Формирование системы государственной службы российской федерации в контексте реализации концепции правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 07:04, автореферат

Описание работы

Одним из основных направлений государственного строительства в условиях административной реформы является реформирование государственной службы, которое предполагает в целях повышения эффективности государственной службы, обеспечения ее открытости, создания атмосферы доверия граждан к органам власти, улучшения качества оказываемых соответствующими государственными органами населению публичных услуг – поднять ее авторитет, престиж и конкурентоспособность в обществе как профессионального вида деятельности на основе современных технологий организации, подбора кадрового состава, эффективного взаимодействия государственных органов со структурами гражданского общества.

Файлы: 1 файл

Крылова_Форм-е_сис-мы_гос_службы.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

Основой такого выделения служат принцип разграничения  предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и принцип разделения власти. Дипломатическая служба осуществляется в государственных органах, полномочия которых относятся к исключительной компетенции Российской Федерации, и может быть определена следующим образом: «Дипломатическая служба представляет собой федеральную государственную службу профессиональной служебной деятельности граждан на должностях дипломатической службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации, осуществляющих внешнеполитические функции государства. Таким гражданам присваиваются дипломатические ранги».

Обосновывая дипломатическую службу в качестве вида государственной службы, диссертант предлагает внести изменения в ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и федерального закона, регулирующего основы дипломатической службы Российской Федерации.

  • Изучение правового регулирования гражданской службы субъектов Российской Федерации и соответствующей правоприменительной практики дало возможность диссертанту предложить общую схему структуры законодательства субъекта Российской Федерации о гражданской службе. При подготовке и принятии соответствующих законов субъектов Российской Федерации необходимо учитывать особенности организации гражданской службы, предусмотрев, в частности: а) распределение полномочий между представительным (законодательным) органом и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в области регулирования и контроля за организацией гражданской службы, б) порядок учреждения должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации, в) перечень должностей гражданской службы категории «руководители», принятых на определенный срок своих полномочий, г) дополнительные гарантии и условия их предоставления гражданским служащим субъекта Российской Федерации; д) правовой статус органа по управлению гражданской службой субъекта Российской Федерации.

В диссертации выявляется и анализируется позитивный опыт такого нормативного регулирования  в ряде субъектов Российской Федерации (Амурской, Астраханской, Владимирской, Ивановской, Ленинградской, Омской, Пензенской, Рязанской, Сахалинской, Тюменской областях, Пермском крае и Еврейской автономной области). На основе его обобщения формулируются практические рекомендации по совершенствованию законодательства субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе.

  • По мнению диссертанта, дисциплинарная ответственность государственных служащих за служебные проступки, предусмотренная действующим законодательством Российской Федерации, не учитывает правовую природу статуса государственных служащих как служащих государства, а не служащих отдельных государственных органов, а также ответственность как сущностной характеристики правового государства (баланс прав, обязанностей и ответственности).

Дисциплинарная ответственность  государственных служащих Российской Федерации представляет собой внутриведомственный институт, который не может обеспечить защиту административно-правового статуса, возникающего у гражданина, состоящего на службе государства как публичного института. Институт государственной службы в России оказался лишен правового механизма реализации ответственности, что не соответствует актуальным задачам реформирования государственной службы. На взгляд автора, Федеральный закон № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» должен предусматривать конкретные нормы, регулирующие ответственность на государственной службе.

  • На основе анализа действующего законодательства выделены следующие особенности правового регулирования государственной службы Российской Федерации:
  • данный институт включает в себя наряду с нормами различных отраслей российского права: конституционного, административного, трудового, финансового, так же нормы международного права и нормы специального законодательства о государственной службе;
  • система законодательства о государственной службе имеет трехуровневую структуру: законодательные акты международного, федерального и регионального (субъектов Российской Федерации) уровней. Законодательство о государственной службе образует единую иерархичную систему, в основе построения которой положена юридическая сила правовых источников;
  • правоотношения на государственной службе Российской Федерации регулируются нормами как публичного, так и частного права.

Диссертант приходит к выводу, что право государственной  службы (служебное право) следует  рассматривать как отдельную  самостоятельную комплексную отрасль  российского законодательства, выделяя  ее из системы административного  законодательства.

  • Диссертант представил авторскую этапизацию формирования системы управления государственной службой, которая отражает динамику ее становления, обосновывает последовательность дальнейшего реформирования и развития государственной службы в Российской Федерации.

По мнению диссертанта, дальнейшее реформирование системы государственной службы Российской Федерации целесообразно осуществлять в два этапа. В частности (2009 – 2010 годах) необходимо реализовывать направления по совершенствованию государственной службы в рамках Федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации», а также обновить ее концептуальные основы и создать механизмы апробации предлагаемых нововведений. В этот же период целесообразно принятие новых федеральных законов, а также изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты о государственной службе с учетом правоприменительной практики, выявленных пробелов и коллизий. В последующем (до 2013 года) возможно осуществление новых апробированных информационно-управленских технологий в систему государственной службы Российской Федерации.

Теоретическая и практическая значимость работы. Научная значимость работы заключается в формировании системы государственной службы с позиции перспективных направлений теории и практики российского права. Теоретическая направленность в решении практических задач совершенствования системы государственной службы позволяет систематизировать научно-практические представления об эффективной модели управления государственной службы.

Уточненные диссертантом основные категории и понятия расширяют теоретико-правовые и содержательные аспекты понимания института государственной службы. Выявленные закономерности становления и развития государственной службы Российской Федерации позволяют учесть их в дальнейших научных исследованиях.

