Место прокуратуры Российской Федерации в структуре государственного механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Точное установление места прокуратуры в системе государственно-правовых институтов Российской Федерации имеет ключевое значение для определения правового статуса прокуратуры, ее организационного построения, форм и методов деятельности. Просчеты в решении этого вопроса, безотносительно к тому, влекут ли они понижение роли прокуратуры или наоборот непомерно расширяют ее полномочия, чреваты опасными последствиями как для функционирования правоохранительной системы, так и для общества в целом.

Файлы: 1 файл

Прокурорский надзор2.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

                                                            Задание 1

Место прокуратуры Российской Федерации в структуре государственного механизма. Формы взаимодействия прокуратуры Российской Федерации с ветвями государственной власти.

 

Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.  Точное установление места прокуратуры в системе государственно-правовых институтов Российской Федерации имеет ключевое значение для определения правового статуса прокуратуры, ее организационного построения, форм и методов деятельности. Просчеты в решении этого вопроса, безотносительно к тому, влекут ли они понижение роли прокуратуры или наоборот непомерно расширяют ее полномочия, чреваты опасными последствиями как для функционирования правоохранительной системы, так и для общества в целом. Именно в этой области теоретические построения должны, прежде всего, основываться на глубоком познании социальной практики, исключать возможность применения метода проб и ошибок.             В государствах, где правление осуществляется в соответствии с требованиями свободы и демократии, важное место занимают принципы народовластия и разделения властей. Последний был выдвинут еще в период революции в Англии в XVII веке левелларами, а затем получил теоретическое развитие и обоснование в учениях Джона Локка, Монтескье и других мыслителей прошлого. Указанный принцип оказался жизнеспособным и нашел воплощение в конституциях цивилизованных стран.             В Конституции Российской Федерации (ст. 10) провозглашается, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Конституция вверяет каждую из этих ветвей власти соответствующему органу, действующему самостоятельно. Устройство государственной власти предполагает не только учреждение органов государственной власти, но и регламентацию широкого круга отношений между ними. Органы государственной власти, несмотря на различие их задач и разделение полномочий, должны составлять единую целостную систему и находиться в таких отношениях с людьми и их интересами, которые содействовали бы раскрытию роли государства в обществе.        Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей не должна абсолютизироваться. Являясь органами государства, они должны взаимодействовать между собой, ибо в противном случае становится невозможным нормальное и эффективное функционирование государственного механизма. Но в этом взаимодействии они должны уравновешивать друг друга с помощью системы “сдержек и противовесов”. Взаимное ограничение их полномочий на основе Конституции позволяет разумно и согласовано решать различные вопросы государственной политики.          Если в прежних конституциях вопросы организации и деятельности прокуратуры освещались достаточно широко, им часто посвящались даже отдельные главы (например, в Конституции (Основном Законе) СССР, принятой 7 октября 1977 года, прокуратуре была отведена самостоятельная XXI глава (ст. 164-168)), то в Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года прокуратура поименована лишь в одной статье - ст. 129, помещенная в главу “Судебная власть”.        По всей вероятности, авторы проекта новой Конституции России стояли на том, чтобы оставить за прокуратурой лишь функцию поддержания обвинения в суде и надзора за следствием и дознанием. Но в какой-то момент, видимо, решили, что нужно сохранить прокуратуру как единую централизованную систему, конституционно определиться в порядке назначения Генерального прокурора Российской Федерации и нижестоящих прокуроров, а вопросы, относящиеся к полномочиям, организации и порядку деятельности прокуратуры Российской Федерации, должны были решаться федеральным законом.           Конституционно-правовая неопределенность в вопросе о месте и роли прокуратуры в механизме государства породила в науке и практике споры по вопросу, к какой ветви власти необходимо отнести прокуратуру.    Одни считают, что прокуратура должна примыкать к законодательной власти как орган, осуществляющий надзор за соблюдением законов, другие отводят ей место в системе исполнительной власти, реализующей законы, некоторые даже предлагают определить место прокуратуры в президентской структуре, иные видят место прокуратуры в системе судебной власти.   Подавляющее большинство ученых и практиков представляют прокуратуру как самостоятельный орган власти. Так, профессор К.Ф.Скворцов считает, что по недоразумению статья, посвященная прокуратуре в Конституции Российской Федерации, включена в главу “Судебная власть” (гл. 7), поскольку прокуратура, как известно, не отправляет правосудия. Прокурорская система не должна организационно входить ни в одну из ветвей государственной власти. Но это не означает, что она превращается в некую “пятую власть”. Прокуратура действует в интересах всех властей, взаимодействует с ними, в некотором смысле обслуживает их.            По мнению, В.И.Точиловского, В.М.Савицкого прокуратура представляет собой самостоятельную ветвь власти наряду с законодательной, исполнительной и судебной.          По мнению профессора В.К. Зивербуля, система разделенных ветвей власти включает наряду с законодательной и исполнительной так называемую “правоохранительную” власть, ветвями которой выступают судебная и прокурорская власти.         В настоящее время высказываются предположения об отнесении прокуратуры к органам законодательной власти. К примеру, В.Д.Ломовский определяет место прокуратуры рядом с законодательной, представительной властью. Прокурорский надзор возник и существует для выполнения функции обеспечения единства законности, присущей также высшей законодательной власти. Последняя, принимая законы, заинтересована в их точном и единообразном выполнении и создает для этого необходимые государственно-правовые структуры, в том числе прокуратуру.    Есть сегодня и сторонники отнесения прокуратуры к президентской власти. Учитывая статус Президента Российской Федерации, который признается гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, они признают логичным, по крайней мере на переходный период, конструировать прокуратуру как структуру президентской власти, осуществляющую от его имени надзор за исполнением законов и указов Президента в стране.      Ряд исследователей считает, что прокуратура должна относиться к судебной власти, что закреплено в Конституции Российской Федерации. Прокуратура определяется как централизованная система органов. Централизация - это условие независимости. Вместе с тем, общность конечных целей, таких, как создание гарантий законности в стране, защита прав и свобод личности, а также близость функций предопределяют тесное взаимодействие между прокуратурой и судами.      Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года лишь в общих чертах определила статус прокуратуры. Но опыт работы последних лет свидетельствует о том, что этого недостаточно. Назрела необходимость в реформировании прокуратуры. Из всех правоохранительных органов прокуратура единственная, по существу, не подвергалась реформе. Нужно тщательно разобраться в ее сильных и слабых сторонах, дать реалистическую оценку действительному положению дел, найти тот путь, по которому прокуратура будет идти дальше.

