Административные наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение проблемы административных наказаний и их наложения в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
Реализация поставленной цели предопределила постановку следующих наиболее важных задач:
- установить понятие административных наказаний;
- раскрыть особенности различных видов административных наказаний;
- проанализировать общие принципы назначения административных наказаний.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………. 3
Глава 1. Система административных наказаний………………… 4
1.1 Понятие административного наказания…………………......... 4 – 8
1.2 Виды административных наказаний…………………………... 8 – 22
Глава 2. Наложение административных наказаний…………….... 23
2.1 Общие принципы наложения административных наказаний.. 23 – 30
Пример из судебной практики…………………………………….. 31 – 32
Заключение…………………………………………………………. 33 – 34
Библиографический список……………………………………….. 35 – 37

Файлы: 1 файл

печать КУРСОВАЯ РАБОТА админ.наказания.docx

— 59.51 Кб (Скачать файл)

Дисквалификация в виде лишения  физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица на практике реализуется в прекращении  трудового договора (контракта) с  дисквалифицированным лицом и внесении в его трудовую книжку записи о  том, какие должности и в течение  какого срока времени (а таковой  срок оговорен ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ от шести  месяцев до трех лет) он лишен права  занимать. Дисквалификация может  применяться только в качестве основного  вида административного наказания (ч. 1 ст. 3.3 КоАП РФ) и для нее как  вида административного наказания  предусмотрен более продолжительный, нежели обычно, срок давности привлечения  к административной ответственности: в ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ сказано, что за административные правонарушения, влекущие дисквалификацию, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — одного года со дня его обнаружения, тогда как общий срок - два месяца со дня совершения или обнаружения (при длящихся проступках) правонарушения.

Административное  приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц (ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ):

- осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования  юридического лица;

- юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений;

- осуществление отдельных  видов деятельности, оказание услуг.

Административное приостановление  деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновение эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступление  радиационной аварии или техногенной  катастрофы, причинение существенного  вреда состоянию или качеству окружающей среды, либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических  средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, а также в области градостроительной деятельности.

 

Глава 2. Наложение административных наказаний

 

2.1 Общие принципы  наложения административных наказаний

Основным принципам (правилам), которыми должны руководствоваться  правоприменители (а это судьи, а  также специально уполномоченные на это КоАП РФ органы и должностные  лица) при назначении административного  наказания физическим и юридическим  лицам, совершившим административное правонарушение, посвящены нормы  главы 4 КоАП РФ. При этом должны соблюдаться  и общие принципы, присущие юридической  ответственности вообще, такие, как  принцип равенства перед законом, принцип ответственности только за противоправное поведение, а не за мысли, принцип ответственности  лишь при наличии вины в действиях (бездействии) правонарушителя и  др.

Часть 1 ст. 4.1 КоАП РФ формулирует  принцип законности применительно  к назначению административных наказаний: административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных  законом, предусматривающим ответственность  за данное административное правонарушение, и в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. Это означает, что правоприменитель при назначении административного  наказания виновному в совершении административного правонарушения лицу не может выйти за рамки, закрепленной в ст. 3.2 КоАП РФ системы административных наказаний, за пределы санкции конкретной правовой нормы, устанавливающей административную ответственность за то или иное противоправное деяние, и за пределы закрепленной за ним нормами раздела III КоАП РФ подведомственности по рассмотрению дел об административных правонарушениях и назначении административных наказаний. В соответствии с положениями частей 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания должны учитываться характер совершенного административного правонарушения, личность виновного в этом физического лица, его имущественное положение, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Этот принцип именуется как принцип индивидуализации административного наказания.

Назначение административного  наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание  было назначено (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ). Так, например, привлечение гражданина Российской Федерации к административной ответственности  по ст. 19.15 КоАП РФ за проживание без  удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации  и уплата им соответствующего административного  штрафа как меры наказания за это  противоправное бездействие вовсе  не означает, что в дальнейшем он может и далее проживать без  паспорта или регистрации.

В соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и  то же административное правонарушение. Этот принцип (принцип «поп bis in idem», или «не дважды за одно») также  является общеправовым и не противоречит тому, что к правонарушителю, подвергнутому  ответственности (карательной санкции, например, штрафу), могут быть применены  и восстановительные санкции. Так, например, человек, из хулиганских побуждений разбивший витрину магазина, не только подвергается штрафу или административному  аресту по ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство), но и обязывается возместить причиненный  правонарушением ущерб (оплатить стоимость  разбитой витрины).

