Элементы административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 14:19, контрольная работа

Описание работы

Теоретическое осмысление проблемы административно-правовых отношений традиционно вызывает трудности, ибо этот институт связан со всеми (не менее сложными) институтами административного права. Сущность административно-правовых отношений должна обусловливать главные черты как материальных, так и процессуальных административно-правовых норм, т.е. управленческого процесса и административно-процессуальной деятельности. Принципиальным положением является то, что гражданин - это один из главнейших участников административно - правовых отношений, важнейший субъект административного права, которое должно предоставлять гражданину максимум правовых возможностей в случае неправомерных действий органов управления (должностных лиц) для защиты его нарушенных прав и свобод.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Понятие административно - правовых отношений…………………………4
2. Признаки административно - правовых отношений…………………………5
3. Элементы административно – правовых отношений………………………..7
4. Содержание административно – правовых отношений……………………..9
5. Виды административно – правовых отношений……………………………11
Заключение ………………………………………………………………………15
Список используемых источников………………

Файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 34.70 Кб (Скачать файл)

Административно - правовые отношения, возникающие в процессе регламентации и регулировании прав, обязанностей, задач, функций, форм, методов и ответственности участников (сторон), одновременно воздействуют на правосознание, поведение и характер деятельности субъектов этих отношений.

Виды административно – правовых отношений

 

Виды административных правовых отношений классифицируются по разным основаниям. Наиболее общая классификация видов административно - правовых отношений, по нашему мнению, дана в работе А.П. Коренева по:

1) содержанию;

2) соотношению прав и обязанностей  участников отношений;

3) характеру порождающих их юридических  фактов.

1. По содержанию административно - правовые отношения делятся: на материальные и процессуальные.

Материальными административно - правовыми отношениями называются такие общественные отношения, которые возникли в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ регламентируемыми материальными нормами административного права. Как правило, в этих нормах отражена в основном властная природа административного права.

Нормы административно - процессуальные, наоборот, регламентируют равноправное отношение сторон, например, в процессе производства по обращениям граждан в органы государственной власти, государственного управления, администрации органов МСУ, а также в процессе разрешения индивидуальных дел в сфере государственного управления, по делам об административных правонарушениях. Содержанием этих отношений является административно - правовое разрешение возникающих споров между субъектами административного права на началах равенства перед законом.

К особому виду административно - правовых отношений следует отнести отношения административно - договорного характера, которые в настоящее время часто возникают между органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектами Российской Федерации, а также между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 66, 78 Конституции РФ).

2. По соотношению прав и обязанностей  участники отношения делятся  на властные или субординационные (по вертикали) и взаимодействия  или согласования (по горизонтали).

Властные отношения (субординационные), возникающие между субъектом и объектом в сфере реализации функций и задач деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ, как правило, являются вертикальными отношениями (соподчиненности), реализующими управляющее воздействие субъекта управления (руководителя) на объект управления (подчиненного). При этом государственно - властные отношения возникают не только по вертикали, имеющей непосредственную соподчиненность, но и при отсутствии последней при осуществлении уполномоченным контрольным или надзорным органов исполнительной власти, государственного управления своих полномочий. Например, такие властные отношения от имени государства по предметам ведения и в объеме полномочий реализуют органы внутренних дел, налоговые инспекции, таможенные органы и другие органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, а также органы, осуществляющие функции надзорного характера за соблюдением административно - правовых норм и правил, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.

3. По характеру юридических фактов  делятся на отношения, порожденные  правомерными и неправомерными  фактами (действиями или бездействиями).

Административно - правовые отношения обуславливают такое поведение их участников, которое соответствует принятым законом или другим нормативным актом (предписанием или требованием). В преобладающих случаях административно - правовые отношения возникают, изменяются или прекращаются на основании юридических фактов, порожденных правомерными действиями. Если же эти предписания и требования нарушаются, то их защита гарантируется и осуществляется в административном или судебном порядке.

Значительное большинство административно - правовых отношений защищается в административно - процессуальном порядке. Процедура такой защиты реализуется в установленном законом порядке полномочными органами по предметам ведения и в объеме полномочий.

