Административные правонарушения в области ПДД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 12:24, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в том, чтобы изучить ряд положений, имеющих первостепенное значение для теоретической основы законодательных решений, связанных с обеспечением законных интересов лиц, в отношении которых ведется административное производство за правонарушения в области ПДД,
Достижение указанной цели обусловило решение следующих задач:
- сформулировать правовое понятие административное правонарушение;
- изучить особенности административных правонарушений в области ПДД;
- исследовать понятие административной ответственности за правонарушения в области ПДД.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 534.00 Кб (Скачать файл)

     4.     Субъективная сторона правонарушения – психоэмоциональное отношение лица к совершенному им деянию и существует в форме умысла или неосторожности.

     Отсутствие  хотя бы одного из указанных признаков  свидетельствует о невозможности  привлечения лица к административной ответственности. 

     Основная  часть статей главы 12 КоАП не содержит указания на установление формы вины нарушителя, т.е. лицо привлекается к ответственности независимо от того, умышленно или неосторожно совершено им правонарушение (например : « Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину от 10 до километров в час» ст.12.9 КоАП ).

     Однако, в ряде случаев, для наличия состава правонарушения необходим именно прямой умысел( «Управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой ( за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством ( в составе поезда)» ст. 12.5 КоАП ).

     Диспозиции  некоторых статей двенадцатой главы  Кодекса являются так называемыми  « отсылочными», т.е. отсылают к другим нормативно-правовым актам, устанавливающим  определенные правила или требования ( например «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена…» ст.12.5 КоАП).

     Также следует помнить, что лицо, хотя формально  и совершившее административное правонарушение освобождается от ответственности  в случае его совершения в состоянии  крайней необходимости, (« Причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.» ст. 2.7. КоАП) или в состоянии невменяемости.

     ( «Не подлежит административной  ответственности физическое лицо, которое во время совершения  противоправных действий (бездействия)  находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.» ст.2.8. КоАП).

     Более наглядно и систематезированно административные правонарушения в области дорожного  движения сведены в Приложении 1.

     В соответствии со ст. 2.9. КоАП «При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.» 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В  ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО  ДВИЖЕНИЯ 

§1. Административная ответственность  за управление транспортным средством в состоянии опьянения 

     Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) вступил в силу 1 июля 2002 года. Законом установлены новые виды административных правонарушений, в большинстве случаев изменена мера административной ответственности в области дорожного движения. Не оставили законодатели без внимания и процедуру рассмотрения подобных дел.

     Административные  правонарушения в сфере дорожного  движения имеют общий признак  — это общественная опасность, то есть противоправное действие или бездействие (нарушение правил дорожного движения, нормативных актов о безопасности дорожного движения), совершенное физическим или юридическим лицом, за которое на основании закона предусмотрена административная ответственность.

     Однако  она не может быть возложена на лицо, если в его действиях (бездействии) нет вины. Вина — это основной признак административного правонарушения, без которого лицо не может быть привлечено к ответственности.

       Новым Кодексом установлено такое  понятие, как презумпция невиновности: при недостаточности доказательств  либо при неоднозначности таковых  лицо, в отношении которого ведется административное разбирательство, не может быть привлечено к ответственности.

     Произошли изменения и в вопросах привлечения  к административной ответственности  за нарушение правил дорожного движения (ПДД) военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.

       Статья 2.5 КоАП РФ определяет, что  указанные лица теперь несут  административную ответственность  за нарушение ПДД на общих  основаниях, то есть к ним применяются  такие виды наказания, как штраф  и лишение права управления транспортным средством. Однако к таким лицам не применяется административный арест, а к военно-служащим, проходящим военную службу по призыву, не применяется также и штраф.

     Если  и у инспектора ГАИ есть подозрения, что водитель управлял автомобилем в нетрезвом состоянии. В своих действиях сотрудник ГАИ должен руководствоваться Кодексом РФ об административных правонарушениях, а точнее статьёй "Отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения".

     В соответствии, с этой статьей, водитель, в отношении которого имеются  основания полагать, что он находится  в состоянии опьянения, подлежит отстранению от управления транспортным средством и направлению на медицинское  освидетельствование.

     Критерии, которые "дают основания полагать" содержатся в Приложении 6 к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.07.03 No308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения".

     Таковыми  критериями являются

     1. Запах алкоголя изо рта.

