное отношение к каждой из ветвей власти, она не относится ни к одной из них. Такое специфическое положение прокуратуры в государственном устройстве позволяет выступать ей в качестве эффективного элемента системы сдерживания любой из ветвей власти, а также осуществлять различные многочисленные функции, возложенные на нее законом. Это позволяет определить прокуратуру как отдельный самостоятельный орган государственной власти. 

Перечисленные признаки характеризуют  прокуратуру как одну из частей российского  государственного аппарата. Однако помимо отмеченных особенностей, отечественная прокуратура имеет ряд специфичных черт, характеризующих ее как специализированный орган.

Во-первых, она является надзорным  органом (ст. 1 Закона о прокуратуре  называет основным направлением ее деятельности надзор за соблюдением действующих на территории России законов, т.е. наблюдение за тем, чтобы поднадзорные субъекты в точности выполняли возложенные на них задачи, соблюдали установленный законом порядок отправления порученных им обязанностей. А также за тем, чтобы в случае нарушения этого порядка были приняты меры к восстановлению законности, привлечению виновных к установленной законом ответственности). Особенность прокурорского надзора заключается в том, что он охватывает деятельность большей части других органов власти, действующих на территории России, а именно всех отраслевых федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, а также иных государственных и негосударственных органов контроля и надзора, при этом важно иметь в виду, что осуществление надзора не единственное направление деятельности российской прокуратуры.

Во-вторых, отечественная прокуратура  является правоохранительным органом. Это значит, что такой институт является одним из органов государства, предназначенный для осуществления правоохранительной функции присущими ей методами, к числу методов данного рода можно отнести реализацию уголовного преследования лиц, совершивших преступления, подержание государственного обвинения в суде, координацию деятельности иных правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Необходимо понимать, что не вся деятельность прокуратуры охватывается содержанием правоохранительной функции. 

По мнению некоторых отечественных  ученых, одна из основных особенностей российской прокуратуры заключается в том, что она представляет собой также орган надзора центральной (федеральной) власти за деятельностью местных и региональных органов публичной власти. Иначе говоря, она выступает в качестве инструмента, который позволяет сохранять единое законодательное пространство федеративного государства, средства укрепления вертикали центральной государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение и становление российской прокуратуры

Исторический опыт показал, что потребность в таком государственном органе, как прокуратура, с присущей ему совокупностью задач, функций и полномочий становится особенно острой в периоды различных коренных изменений в общественных отношениях, государственном устройстве. Прокуратура всегда рассматривалась и использовалась как действенный институт развития общественных отношений, укрепления режима законности, как средства развития государственности. Один из величайших реформаторов, первый император России Петр I, который искал пути и средства ускорения преобразований, пришел к необходимости создания особого надзорного органа, способного "уничтожить или ослабить зло, проистекавшее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония".

С данной целью указом от 5 марта 1711 г. была учреждена должность генерал-фискала, который должен был тайно проверять информацию о преступлениях, доносить и обличать преступников. Модель такой должности и службы была заимствована из Швеции. Но скоро сам Петр Алексеевич вынужден был признать, что чин фискала "тяжел и ненавидим". В результате дальнейших поисков и сопоставлений 12 января 1722 г. в России был основан государственно-правовой институт прокуратуры во главе с назначаемым Государем генерал-прокурором и его помощником обер-прокурором. Как следует из Указа, генерал-прокурор является "оком государевым". Ему предписывалось строго следить за тем, "чтобы не на столе только дела вершились, но самым действом по указам исполнялись".

Органы прокуратуры постепенно учреждались в различных губерниях  в течение нескольких лет. Прокуроры состояли и при коллегиях сената, провинций (губерний) и при надворных судах.

Указом от 11 мая 1722 г. была создана  некого рода специализированная прокуратура  во главе со светским чиновником —  обер-прокурором центрального органа управления государственной православной церковью — Святейшего Синода. В епархиях православной церкви, которые управлялись духовными консисториями, прокурорские надзорные функции возлагались на секретарей консисторий. Они назначались и увольнялись с должности Синодом по предложению обер-прокурора, находились в его непосредственном подчинении "как блюстителя законных постановлений по духовному ведомству" и были обязаны исполнять его предписания.