Формы взаимодействия прокуратуры Российской Федерации  с ветвями государственной власти отражены в статье 129 Конституции Российской Фелдерации и в Федеральном Законе  от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Так, Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ(статья 12 Фз «Опрокуратуре РФ».        Конституция РФ содержит положения, касающиеся прокуратуры, в главе «Судебная власть». Однако прокуратура является самостоятельной, независимой структурой, выполняющей функции одного из элементов системы уравновешивания в механизме разделения властей, и не принадлежит к судебной ветви власти. Прокурор предъявляет и поддерживает в суде в интересах пострадавших, в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.  Осуществляя уголовное преследование, в суде по уголовным делам прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокурор приносит апелляционное, кассационное, надзорное представление, а в арбитражных судах – жалобу на незаконное, необоснованное или несправедливое решение, приговор, определение или постановление суда в вышестоящий суд (Раздел IV ФЗ «О прокуратуре РФ).      Взаимодействие Государственной Думы и прокуратуры заключается в том, что Государственная Дума принимает законы, составляющие основное содержание предмета прокурорского надзора за соблюдением и исполнением законов. Генеральный прокурор РФ лично ежегодно представляет палатам Федерального Собрания доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению. Прокуратура по запросам и обращениям депутатов проводит проверки фактов нарушений законов, принимает меры к их выявлению, устранению и предупреждению.

 

 

  

                                            Задание 2

Предмет, полномочия и правовые средства прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов РФ и законностью правовых актов.