     2. Неустойчивость позы.

     3. Нарушение речи.

     4. Выраженное дрожание пальцев рук.

     5. Резкое изменение окраски кожных покровов лица.

     6. Поведение, не соответствующее обстановке.

     7. Показание специальных диагностических средств.

     Инспектор ГАИ, выявивший указанные критерии у водителя, обязан на месте остановки составить 2 протокола: "Протокол об отстранении от управления транспортным средством" и "Протокол о направлении на медицинское освидетельствование".

       В подавляющем большинстве случаев  сотрудники ГАИ не утруждают себя составлением упомянутых документов, а оформляют их после проведения медицинского освидетельствования, в случае признания водителя нетрезвым. Водителю, следует, однако настаивать на соблюдении требований законодательства, а самому звонить "запасному водителю-защитнику" с просьбой незамедлительно прибыть к месту оформления документов.

     В протоколе об отстранении следует  включить следующую запись: "Желаю устранить причину задержанию на месте. Нуждаюсь в помощи адвоката"; в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование достаточно указать последнюю фразу (про адвоката).

     Кроме того, при подписании любых документов необходимо указывать время подписания.

     Весьма  желательно, чтобы к тому времени, когда документы будут оформлены прибыл защитник. В этом случае водитель вправе потребовать возврата Свидетельства о регистрации (Техпаспорта) автомобиля, т.к. оснований для его задержания у инспектора больше нет.

     За  управление транспортным средством  в состоянии опьянения следуют наказания определённые;

     Статья 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения: 

     1. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет. 

     2. Передача управления транспортным  средством лицу, находящемуся в  состоянии опьянения, - влечет лишение  права управления транспортными  средствами на срок от полутора до двух лет.

     Статья 12.26. Невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения Невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок один год. 

    §2. Виды наказания за правонарушения в области ПДД 

     Приводим  перечень административных наказаний за совершение правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ:

    • предупреждение;
    • административный штраф;
    • конфискация предмета административного правонарушения (статья 12.4, часть 2, статья 12.36);
    • лишение права управления транспортным средством;  
      административный арест (статья 12.27, часть 2). 1

     Самым распространенным видом наказания за совершение нарушений в области дорожного движения является административный штраф. Размеры его составляют от одной второй до двадцати МРОТ (минимальный размер оплаты труда) для физических лиц, не являющихся должностными лицами.

     Дела  об административных правонарушениях, за совершение которых предусмотрено  наказание в виде штрафа, имеют  право рассматривать в пределах своей компетенции начальник подразделения ГАИ, его заместитель, командир полка (батальона, роты) ДПС, его заместитель, сотрудники ГАИ, имеющие специальные звания (далее — уполномоченные лица).

     Дела  об административных правонарушениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения права управления транспортным средством, конфискации предмета правонарушения или административного ареста, рассматриваются судьями. Следует подчеркнуть, что в отношении военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, подобные дела рассматривают судьи гарнизонных военных судов.

     В настоящее время существует десять составов административных правонарушений, за совершение которых водитель может быть лишен права управления транспортным средством (ТС).

     Среди них:

    • управление ТС в состоянии опьянения (часть 1 статьи 12.8);  
      передача управления ТС лицу, находящемуся в состоянии опьянения (часть 2 статьи 12.8); превышение установленной скорости движения ТС на величину более 60 км/ч (часть 4 статьи 12.9);
    • пересечение железнодорожного пути вне переезда, выезд на переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде (часть 1 статьи 12.10);
    • выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено ПДД (часть 3 статьи 12.15);
    • непредоставление преимущества в движении ТС, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения и передвигающемуся с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом (часть 2 статьи 12.17);
    • нарушение правил перевозки опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов (часть 2 статьи 12.21);
    • нарушение ПДД или правил эксплуатации ТС, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего (статья 12.24);
    • невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (статья 12.26);
    • оставление водителем в нарушение ПДД места ДТП, участником которого он является (часть 2 статьи 12.27).

       Кстати, за данное правонарушение  может быть применен и административный  арест на срок до пятнадцати суток.

     При совершении правонарушения в области  дорожного движения во всех случаях (за исключением тех, когда назначается предупреждение или штраф, не превышающий одного МРОТ) составляется протокол об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ.1

Информация о работе Административные правонарушения в области ПДД