Принципы государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение основ государственной службы в РФ. Непосредственными задами работы является изучение понятия и видов государственной службы, рассмотрение общей характеристики принципов государственной службы, исследование системы принципов государственной службы.
Цель работы и ее задачи решались путем использования следующих методов: сравнительного метода, метода логического анализа и синтеза, изучения и обобщения нормативных актов и научной литературы по избранной теме и др.

Содержание работы

Введение. ………………………………………………………………………..2
Глава I. Институт государственной службы в российском праве.
§1. Понятие государственной службы ………………………………….4
§2. Виды государственной службы. …………………………………….8
Глава II. Принципы государственной службы
§1. Общая характеристика принципов государственной службы. …..11
§2. Система принципов государственной службы……………………14
Заключение. …………………………………………………………………...29
Список использованной литературы. ………

Файлы: 1 файл

Кур гос. служба.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Оглавление.

 

Введение. ………………………………………………………………………..2

Глава I.  Институт государственной службы в российском праве.

         §1. Понятие  государственной службы ………………………………….4

         §2. Виды государственной службы. …………………………………….8

Глава II. Принципы государственной службы

         §1. Общая  характеристика принципов государственной службы. …..11

         §2. Система  принципов государственной службы……………………14

Заключение. …………………………………………………………………...29

Список использованной литературы. ……………………………………….31

 

Введение.

 

Государственная служба – сложный, комплексный и многогранный социально-правовой институт, имеющий прочные правовые, экономические, социальные и организационные корни, основы и устои. Это - неотъемлемая, органическая часть, один из фундаментальных элементов российской государственности и один из ведущих институтов административного права.

Повышение роли и значения государственной службы имеет объективный характер, обусловлено теми коренными социально-экономическими и политическими преобразованиями, которые осуществляются в России в настоящее время. Возрастание авторитета государственной службы, paзвитие  и совершенствование законодательства о ней обусловили большой научный, учебный и практический интерес к ней, в частности к исследованию проблематики, связанной с государственной службой.

Изменились подход, методика и методология анализа проблем государственной службы: от догматического, партийно-коммунистического подхода обозначился переход к современному, цивилизованному исследованию и освещению этой проблематики. Прежде всего отброшен как дефективный и консервативный былой «основополагающий» принцип государственной службы, отражающий господство административно-командной системы и являющийся по существу отделимой составной частью. Это так называемый принцип подбора кадров, работников, служащих по политическим и деловым признакам, который на практике означал отказ от принципов профессионализма и компетентности, подмену этих и других демократических и цивилизованных основ «принципами» партийной (к КПСС) принадлежности, партийным угодничеством, волокитой и бюрократизмом, другими отрицательными явлениями, поразившими все участки государственно-служебной деятельности.

Переход к новым прогрессивным методам и началам функционирования цивилизованной и профессиональной государственной службы — процесс сложный и длительный требующий немалого времени, воспитания и перевоспитания кадров в соответствии с новыми условиями и требованиями. В такой реальной обстановке формируется и функционирует  постепенно набирающая силу и размах новая российская государственная служба.

Несмотря на то, что проблема «государственной службы» уже давно находится в центре внимания ученых, нельзя сказать, что все аспекты ее исследованы с достаточной полнотой. По многим вопросам до сих пор нет единого мнения, ведутся горячие споры.

Все вышесказанное свидетельствует об актуальности выбранной темы курсовой работы и необходимости ее изучения.

Исследованием правового института «государственная служба» занимались и занимаются многие видные ученые, такие как В.М. Лазарев, Ю.М. Козлов, Ю.А. Тихомиров, В.М. Манохин, Г.В. Атаманчук, Ю.Н. Старилов и многие другие. Их монографические исследования  послужили теоретической основой  настоящей работы. Практической основой послужил действующий нормативный материал и судебная практика.