 

Надзор за исполнением законов и законностью издаваемых правовых актов является одним из основных направлений прокурорской надзорной деятельности. Сфера этой деятельности прокурора чрезвычайно широка. Прокурор осуществляет надзор за исполнением большого количества чрезвычайно разнообразных по содержанию законов, еще большим числом различного вида субъектов, исполняющих эти законы и издающих правовые акты, соответствие законам которых также проверяется прокурором. В научной и учебной литературе, посвященной прокурорскому надзору в РФ, рассматриваемое направление деятельности органов прокуратуры иногда именуется «общим надзором». Это объясняется следующими обстоятельствами.           Во-первых, использование в научной и учебной литературе термина «общий надзор» – дань традиции. Так, например, в ст. 3 Закона СССР от 30.17.1979 «О прокуратуре СССР» раскрывались основные направления деятельности прокуратуры и где, в частности, было указано, что одним из основных направлений является надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор).   Во-вторых, рассматриваемое направление деятельности касается надзора за соблюдением законности в сфере государственного управления, которое характеризуется разнообразными общественными отношениями, урегулированными нормами права, а также большим числом участвующих в них субъектов. Вместе с тем в Законе о прокуратуре отсутствует упоминание о том, что прокуратура, решая возложенные на нее задачи, осуществляет общий надзор.            Столь широкое правовое поле, на котором прокуратура реализует свои полномочия по обеспечению единообразного исполнения законов в соответствии с Конституцией, требует своей конкретизации. Генеральный прокурор РФ в приказе от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» указал, что основными направлениями надзорной деятельности следует считать надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.     Реализуя свои надзорные полномочия, органы прокуратуры не подменяют органы государственного управления и контроля, а также не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных объектов. В своих действиях прокуроры руководствуются положением о высшей юридической силе Конституции, прямом ее действии и применении на всей территории России, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.  Таким образом, сущность надзора органов прокуратуры за исполнением законов можно определить как деятельность органов прокуратуры по приему, анализу и оценке поступающей информации об имеющих место фактах нарушения законов, ущемления прав, свобод и интересов граждан, общества и государства, а также по проведению в необходимых случаях прокурорских проверок и принятию мер прокурорского реагирования в целях устранения выявленных нарушений законов.             В соответствии с Законом о прокуратуре к объектам прокурорского надзора за соблюдением и исполнением законов относятся:    1) федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти;      2) органы военного управления, их должностные лица; 3) органы контроля, их должностные лица;         4) представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ;        5) органы местного самоуправления;       6) органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.            Предмет прокурорского надзора за исполнением законов сформулирован в ст. 21 Закона о прокуратуре. Выделяются следующие элементы, составляющие его структуру:        1) соблюдение Конституции;        2) исполнение законов, действующих на территории РФ;    3) соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами;          4) обеспечение условий, способствующих недопущению совершения различного рода правонарушений.         При осуществлении надзора за исполнением законов прокурорам надлежит также правильно определять пределы реализации своих полномочий, с тем чтобы, с одной стороны, не оставить без реагирования выявленные нарушения законов, затрагивающие общественный интерес или существенно ограничивающие права и свободы гражданина и человека, а с другой стороны, не подменять собой контролирующие органы и не осуществлять мелочную опеку там, где субъекты могут урегулировать правовые отношения между собой сами, без вмешательства публичной власти.             Пределы прокурорского надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов можно классифицировать по следующим основаниям:  - по компетенции. Генеральный прокурор РФ осуществляет надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов федеральными органами государственной исполнительной власти и их должностными лицами. Прокуроры субъектов РФ осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов органами представительной и исполнительной власти субъектов РФ, территориальными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами.  Прокуроры районов (городов) осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов органами местного самоуправления, районными (городскими) органами федеральной исполнительной власти и их должностными лицами, органами управления коммерческих и некоммерческих организаций и их должностными лицами. На основании принципов централизации и единоначалия в организации и деятельности прокуратуры вышестоящие прокуроры вправе принять на себя исполнение надзорных полномочий нижестоящих прокуроров;                          - по объектам прокурорского надзора. Прокуратура не осуществляет надзора за соблюдением Конституции и исполнением законодательства федеральными органами законодательной власти, судебными органами, Правительством РФ и Президентом РФ. Однако в п. 3 ст. 24 Закона о прокуратуре содержится нормативное положение, согласно которому в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и федеральным законам Генеральный прокурор РФ обязан проинформировать об этом Президента РФ. Среди объектов прокурорского надзора отсутствуют граждане Российской Федерации;                                                                          -по наличию или отсутствию информации об имеющих место нарушениях закона. В п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре указывается, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушений законов, требующих принятия мер прокурором. Информацию об имеющих место нарушениях закона содержат: заявления, жалобы и иные обращения граждан; сообщения средств массовой информации; материалы уголовных, гражданских, административных и арбитражных дел; результаты статистики прокурорской и правоприменительной практики; другие материалы о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий в первую очередь для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и гарантий групп населения, трудовых коллективов, репрессированных, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране.            Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов - это совокупность правовых средств, предоставленных прокурору законом, с помощью которых он имеет право и обязан выявлять, устранять и предупреждать нарушения законов. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:                 -по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения учреждений и организаций, поднадзорных органам прокуратуры. Единственным ограничением, не позволяющим прокурору реализовать право свободного доступа, может служить отсутствие у него допуска надлежащей формы, обязательного для проведения проверок на режимных предприятиях;           - при реализации надзорных полномочий иметь свободный доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;              -требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;                                                                                                          -выделять специалистов для выяснения возникших вопросов;                                - проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных ему организаций;            - вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;            -по основаниям, установленным законом, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;       -предостерегать о недопустимости нарушения закона;                                        -освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;    -опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;                                                                                                 -вносить представление об устранении нарушений закона.     Полномочия прокурора в области «общего» надзора реализуются при помощи правовых средств.            Правовые средства, применяемые прокурором классифицируются на две группы:                    1) средства выявления нарушений закона;                       2) средства реагирования на нарушения закона, включая средства превентивного действия.          Важнейшим средством выявления нарушений законов являются прокурорские проверки. Суть процесса проверки законности правового акта сводится  к тщательному  прочтению прокурором всего текста акта, мысленному сличению предписаний, содержащихся в нем, с нормами применяемого закона, а также к ознакомлению с материалами, послужившими основанием к изданию акта.        Акты прокурорского реагирования - это предусмотренные Законом о прокуратуре формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений. Закон в качестве таковых предусматривает протест прокурора (ст. 23), представление прокурора (ст. 24), постановление прокурора (ст. 25), предостережение о недопустимости нарушения закона, информацию о несоответствии постановлений Правительства РФ Конституции РФ. Путем их применения прокурор реализует такие полномочия, как опротестовывание противоречащих закону правовых актов, устранение нарушений закона, принятие мер к привлечению виновных к уголовной или административной ответственности путем возбуждения уголовных дел или производства об административном правонарушении, Предупреждение нарушений закона. 
Будучи предусмотренными в Законе, акты прокурорского реагирования имеют процессуальный характер. Они составляются по определенной форме, вносятся в определенные адресаты. Закон определяет порядок внесения и рассмотрения актов прокурорского реагирования, права и обязанности прокурора и лиц, рассматривающих эти акты. Так в актах прокурорского реагирования должны быть изложены сущность правонарушения, его негативные последствия, причины и условия, способствовавшие его совершению. В конкретных актах прокурорского реагирования в зависимости от характера правонарушения должен ставиться вопрос об устранении как самого правонарушения, так и способствовавших ему причин и условий, об ответственности виновных лиц.        Выбор и применение акта прокурорского реагирования зависят от характера нарушения закона, конкретных обстоятельств, ему способствовавших, и осуществляется прокурором.      Протест прокурора – это акт (документ) прокурорского реагирования на нормативно-правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, содержащий подкрепленное фактическими данными требование об отмене данного акта или приведении его в соответствие с законом. Право принести протест на противоречащий закону правовой акт принадлежит исключительно прокурору или его заместителю. Следует отметить, что принесение протеста – это не только право, но и обязанность прокурора реализовать свое полномочие по принесению протеста в каждом случае обнаружения нормативных правовых актов, противоречащих Конституции и федеральным законам. Протест может быть принесен:            1) в орган или должностному лицу, которые издали этот акт;   2) в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу органа, издавшего нормативный акт;        3) в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Куда конкретно должен быть направлен протест, непосредственно решает прокурор. Однако в любом случае его выбор должен основываться на принципах эффективности и целесообразности.  Протест прокурора на незаконные нормативные правовые акты всегда приносится в письменной форме. Внесенный прокурором протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем через 10 дней с момента его поступления в соответствующий орган или должностному лицу. В случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления он подлежит рассмотрению на ближайшем его заседании. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. При наступлении исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.  Представление прокурора – это документ прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия незаконных решений государственными органами и их должностными лицами. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление имеет письменную форму. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствовавших; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ. Если в ходе проведения прокурорской проверки обнаружены обстоятельства, указывающие на наличии в действии (бездействии) или принятых решениях признаков состава преступления или административного правонарушения, то в этом случае прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, на основании мотивированного постановления передает материалы проверки по подследственности следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела или самостоятельно принимает решение о возбуждении административного производства.   В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление. Такое постановление выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо сведений о физическом или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, то постановление выносится в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором по окончании расследования. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.             

