Функции и принципы государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2015 в 09:31, контрольная работа

Описание работы

Основной задачей данной работы является рассмотрение особенностей государственной службы в системе одного из важнейших государственных органов исполнительной власти - Министерства юстиции РФ.
Современный этап развития Российской Федерации как правового государства требует нового видения места и роли органов и учреждений юстиции. Построение в России подлинно гражданского общества невозможно без формирования у населения развитого правового сознания. Именно поэтому значение органов юстиции в правовом государстве должно быть первостепенным, поскольку они являются правовым каркасом российского общества.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Понятие государственной службы. Ее уровни и виды……………………….5
2. Сущность государственной службы…………….……………………………..14
3. Функции государственной службы
4. Принципы государственной службы
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...20

Файлы: 1 файл

Гос.и мун.цправление.docx

— 57.08 Кб (Скачать файл)

             МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

        «УФИМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ  И СЕРВИСА»

                                                                         (УГУЭС)

 

                                                                         КАФЕДРА «Региональной экономики и управления »

 

                                        

                                             

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Государственная и муниципальная служба»

На тему:

«Функции и принципы государственной службы»

 

 

 

 

                                                                                          

                                                                                         Выполнил(а): ст.группы БГЗ-3

                                                                           Биктимирова А.Р.

                                                                           Шифр.зачет.кн. 13.01.652

                                                                           Проверил(а): Биндиченко Е.В.

 

 

                           

                               

 

                                              Уфа 2015

Введение …………………………………………………………………………..3

  1. Понятие государственной службы. Ее уровни и виды……………………….5
  2. Сущность государственной службы…………….……………………………..14
  3. Функции государственной службы
  4. Принципы государственной службы

Заключение……………………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Законодательство о государственной службе Российской Федерации образуют нормативные правовые акты, регулирующие образование ее системы, организацию и правовое положение государственных служащих - условия и порядок их работы, права и виды поощрения, обязанности и ответственность, прекращение ими государственной службы и т. п.  
Основные источники этого законодательства перечислены в Федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. и "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ. Разумеется, и сами эти законы являются одними из главных ее источников.

Любое законодательство представляет собой систему, а система законодательства о государственной службе является двухуровневой. Первый из уровней - федеральный. Здесь речь идет о Конституции РФ, указанных выше Федеральных законах, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ. Второй уровень - законодательство субъектов Федерации: их конституции, законы, уставы и т. п. Все это законодательство имеет конституционное происхождение.  
Основной задачей данной работы является рассмотрение особенностей государственной службы в системе одного из важнейших государственных органов исполнительной власти - Министерства юстиции РФ.

Современный этап развития Российской Федерации как правового государства требует нового видения места и роли органов и учреждений юстиции. Построение в России подлинно гражданского общества невозможно без формирования у населения развитого правового сознания. Именно поэтому значение органов юстиции в правовом государстве должно быть первостепенным, поскольку они являются правовым каркасом российского общества.

В Российской Федерации понятие, принципы, организационно-правовые основы государственной службы, правовой статус госслужащего, особенности прохождения госслужбы, актуальные вопросы правового регулирования государственной гражданской, правоохранительной, военной службы исследовали известные ученые - правоведы А. В.Атаманчук, Д. Н. Бахрах, Д. М. Овсянко, Ю. Н. Старилов, С. В. Манохин, К. С. Бельский, А.В. Оболонский, А. В. Гусев и др.

 

  1. Понятие государственной службы. Ее уровни и виды.