Результаты диссертационного исследования носят прикладной характер и могут способствовать совершенствованию  правового регулирования, формированию и развитию эффективной системы  государственной службы Российской Федерации. Результаты и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в законотворческой и правоприменительной деятельности на федеральном и субъектном уровнях Российской Федерации, а также в учебном процессе при преподавании в юридических и иных гуманитарных учебных заведениях курсов конституционного права, административного права, служебного права, правового обеспечения государственной службы и некоторых других специальных дисциплин, включая систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы обсуждены и рекомендованы к защите на заседаниях проблемной комиссии и кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Ряд положений разработанной авторской концепции отражены в опубликованных монографиях, лекциях и научных статьях, включены в учебники, учебные пособия, методические разработки.

Отдельные положения  диссертационного исследования реализованы  автором в его научной и  практической деятельности в процессе преподавания административного права, курсов и спецкурсов «Система государственного и муниципального управления», «Правовое обеспечение государственной службы», а также в выступлениях на международных, всероссийских и профильных научных конференциях.

Структура диссертации обусловлена целью, задачами, содержанием и отражает логику исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, включающих пятнадцать параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во  введении обоснована актуальность темы исследования, проанализирована степень ее научной разработанности, определены цели и задачи, объект и предмет исследования, раскрыта методологическая основа исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту, показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации, структура работы.

Глава 1. – «Теоретико-методологические основы организации государственной службы Российской Федерации в контексте правового государства» – содержит исследование правового государства как юридической формы организации демократического, федеративного, социального государства (§ 1), рассмотрение роли принципов правового государства в обеспечении разделения властей и организации государственной службы (§ 2); анализ осуществления принципов правового государства в системе государственной службы Российской Федерации (§3).

Основной  характеристикой правового государства  является то, что государственная  власть в нем ограничена и имеет  определенные пределы, которые она  не должна и не может переступать. В правовом государстве все властные отношения выражаются и закрепляются исключительно в правовых нормах.

Не будучи до конца реализованной ни в одном  государстве практически, концепция  правового государства оказывает  значительное влияние на развитие государственно-правовой жизни во многих странах теоретически и идеологически. В самой концепции правового государства заложена некоторая идеалистическая государственно-правовая идея, которая представляет собой некий идеал, к достижению которого в своем развитии стремится цивилизованное государство. Идеи правового государства создают импульс к гуманистическому развитию гражданского общества, вот здесь правовое государство выступает уже как цель общественного развития.

Если же посмотреть на практическое воплощение концепции  правового государства, то основным ее достоинством является, так называемая идеологическая направленность. В основном воплощение основ правового государства на практике идет по формальному пути – это провозглашение правовой государственности с правовым закреплением набора прав и свобод человека и гражданина, демократических основ государства и некоторыми другими разрозненными постулатами данной концепции. Вопросы системного воплощения концепции правового государства, а также механизмов реализации стоят и сегодня очень остро. Хотя создание правового государства в полном объеме невозможно, его теоретическая разработка необходима для ориентации и стимулирования общественно-политического развития. Сама идея и различные концепции правового государства воплощают в себе достижения мировой демократической мысли, прогрессивные взгляды мыслителей прошлого и настоящего, что позволяет рассматривать правовое государство как явление мировой культуры и цивилизации.

Таким образом, правовое государство представляет собой социально-организованную структуру  с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, которая посредством закона, демократических институтов и государственной власти самоограничивает себя тем, что формирует свободное гражданское общество. Провозглашая себя правовым, государство наряду с общими чертами государства «берет» на себя и основные черты правового государства, которые, в конечном виде, и характеризуют его таковым. Кроме того, данные характеристики должны не просто декларироваться, а нормативно закрепляться и воплощаться (т.е. иметь действенный механизм правового регулирования).

Словосочетание  «правовое государство» закреплено в Конституции Российской Федерации  в разделе 1 главе 1 статье 1, чем, поднимая важность данных постулатов, подчеркивает его доминирующее значение. «Российская  Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Это закрепление очерчивает сферу, в которой могут действовать субъекты, конкретизируя идею правовой государственности, последовательным перечислением характеристик государства. Предшествующее упоминанию интересующего нас понятия, подчеркивает основополагающий характер по отношению ко всем другим конституционным нормам, имеющим, в конечном итоге, политическое значение.

Можно констатировать, что демократичность государства выражается, прежде всего, в том, что вся организация государства открывает гражданам и их объединениям возможности оказывать влияние на содержание управленческих публично-властных решений, добиваться реализации в этих решениях закономерных социальных интересов. Усиление правового государства заключается в том, что в результате государственного разделения принцип горизонтального деления власти дополняется вертикальным. Утверждение демократии идет за счет того, что процесс принятия решений распределяется между несколькими уровнями, поэтому участие гражданина в исполнении государственной власти становится для него доступнее и проще. В государстве, построенном на принципах федерализма, более актуально требование – обеспечение близости к гражданам, к гражданскому обществу, что, в конечном счете, и является основой правовой государственности.

Одной из конституционных  характеристик правового государства  представляется его оценка как государства  социального. Из этого следует установка  на то, что именно государство обязано обеспечить необходимые ресурсы для жизни своих граждан.

Социальное  государство – это государство, которое создает условия для  свободного проявления потребностей гражданского общества в самоорганизации, в том  числе на основе выработки и применения норм права, способствующих саморегуляции этих процессов. Оно относится к государству с высоким уровнем развития, в котором социальная защищенность всего общества осуществляется за счет действенных механизмов государственного управления и сближения государственных институтов с институтами гражданского общества.

Информация о работе Формирование системы государственной службы российской федерации в контексте реализации концепции правового государства