Административные правонарушения в области ПДД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 12:24, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в том, чтобы изучить ряд положений, имеющих первостепенное значение для теоретической основы законодательных решений, связанных с обеспечением законных интересов лиц, в отношении которых ведется административное производство за правонарушения в области ПДД,
Достижение указанной цели обусловило решение следующих задач:
- сформулировать правовое понятие административное правонарушение;
- изучить особенности административных правонарушений в области ПДД;
- исследовать понятие административной ответственности за правонарушения в области ПДД.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 534.00 Кб (Скачать файл)

     За  совершение административного правонарушения граждан, не 
привлекаются к административной ответственности в случаях:

     1. Не достижение 16 лет (ст. 2.3 КоАП РФ);

     2. Совершение правонарушение в  состоянии невменяемости (ст. 2.8 КоАП РФ);

     3. Совершение в крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ);

     4. В связи с малозначительностью  дело может быть прекращено в 
соответствии сост. 2.9 КоАП РФ.1

     Таким образом, любое административное правонарушение характеризуется совокупностью всех названных признаков, отсутствие любого из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным проступком, в таком случае оно может быть признано либо правомерным поведением, либо другим правонарушением.

     Специальные субъекты административного права:

     1. Должностные лица (ст. 2.4 КоАП РФ);

     2. Военнослужащие и иные лица, на  которые распространяется действие дисциплинарных уставов (ст. 2.5 КоАП РФ);

     3. Иностранные граждане, лица без  гражданства и иностранные юридические лица (ст. 2.6 КоАП РФ).2

     Весь  перечень административных наказаний  указан в ст. 3.2 КоАП РФ, 
является жестко регламентированным и расширенному толкованию не подлежит.

     То  есть, нельзя придумать никакого другого наказания кроме указанных;

     Предупреждение  – мера административного наказания, выраженная в 
официальном порицании физического или юридического лица. 
Предупреждение выносится в письменной форме;

     Административный штраф является денежным взысканием.

       Возмездное изъятие орудия совершения или предмет административного правонарушения – подразумевает под собой передачу бывшему собственнику врученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета; назначается только судьей. Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

     Конфискация орудия совершения или предмета административного 
правонарушения – принудительное безвозмездное обращение в федеральную 
собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота 
вещей; назначается только судьей.

     Лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 
назначается только судьей (лишение специального права в виде права 
управления транспортным средством).

     Административный  арест – заключается в содержании нарушителя в 
условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а 
в особых случаях до 30 суток; назначается только судьей.

     Административное  выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства – принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц через государственную границу РФ за пределы РФ.

     Дисквалификация – заключается в лишении физического  лица право 
занимать руководящей должности на определенный срок от 6 месяцев до 3 
лет; назначается судьей.

     Таким образом, административная ответственность  как вид юридической ответственности выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившего административное правонарушение.

      
§2. Состав административного правонарушения
 

     Состав  – совокупность признаков, установленных нормой 
административного права, наличие которых может повлечь административную ответственность, так как все признаки состава, закрепленные в норме административного права, становятся обязательными и отсутствие в фактически совершенном деянии одного из указанных в правовой форме признаков состава означает, что лицо не совершило проступка, предусмотренного данной нормой.1

     Все признаки состава делятся на:

     - объективные – объект, объективная сторона;

     -субъективные – субъект, субъективная сторона.

     По особенностям конструкции выделяются следующие виды составов:

     1.Материальные  и формальные.

     Материальные  – составы, в которых содержится признак наступления 
вредных материальных последствий совершенного деяния или описывается 
деяние, обязательно влекущее наступление вредных последствий, хотя 
последствия законом не называются. Материальный состав определяется для 
правильной квалификации правонарушения и для того, чтобы решить вопрос о возмещении причиненного ущерба. Формальные – составы, в которых не признака наступления вредных материальных последствий.

     2. Простые и квалифицированные. 

     Простые составы устанавливают административную ответственность за 
конкретное деяние без ее усиления; если в простой состав вводится 
квалифицирующий (усиливающий ответственность) признак, то деяние 
квалифицируется по другой статье или по другому пункту статьи, 
предусматривающему более строгое наказание (повторность, систематичность, совершение правонарушения должностным лицом, причинение материального ущерба, совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения).

     3. Однозначные и альтернативные.