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ от 06.07.1999 № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают. Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и рассмотрении дел судами прокурорам надлежит использовать иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом. Предостережение должно быть объявлено во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, которые могут привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность. Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Его следует объявлять должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям или иным лицам общественных (религиозных) объединений. Применению предостережений в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений. Предостережение о недопустимости нарушений закона должно быть оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. Применение предостережения отнесено Законом о прокуратуре к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают. 

 

 

                                                               Задача.

Недавно назначенный на должность помощник прокурора района, не располагая сведениями о нарушении законов, прибыл в ОАО «Кирпичный завод» для проведения проверки исполнения трудового законодательства. Он доложил руководителю завода о цели своего прибытия и потребовал предоставить ему соответствующие документы. Руководитель, посоветовавшись с юристом предприятия, отказался выполнить требование помощника прокурора. Помощник прокурора написал рапорт, в котором изложил суть дела и попросил помощи у прокурора района. Какая информация является основанием для прокурорской проверки? Вправе ли помощник прокурора проводить прокурорскую проверку на данном объекте? Сформулируйте определение понятия «прокурорская проверка».  Оцените действия помощника прокурора в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ».

Прокурорские проверки исполнения законов - это основное правовое средство выявления, пресечения правонарушений и установления обстоятельств, им способствующих. Они проводятся только при наличии сведений о нарушении закона.

 

Основанием для проведения проверки является информация о фактах нарушения законов, требующая принятия мер прокурором ( п.2 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Таким основанием могут быть обращения граждан, сообщения в СМИ, материалы гражданских, уголовных, административных дел.

В соответствии со ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе:  
-по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;   -иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;                                                                   -требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;        -вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Равные полномочия имеет и помощник прокурора на основании статьи 54 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно условиям задачи, помощник прокурора не располагал сведениями о нарушении закона, а значит, оснований для проведения прокурорской проверки не было. Таким образом, только при наличии информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, помощник прокурора имел право беспрепятственно проходить ОАО «Кирпичный завод» и изучать необходимую документацию. Безосновательные проверки организаций не входят в компетенцию прокуратуры. Поэтому прокурор района должен объяснить помощнику, что в первую очередь работник прокуратуры должен сам действовать в рамках закона, а уже потом проверять деятельность других участников правоотношений.

 

 

Список литературы:

1.Конституция Российской Федерации // СПС «Консультант-Плюс».              2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014) // СПС «Консультант-Плюс».              3. Авдеев В.Н.Прокурорский надзор: курс лекций /Под ред.В.Л.Попова.М., 2010.

4. Бойков А.Д. Третья власть в России. — Курск, 2009. С. 106.

5. Бойков А.Д., Карпец И.И. О законотворчестве, судебной власти и правосудии // Государство и право. 2012. № 11. С. 92.

6. Гницевич А.Е. Роль прокуратуры в формировании социалистического правового государства // Правовая реформа и проблемы ее реализации: Мат. региональн. науч.-практ. конф. — Краснодар, 2009. С. 65—66.

7. Калинин В.Н. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона/Следователь, 2009.№ 4. С.55-62.

8. Нерсесянц B.C. Философия права. — М., 2008. С. 381

9. Николаева Л.А. Надзор прокуратуры: Проблемы теории и практики // Прокурорская и следственная практика. 2007. № 2. С. 84.

10. Мельников Н.В. Прокурорская власть и личность. — М., 2013. С. 37.

11. Петрухин И.Л. Судебная власть и расследование преступлений // Государство и право. 2013. № 7. С. 82.

12. Прокурорский надзор в российской Федерации: учебник  для бакалавров / под ред. Е.Р. Ергашева, - М.: Юрайт, 2011-392с

13.Рябко Т. Меры прокурорского реагирования как средство обеспечения, 2011.

 
        

 


 



Информация о работе Место прокуратуры Российской Федерации в структуре государственного механизма