На прокуратуру было возложено  осуществление наблюдения за соблюдением законов поднадзорными ей государственными органами. В случае выявления нарушений законов прокуратура предлагала соответствующим лицам и учреждениям устранять эти нарушения, опротестовывала незаконные решения. Важной частью работы прокуроров был надзор за соблюдением законов в арестантских делах, тюрьмах.

В соответствии с замыслом Петра I в последние годы его царствования прокурорский надзор стал выполнять значительную роль в укреплении государственности, в финансовых делах. Не последнюю роль в этом процессе играли сами личности генерал-прокуроров, и прежде всего первого генерал-прокурора П. И. Ягужинского3, который пребывал в этой должности четырнадцать лет (с 1722 по 1736 г.).

При императрице Екатерине I и императоре Петре II роль и значение прокуратуры существенно снизились из-за проводимой ими политики, усилении роли других институтов государственной власти, которые видели в прокуратуре ограничение своей власти, например, Верховный Тайный Совет.

Далее, в период правления Анны Иоанновны, произошло развитие вертикали прокурорской власти: была усилена власть губернских прокуроров, которые на деле осуществляли роль "ока государева" в регионах России.

В целом, в дореформенный период, до 1864 года, губернские прокуроры осуществляли надзор за правильным применением законов всеми официальными учреждениями как судебными, так и административными.

В ходе судебной реформы 1864 года, колоссально  изменился правовой статус прокуратуры. Она в значительной мере становится органом уголовного преследования. На прокуроров, которые состояли при общих судах и при Сенате, возлагалось полномочие по поддержанию обвинения в уголовном процессе, а также наблюдение за правильным примирением закона судами. Во главе прокуратуры, как и прежде, стоял генерал-прокурор, который вместе с тем, будучи министром юстиции, являлся и органом высшего судебного управления.

В результате реформ и длительного  процесса создания губернских прокуратур, фактически существовали две системы  органов прокуратуры с несколько  различающимися полномочиями. Это были прокуратуры судов и губернские прокуроры. Последние не обладали функциями обвинительной власти, но имели существенные полномочия по осуществлению общего надзора. Вместе с тем это были строго централизованные структуры, действующие на единых принципах, и прежде всего на основе принципа единоначалия ссылка.

После Октябрьской революции в  соответствии с марксистской доктриной  о сломе буржуазного государственного аппарата Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. прокуратура была ликвидирована. Надзор за законностью, в частности, в деятельности следственных комиссий, избираемых Советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, возлагался на коллегии обвинителей, избираемых также местными Советами. Эти коллегии участвовали в заседаниях следственных комиссий при решении вопроса о предании суду, давали заключения о подсудности дел, формулировали обвинение. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 16 мая 1918 года ссылки при революционном трибунале при ВЦИК была учреждена центральная коллегия обвинителей, состав которой избирался ВЦИКом. Центральная коллегия руководила деятельностью коллегий обвинителей при революционных трибуналах.

Частично функции надзора за соблюдением декретов и привлечения  к ответственности нарушающих их лиц взяла на себя ВЧК (Чрезвычайная комиссия). По мере перехода от гражданской войны к строительству новых общественных отношений все более и более ощутимым становилась объективная необходимость обеспечения законности на единой организационной и правовой основе.

В докладе Министра юстиции Н. В. Крыленко4 ссылка на IV съезде деятелей юстиции в 1921 году подчеркивалась необходимость создания прокуратуры, независимой от местной власти, на которую возлагалось бы обвинение в суде, общий надзор, руководство следствием, а также предупреждение правонарушений. 1 января 1922 г. был опубликован первый проект декрета о государственной прокуратуре, в котором предполагалось ее создание в составе Министерства юстиции с ограниченными полномочиями. При этом возобладало влияние губернских чиновников, не желавших иметь рядом с собой независимого от них прокурора. После дискуссий, завершившихся письмом В. И. Ленина "О двойном подчинении и законности" III сессия ВЦИК 28 мая 1922 г. приняла Положение о прокуратуре.

Информация о работе Прокуратура Российской Федерации