     В однозначных составах описывается  одно противоправное деяние, за 
которое устанавливается административная ответственность. 
В альтернативных составах описывается два и более противоправных 
деяния, при этом административным правонарушением признается как совершение одного из описанных деяний, двух или всех сразу.1

     Субъект административного правонарушения – в ст. 2.3 КоАП РФ 
административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту 
совершения правонарушения 16 – летнего возраста, в ст. 2.8 КоАП РФ лицо, 
находящееся в состоянии невменяемости не подлежит административной 
ответственности, таким образом, возраст 16 лет и вменяемость являются 
общими признаками субъекта административной ответственности.

     Гражданин, обладающий данными признаками, является общим субъектом административной ответственности.

     Наряду  с общим выделяется и специальный субъект, такая необходимость возникает, когда в состав проступка законодатель включает наряду с общими признаками какие либо специальные.

     К признакам специального субъекта относится: служебная обязанность, вид деятельности, прошлое противоправное поведение и др.

     Административная ответственность специальных субъектов является повышенной; это заключается в том, что к ним применяются все без исключения административные взыскания.

     Специальные субъекты одновременно могут привлекаться к административной, дисциплинарной и материальной ответственности.

     Санкции в статьях, устанавливающих ответственность  спец. субъектов 
имеют более строгий характер.

     Признаки общего и спец. субъекта включаются в составы как 
обязательные, вместе с тем в нормативных актах указывается значительное 
число признаков субъектов административной ответственности, которые в 
состав не включаются, но имеют юридическое значение.

     Признаки таких субъектов объединяются в отдельную группу и на этой 
основе выделяют особый субъект административной ответственности. К особым субъектам в административном праве относятся:

     - совершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет;

     - инвалиды I и II группы;

     - беременные женщины;

     - женщины, имеющие детей до 1 года  и до 12 лет;

     - военнослужащие, сотрудники ОВД,  а также другие лица, указанные в

     ст.2.5 КоАП РФ.1

     Признак особого субъекта может выполнять  роль смягчающего 
обстоятельства, исключить наложение некоторых административных взысканий, влияет на порядок привлечения к административной ответственности.

     Субъективная  сторона. Основным признаком субъективной стороны является вина (психическое отношение лица к совершенному деянию и его следствия).

     Помимо  вины в некоторые составы в субъективную сторону могут включаться такие понятия как цель.

     Цель  – факультативный признак.

     Эмоции  лица при совершении правонарушения в субъективную сторону не включаются, они могут учитываться в качестве смягчающих обстоятельств. В ст. 4.2 ч.1 п.3 названо совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнении (аффекта) либо при стечении личных и семейных обстоятельств.

     Вина  при совершении административного  правонарушения может быть в виде умысла или неосторожности. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо его совершившее сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступления этих последствий.

     Административное  правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо его совершившее предвидело возможность наступление своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на его предотвращение, либо на предвидело возможности наступления вредных последствий, хотя должно и могло их предвидеть.

     В большинстве административных проступков форма вины в состав 
не вводится. Цель – мысленный образ результата, к которому стремится 
правонарушитель; если цель вводится в состав правонарушения, то тогда 
деяние всегда совершается умышленно.

     Объектом  административного правонарушения являются охраняемые 
правом общественные отношения, на которые посягает правонарушитель. 
В теории административного права выделяется 3 вида объектов:

     1. Общий объект – вся совокупность  общественных отношений, охраняемые 
нормами административного права.

     2. Родовой объект – признается  группа однородных близких по содержанию общественных отношений составляющих часть общего объекта.

     3. Непосредственный объект – каждый  отдельный административный проступок причиняет вред не всей группе общественных отношений, составляющих родовой объект, а отдельному конкретному общественному отношению.1

     Данное  конкретное общественное отношение, на которое посягает 
административный проступок, будет являться непосредственно объектом 
правонарушения.

     Объективная сторона состава проступка – совокупность предусмотренных нормой права признаков характеризующих внешнюю сторону проступка.

     Обязательным  признаком объективной стороны является деяние (может быть выражено действием или бездействием).

     Признаки  объективной стороны:

     - место – территория (определенная), на которой устанавливается 
специальные правила поведения и нарушения этих правил влечет признание 
деяний административным правонарушением (общественное место, 
автодорога, пограничная зона, государственная граница, железнодорожный 
путь, лес и др.);

     - время – признаком действия  является период, в рамках которого 
совершение определенных действий будет признаваться правонарушением. 
Временным признаком бездействия является период, по истечению которого 
бездействие признается правонарушением;

     - способ совершения правонарушения  включает: порядок, метод, 
последовательность действий, приемы применяемые правонарушителем;

Информация о работе Административные правонарушения в области ПДД