Целью курсовой работы является рассмотрение основ государственной службы в РФ. Непосредственными задами работы является изучение понятия и видов государственной службы, рассмотрение общей характеристики принципов государственной службы, исследование системы принципов государственной службы.

Цель работы и ее задачи решались путем использования следующих методов:  сравнительного метода, метода логического анализа и синтеза, изучения и обобщения нормативных актов и научной литературы по избранной теме и др.

Курсовая работа состоит из двух глав, введения и заключения. Первая глава посвящена общей характеристике института государственной службы в российском праве; вторая – принципам государственной службы

 

 

 

Глава I.  Институт государственной службы в российском праве.

§1. Понятие государственной службы

 

Понять сущность и выявить основные черты государственной службы невозможно без предварительного определения видов общественно полезной деятельности людей, которая может осуществляться в следующих формах:

  • производство товаров, материальных ценностей, предоставление услуг,
  • создание нематериальных благ (духовных ценностей): написание книг, статей, съемки фильма и др.,
  • социально-культурная деятельность (образование, здравоохранение и т.д.),
  • государственная служба, функционирующая практически во всех сферах жизнедеятельности государства и общества, т.е. таких, как: а) управление социально-культурной сферой (образованием, здравоохранением, наукой, социальной защитой населения); б) управление экономикой (промышленностью, сельским хозяйством, торговлей, финансами); в) управление административно-политической сферой (обороной, безопасностью, внутренними и иностранными делами, юстицией),
  • служба в общественных объединениях, негосударственных, религиозных, международных, иностранных организациях;
  • общественная деятельность в целях удовлетворения индивидуального интереса в различных сферах жизни общества на безвозмездной основе.

Таким образом, одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека, а также общества и государства является служба, которая состоит в управлении, осуществлении государственной деятельности, обеспечения самого управления, социально-культурном обслуживании людей.1

Особым видом службы (и, следовательно, видом общественно полезной деятельности) является государственная служба. В учебниках по административному праву государственная служба определяется как вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства. При таком подходе к определению государственной службы выделяются, с одной стороны, задачи и функции государства, которые оно выполняет в лице государственных органов и служащих, а с другой – трудовая деятельность по осуществлению данных функций и решению конкретных задач. Таким образом, как подчеркивает В.М. Манохин, понятие, основные черты, задачи и функции государственной службы можно определить лишь раскрывая взаимосвязи и взаимозависимость государственной службы с задачами, функциями, формами деятельности государства.2

Наряду с государственной службой функционирует муниципальная служба, т. е. деятельность работников (служащих) муниципальных учреждений по осуществлению задач и функций, возложенных на органы местного самоуправления.

В целом под государственной службой может пониматься любая работа, выполненная в государственных органах учреждениях и отличающаяся по содержанию и по форме от труда рабочих. Такой подход к названной службе основывается на выделении двух основных форм трудовой деятельности людей: непосредственное создание материальных ценностей и управляющие административно-обслуживающие функции.

В. М. Манохин определял в 1966 г. государственную службу таким образом: «Это одна из сторон (или частей деятельности... государства по организации и правовому регулированию работы личного состава государственных органов и других государственных организаций и деятельность этого личного состава — государственных служащих по практическому и непосредственному осуществлению задач государства...».                           

Естественно, что серьезно изменились взгляды на многие институты и явления в сфере административного права и государственную службу как ее институт. Эти изменения обусловлены теми коренными политическими и социально-экономическими преобразованиями, которые осуществляются в России в современный период и будут продолжены в дальнейшем развитии нашего государства и общества. Они, конечно, оказывают серьезное влияние на все развитие административно-правовых институтов, явлений и структур, в том числе на статус и функциональную характеристику государственной службы. Поэтому появились самые различные варианты понятия и определения государственной службы, в каждом из которых делается акцент на какой-то определенной, специфической стороне этого сложного социально-правового и административно-правового института3.

Все чаще в научной литературе и в публицистических изданиях проводится мысль: государственная служба — это служение государству, гражданскому обществу, народу, всем его слоям и социальным группам.