Понятие "служба" имеет несколько значений. Это может быть вид общественной деятельности людей; работа, занятия служащего, место его работы; специфическое отношение к делу и т.д. В. Даль рассматривал понятие "служба" не просто как вид работы или деятельности, а более широко. Он связывал службу с такими понятиями и ценностями, как жизнь для других, быть полезным обществу, готовность к делу и др .  
Как правило, под службой понимаются отношения долга, верности, преданности, готовности защитить чей-то интерес. Предназначение службы связано с созданием условий для нормального функционирования общества, обеспечением других видов социальной деятельности. Служба может касаться социально-культурного обслуживания людей, осуществления управленческой деятельности, обеспечения деятельности органов   государственной   власти и т.д. 
 Особым видом службы является государственная служба. В широком смысле она представляет собой вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства. В статье 2 Федерального закона "Об основах государственной службы в Российской Федерации " под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Данное определение государственной службы, скорее всего, следует рассматривать в узком смысле. В нем отсутствует указание на служение государственных служащих обществу и государству. Это особенно актуально в условиях, когда государственные органы нередко отрываются от глубинных интересов большинства граждан и начинают работать преимущественно на себя.  
 В данном случае под профессиональной организационно-управленческой деятельностью понимается работа, осуществляемая на основе специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате подготовки и опыта. Эта деятельность должна обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного  ему значимого результата (продукта). 
 Государственная служба для чиновника выступает как способ жизнедеятельности, как субкультура, которые характеризуются определенной  корпоративной моралью и менталитетом.  
 Необходимо отметить, что вокруг понятия государственная служба продолжается научная дискуссия. В научной и учебной литературе можно найти десятки определений, что такое государственная служба . Этот факт свидетельствует о сложности данного явления, невозможности схватит в одном понятии многообразие важнейших черт государственной службы, особенностях восприятия государственной службы разными исследователями. 
 Государственная служба осуществляется прежде всего в аппаратах органов представительной, исполнительной и судебной власти. Кроме того, она может осуществляться и в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции и отнесенных законодательством Российской Федерации и ее субъектов к государственной службе. Например, в ст. 9 Федерального закона "О естественных монополиях" указывается, что на работников органов регулирования естественных монополий распространяется правовой статус государственных  служащих.  
 В соответствии с абз. 2 п.1 ст.2 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" к государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий "Б" и "В". Следовательно, исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими должности категории "А" не является государственной службой.  
Государственная служба может быть рассмотрена во многих аспектах , в том числе:  
социальном - как профессиональное осуществление по поручению общества полезной деятельности лицами, занимающими должности в государственных организациях; 
политическом - как деятельность по разработке и реализации государственной политики, регулированию отношений между основными социальными группами и классами общества; 
правовом - как система правовых норм, устанавливающих государственные должности и их функции, регламентирующих процедуру поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения, очерчивающих права, обязанности и ответственность государственных служащих и т.д.; 
организационном - как совокупность организационных норм, способов, процедур, правил, стандартов и традиций упорядочивания, регулирования и координации совместной деятельности государственных служащих, придания взаимодействию компонентов государственной службы согласованности для достижения ее целей ; 
социологическом - как практическая реализация функций государства, компетенции государственных  органов. 
 В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" и с учетом федеративного устройства российской государства государственную службу подразделяют на два уровня: 
- федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации; 
- государственную службу субъектов РФ, находящуюся в их ведении.  
 
 
 В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся кадры судебных и правохранительных органов ( п. "л" ч. 1 ст. 72      Конституции РФ). 
 Государственная служба классифицируется на виды, что связано со специализацией содержания служебной деятельности и полномочиями конкретных государственных органов. Это может быть государственная служба в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, органах прокуратуры, налоговых органах, таможенных органах, органах внутренних дел и т.д. 
 На взгляд некоторых специалистов, в настоящее время государственная служба Российской Федерации еще не представляет собой органически единого, сбалансированного и сплоченного института. Скорее всего государственную службу можно рассматривать как совокупность отдельных элементов, во многом слабо связанных между собой .  

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность государственной службы