Уполномоченные органы исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ в установленном законом случаях и в порядке, определенном законом, непосредственно воздействуют на участников административно - правовых отношений, способствуя оперативному восстановлению нарушенных норм и правил.

Однако в настоящее время еще достаточно большой объем нарушенных административно - правовых отношений защищается в судебном порядке. Этот способ защиты прав и свобод граждан является более квалифицированным и лишен субъективного фактора ведомственной необъективности. Поэтому в новом Кодексе РФ об АП среди уполномоченных лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях судьи стоят, на первом месте, потом органы и должностные лица.

Особо большой объем административно - правовых отношений, связанных с правомерными и неправомерными действиями возникает между органами внутренних дел и физическими лицами.

Органы внутренних дел в процессе выполнения возложенных на них функций и задач вступают в различные административно - правовые отношения как с физическими, так и с юридическими лицами. По поводу правомерных фактов это относится, прежде всего, к вопросам регистрации граждан по месту проживания, регистрации и техосмотру автотранспорта, выдача лицензий и т.п. МВД России в предусмотренных законодательством случаях издает нормативные акты по обеспечению безопасности дорожного движения, соблюдения правил лицензионно - разрешительной системы, которые содержат обязательные нормы для определенных физических и юридических лиц. При нарушении этих норм и правил между органами внутренних дел, их должностными лицами, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, возникают административно - правовые отношения. В большинстве этих случаев административно - правовые отношения, возникающие между органами внутренних дел и правонарушителями, заканчиваются применением мер административного принуждения и наложением административных наказаний со стороны уполномоченных должностных лиц органов внутренних дел.

МВД России, МВД республик в составе России, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации издают ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие внутриорганизационные управленческие отношения, это пример вертикальных административно - правовых отношений, складывающихся между подразделениями системы управления разного уровня.

Административно - правовые отношения возникают также между органами внутренних дел и физическими и юридическими лицами. В зависимости от характера этих отношений они могут быть отношениями властными (рассмотрения дела об административном правонарушении) или характеризоваться равенством сторон (вопрос регистрации гражданина, выдача лицензии юридическому лицу).

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, из всего вышеизложенного можно подвести некоторые итоги и сделать определенные выводы.

Административные правовые отношения - это регулируемые и охраняемые нормами административного права управленческие отношения сторон (субъектов и объектов управления), складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ, уполномоченных должностных лиц, а также отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении функций и задач государственного управления иными органами государственной власти, а также управленческие отношения, которые возникают в сфере негосударственного управления в связи с осуществлением (в соответствии с законом) этими субъектами функций и задач государственного управления.

Основными элементами системы административно – правовых отношений являются: 1) субъекты, 2) объекты и 3) юридические факты.

Говоря о содержании административно - правовых отношений можно сказать, что оно определяется, как правило, разным объемом административной правосубъектности сторон административно - правовых отношений, связанных с ограничением по возрасту, состоянию здоровья, установленным в судебном порядке социальным статусом и др.

Правосубъектность - это правоспособность и дееспособность в единстве и развитии.

И в заключение, отметим виды административных правовых отношений, которые классифицируются по разным основаниям. Наиболее общая классификация видов административно - правовых отношений, по нашему мнению, дана в работе А.П. Коренева по:

  1. содержанию:
    • материальные;
    • процессуальные;
  1. соотношению прав и обязанностей участников отношений:
    • властные или субординационные (по вертикали);
    • взаимодействия или согласования (по горизонтали);
  1. характеру порождающих их юридических фактов:
    • правомерные и неправомерные факты (действия или бездействия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Алехин А. П., Козлов Ю. М., Кармолицкий А. А. Административное право Российской Федерации: Учебник. М.: ЗЕРЦАЛО, 2008. – 467 с.

2. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л. Л. Попова. М.: Юристъ, 2007. – 320 с.

3. Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право Российской Федерации / Под ред. д. ю. н., проф.Н.М.Конина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009. – 448 с.

4. Овсянко Д. М. Административное право. - М.: Юристъ, 2007. – 365 с.

5. Четвериков В.С. Административное  право. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 512 с.

 

 


Информация о работе Элементы административного права