Такой подход характерен для определений, сформулированных Б.М. Лазаревым, Ю.Н. Стариловым, Г.В. Атаманчуком, Н.М. Казанцевым, В.М. Манохиным.

Н.М. Казанцев, например, дает следующее определение государственной службы РФ: «Это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов Российской Федерации либо государственных органов субъектов Российской Федерации, осуществляемая посредством исполнения должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности государственной службы Российской Федерации, отнесенные к категории "Б" и "В" в соответствии с Реестром государственных должностей государственной службы Российской Федерации».

А. П. Коренев различает государственную службу в широком и узком смыслах. В первом случае такая служба понимается как трудовая деятельность работников, выполнение ими служебных обязанностей в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, во втором случае — как выполнение работниками служебных обязанностей в органах государственной власти.

Следует отметить, что исчерпывающее формулирование понятия «государственная служба» еще не завершено, хотя в данный процесс внесли свой вклад многие видные ученые.

При общей характеристике государственной службы вначале рассмотрим наиболее принципиальные положения, содержащиеся в Конституции РФ4, в Федеральном законе от 27.05.03г. (ред. от 06.07.06) «О системе государственной службы Российской Федерации»5.

В Конституции РФ выделяются два принципиальных положения: первое — это принцип равнодоступности граждан к государственной службе; второе — отнесение к ведению Российской Федерации вопросов федеральной государственной службы. Это исходные, концептуальные догмы всей концепции государственной службы.

Федеральный закон о системе государственной службы конкретизирует общие положения, однако, во многом сохраняет качества правовой и теоретической первоосновы дальнейшего углубленного регулирования других вопросов проблематики государственной службы.

Под государственной службой в Федеральном законе о системе государственной службы понимается профессиональная служебная деятельность  граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

 

§2. Виды государственной службы.

 

Наличие разновидностей государственной службы обусловлено действием принципа федерализма и принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с ним государственная служба включает в себя:

• федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;

• государственную службу субъектов РФ, находящихся в их ведении.      

Различают также другие виды государственной службы. Современная государственная служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятельности, поэтому к государственной службе относят военную службу, службу в органах внутренних дел, в таможенных и налоговых органах, в органах налоговой полиции и т. д. Правовое регулирование этих и других специализированных видов государственной службы характеризуется системностью, охватывая службу в органах всех уровней или службу в соответствующих отраслях (сферах) в целом.6

В специальной литературе государственная служба подразделяется на два вида:

• гражданскую (например, служба в государственных органах РФ и ее субъектах, в администрации области);

• милитаризованную (например, военная служба, служба в органах внутренних дел, таможенных органах, железнодорожных войсках).

Статья 2 Федерального закона о  системе государственной службы устанавливает, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

государственная гражданская служба;

военная служба;

правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Гражданская служба может быть:

• общефункциональной — это осуществление общих, традиционных, «стандартных» для всякой сферы деятельности государственно-служебных функций, не отличающихся отраслевой спецификой (например, деятельность персонала в администрации области, ее отделах и департаментах, в министерствах, государственных комитетах и т. д.):

 • специальной — это реализация  особо установленных в нормативных  правовых актах полномочий служащих, занимающих должности в государственных  органах, имеющих ярко выраженную  отраслевую компетенцию, которая налагает отпечаток на практическую деятельность персонала (например, судейская, дипломатическая служба, служба на железнодорожном транспорте, деятельность государственного нотариуса).

Гражданская и милитаризованная служба могут включать в себя различные подвиды этих служб, которые объективно необходимы государству и созданы им для реализации специальных функций и особой внутриотраслевой компетенции. Милитаризованная служба (военная, милицейская, полицейская и т. д.) имеет множество отличительных признаков, которые выделяются при анализе нормативных правовых актов, устанавливающих правовое положение этих видов государственной службы и соответствующих государственных служащих. 7

Информация о работе Принципы государственной службы