Представление о сущности государственной службы зависит от взглядов на государство. Если государство рассматривается как особым образом организованная власть, то государственная служба скорее всего будет представляться как служение государственным органам и лицам. Но если рассматривать государство как особым образом организованную жизнь людей, то на государственную службу следует смотреть как на служение обществу и государству.  
 Во взгляде на сущность государственной службы существует три точки зрения. Во- первых, государственная служба рассматривается как институт, выражающий интересы всего общества, то есть, она имеет общесоциальный характер. Во- вторых, государственная служба рассматривается как институт, выражающий прежде всего интересы привилегированных групп и, следовательно, она носит классовый характер. В-третьих, государственная служба рассматривается как институт, который имеет двойственный характер, то есть, для нее присущи общесоциальная и классовая сторона сущности. Последний взгляд связан с тем, что государственная служба выполняет общие задачи, которые затрагивают интересы всех социальных групп, но при этом привилегированным группам удается приватизировать институты государственной службы, подчинить их своим эгоистическим интересам. Следует также отметить, то обстоятельство, что государственная служба имеет тенденцию к бюрократизации, когда она работает преимущественно на себя.  
 Государственная служба выступает как институт, связывающий государство с обществом, гражданина с государством.  
Государственная служба обеспечивает управление общественными делами, регулирование общественных проблем. Государственная служба некоторыми исследователя рассматривается как элемент механизма государственного  управления. 
 Государственная служба призвана реализовать волю государства, выраженную в решениях соответствующих ветвей власти, оказывая влияние на деятельность и поведение людей с помощью правовых, организационных и идеологических механизмов. Опыт многих стран показывает, что государственная служба может быть превращена из простого регистратора сигналов извне в инициативную организацию, учитывающую изменяющиеся потребности граждан, способную действовать творчески, с размахом, конкурировать на равных с частным сектором в дешевизне, скорости и качестве исполнения одинаковых задач и т.д. В то же время следует "отказаться от наивного, в том числе теоретического оптимизма, что государство, государственная служба могут решить все проблемы" . Дело в том, что общество имеет собственную логику развития . 
 При этом необходимо помнить, что любая форма управления делами государства неспособна полностью обойтись без отчуждения большей или меньшей части населения от власти, в частности от управления имуществом, от правотворчества и применения законов. Это просто невозможно. Одна из наиболее привлекательных идей коммунизма (и анархизма) - каждый может непосредственно управлять государственными делами - в начале XXI века кажется еще более утопической, чем вначале XX века. Сохраняющаяся необходимость такого отчуждения сама по себе будет вопроизводить основания зависимости гражданина от чиновника на протяжениии обозримой перпективы. Наиболее эффективные модели решения этой проблемы посредством современных информационных технологий все еще не очевидны. Очевидно лишь то, что число тех, кому делегировано (или кем присвоено) право управлять людбми или имуществом, должно сокращаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Функции государственной службы.

Понятие функций государственной службы и их виды в нормативных правовых актах пока не определены, что отражает один из пробелов правового регулирования данного института. В научной и учебной литературе вопрос о функциях государственной службы носит преимущественно постановочный характер. Одни авторы под функциями государственной службы понимают самостоятельные и относительно обособленные основные виды государственно-служебных действий . Другие - рассматривают функции государственной службы как организацию практической реализации правовых норм . На взгляд автора, под функциями государственной службы можно понимать основные направления воздействия государственных служащих на общественные отношения для достижения целей и задач государства. Можно также утверждать, что функции государственной службы в целом совпадают с функциями органов государственной власти и государственного управления. Последнее утверждение основано на том, что государственная служба согласно действующему законодательству призвана обеспечивать полномочия органов государственной власти.  
 В функциях государственной службы проявляется ее сущность. 
Выполняемые государственными служащими функции можно разделить на социально-политические(общие) и специально-юридические. К основным общим функциям государственной службы можно отнести: 
-управление общественными делами. Управление есть функция организованных систем . В этой связи государственную службу можно рассматривать как организационный институт; 
-целеполагание - одна из основных (первая) функций управления. Ее предназначение состоит в том, чтобы определить параметры оптимального функционирования общества или модель его будущего развития; 
-прогнозирование и моделирование развития общества и государственных органов. В основе данной функции лежит не "гадание на кофейной гуще", а анализ тенденций общественного развития и она связана с предвидением изменений в обществе и органах государственной власти, обусловленных какими-либо событиями или целенаправленными действиями. Доброкачественные прогнозы в мире стоят чрезвычайно дорого. Их квалифицированное использование позволяет хорошо подготовиться к наиболее вероятным изменениям. В то же время необходимо обратить внимание на то, что в российском обществе и на государственной службе глубоко укоренилось непонимание и неприятие культуры прогнозирования политических и социально-экономических явлений;  
-информационное обеспечение деятельности государственных органов, жизни общества, т.е. сбор, получение, обработка, анализ информации, необходимой для осуществления государственной деятельности; 
-планирование - это принятые заранее решения о том, что делать, когда делать и кто будет делать . В ходе планирования производится определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в обществе  и государственных  органах;  
-организация - создание и упорядочивание структуры и штатов государственной службы, процессов государственного управления в целях устойчивого и динамичного развития общества и государственных органов. Ее смысловое предназначение состоит в организации жизни граждан. Как известно государственные служащие прямо или косвенно обеспечивают процесс социальной организации человека ; 
-контроль - установление соответствия или несоответствия показателей развития общества и государственной службы внутренним или внешним стандартам и уровню, задаваемому планами и программами; 
-учет - фиксирование в количественных показателях процессов протекающих в обществе и на государственной службе; 
-координация - согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государства.  
 В последние годы государственная служба все чаще рассматривается как производитель государственных социальных услуг. Речь идет об образовании, здравоохранении, безопасности и т.д. Поэтому можно говорить о такой функции государственной службы как  производство государственных  услуг.  
 Государственная служба выполняет воспитательную функцию. Она причастна к формированию в общественном сознании уважительного отношения к человеческой личности, институтам государства и права.  
 Для динамичного развития общества большое значение имеет регулятивная функция государственной службы. Государственные служащие играют активную роль в регулировании отношений между социальными группами в экономической, политической, социальной, идеологической сферах жизни общества. В эти целях устанавливаются правила, нормативы, задается направленность действий граждан и государственных служащих. Это проявляется при разработке различных программ, законопроектов, принятии политических решений.  
К специально-юридическим функциям государственной службы можно отнести: 
-правотворческую функцию. Государственные служащие принимают активное участие в разработке проектов нормативных правовых актов, их экспертизе, аналитической и справочной работе правотворческого процесса.  
-правоприменительную функцию. Государственные чиновники претворяют в жизнь нормы Конституций, законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов. 
-правоохранительную функцию. Государственные служащие защищают установленные нормы права от нарушений субъектами правоотношений. В этих целях используются органы контроля и надзора, методы принуждения. 
 Конкретные функции структур государственной службы и государственных служащих устанавливаются положениями о структурных подразделениях аппарата органов государственной власти и должностными инструкциями. Например, среди функций Администрации Президента РФ есть такие: организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом РФ в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы; подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой в первом чтении; подготовка ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ о положении в стране, об основных направлениях внутренне и внешней политики государства. 
Функции государственной службы осуществляются с помощью правовых, экономических, организационно-распорядительных, социально-психологических методов. 
 Однако не всегда функции государственной службы четко прописаны. В этих случая государственные служащие действуют так, как понимают свои функции. По оценке Ю. Тихомирова, Положения о министерствах содержат 100-150 функций без четкого регулирования видов решений, взаимоотношений с партнерами и ответственности . Более того, как отметил Президент РФ В. В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, "нынешние функции государственного аппарата не приспособлены для решения стратегических задач" . 

 

 

 

 

  1. Принципы государственной службы

Под принципами государственной службы понимаются основные идеи, исходные положения о ее построении, организации и функционировании, выдвинутые в результате научного обобщения практики государственной службы. Принципы государственной службы устанавливают основные правила административного управления. Они положены в основу формирования и дальнейшего развития государственной службы всех ее уровней, видов и ветвей власти.

Основное значение принципов государственной службы заключается в том, что они определяют правовое и организационное содержание, построение и функционирование государственной службы, устанавливают важнейшие связи в данном механизме государственного управления. Имея субъективную природу (они разработаны человеком), принципы объективны по своему содержанию, поскольку отражают объективные связи, тенденции и закономерности в сфере административной деятельности.

Современный законодатель не даст определения принципа государственной службы, но формулирует их в федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 3) и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 4), Законодатель формулирует принципы государственной службы исходя из конкретного правового опыта и уровня правовой культуры в стране. Правовое установление этих принципов зависит также от политических предпочтений руководства страны и действующей модели государственной службы и государственного управления.

Принципы, закрепленные в современном российском законодательстве, не просто отражают смысл государственной службы — они образуют начала организации всей административной власти в Российской Федерации.

Главное состоит в том, что эти принципы, имея государственное значение, всеобщи и общеобязательны. Все федеральные органы власти и органы власти субъектов РФ обязаны проводить их в жизнь. Все государственные служащие в России обязаны руководствоваться ими в своей работе.

При классификации принципов государственной службы в научных целях обычно выделяют три их вида: общие (конституционные); организационные (специальные); технологические (профессиональные).

Конституционные принципы вытекают из соответствующих норм Конституции РФ, касающихся государственного управления и государственной службы. В них отражены принципы организации и деятельности государства и его органов, закрепленные в Конституции.

Организационные (специальные) принципы отражают механизм построения и функционирования государственного аппарата и его звеньев.

Информация о работе Функции и принципы государственной службы