Такой подход не следует  путать с предыдущим принципом, закрепляющим правовую позицию законодателя на случай, когда правонарушение изначально совершается  с целью уклониться от исполнения какой-либо обязанности. Принцип «не  дважды за одно» нельзя также противопоставлять  и такому принципу, как принцип  двусубъектности ответственности, сформулированному в ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, который гласит: назначение административного  наказания юридическому лицу не освобождает  от административной ответственности  за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение  к административной или уголовной  ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Недопустимость удвоения административной ответственности  как принцип раскрывается и в  том, что в соответствии с ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ за одно правонарушение может  быть назначено только одно основное либо одно основное и дополнительное административное наказание, предусмотренное  санкцией соответствующей статьи Особенной  части КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности. Иными словами, назначение двух основных наказаний недопустимо, ибо в таком случае ответственность  удваивается. Неправомерно также и  назначение двух дополнительных наказаний  без основного.

Ст. 4.4 КоАП РФ закрепляет один из основополагающих принципов назначения административного наказания —  принцип назначения наказания при  совершении лицом нескольких административных правонарушений: при совершении лицом  двух и более административных правонарушений административное наказание назначается  за каждое совершенное административное правонарушение. В Постановлении  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых  вопросах, возникающих у судов  при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» дается следующее разъяснение:

- в случае совершения  лицом двух и более административных  правонарушений за каждое из  них в силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ назначается наказание,  предусмотренное санкцией соответствующей  статьи КоАП РФ или закона  субъекта Российской Федерации,  даже если дела об этих правонарушениях  рассматриваются судьей одновременно;

- если лицом совершено  одно действие (бездействие), содержащее  составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена  двумя и более статьями (частями  статей) КоАП РФ и рассмотрение  дел о которых подведомственно  одному и тому же судье, административное  наказание назначается в пределах  санкции, предусматривающей более строгое административное наказание в соответствии с частями 3 и 4 статьи 4.4 КоАП РФ.14

При решении вопроса о  привлечении нарушителя к административной ответственности должны учитываться  и давностные сроки (сроки давности) назначения административного наказания, предусмотренные ст. 4.5 КоАП: по общему правилу административное наказание  не может быть назначено позднее  двух месяцев со дня совершения административного  правонарушения, а при длящихся правонарушениях (например, при проживании без регистрации  и т. п.) — позднее двух месяцев  со дня обнаружения правонарушения. В то же время за нарушение законодательства о внутренних морских водах, территориальном  море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, антимонопольного, валютного  законодательства, а также законодательства об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей и о рекламе  этот срок установлен в один год  со дня совершения административного  правонарушения. Аналогичный подход (т. е. исключение из общего правила) установлен и для административных правонарушений, влекущих за собой применение административного  наказания в виде дисквалификации: лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного  правонарушения, а при длящемся правонарушении — одного года со дня его обнаружения.

В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного  правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение  одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного  наказания. Этот срок, именуемый еще  сроком погашения административного  наказания или сроком административной наказуемости, является единым и не дифференцируется в зависимости  от вида и размера административного  наказания. При определенных условиях (а именно — при совершении повторного административного правонарушения до окончания данного срока) срок административной наказуемости может рассматриваться как фактор, отягчающий административную ответственность, и служить квалифицирующим признаком для применения к лицу более строгой меры административного наказания (однако же — всегда только в пределах соответствующей санкции).

Административное правонарушение может быть связано с причинением  того или иного ущерба. В этой связи правила назначения административных наказаний регламентируют и механизм возмещения имущественного и морального вреда, причиненных административным правонарушением, предусматривая в  ст. 4.7 КоАП РФ обязательность для правонарушителя  возместить такой вред или ущерб. Так, в частности, судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о  возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного  наказания решить вопрос и о возмещении такого ущерба. При этом в соответствии с положениями ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должен быть указан размер имущественного ущерба, подлежащего  возмещению, а также сроки и  порядок его возмещения. По делу же об административном правонарушении, рассматриваемому иными, нежели судьи, субъектами административной юрисдикции, споры о возмещении имущественного ущерба также решаются только исключительно  в рамках гражданского судопроизводства, но уже отдельно от рассмотрения дела об административном правонарушении.

Административное наказание  может быть назначено в пределах, установленных санкцией соответствующей  правовой нормы; за одно административное правонарушение может быть применено  основное либо основное и дополнительное наказания.

При назначении административного  наказания всегда должны применяться  два основных критерия:

- объективный, который  заключается в том, что наказание  назначается в соответствии с  КоАП. При этом должны быть  учтены особенности совершенного  правонарушения: причиненный им  вред имущественного и неимущественного  свойства, общественная опасность;

- субъективный, который предполагает  оценку личных особенностей правонарушителя  — физического лица, его имущественного  статуса, учет обстоятельств,  смягчающих или отягчающих ответственность  за совершенный проступок (см. соответственно ст. 4.2, 4.3 КоАП).

При решении вопроса о  назначении вида и размера административного  наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность  назначения административного наказания  лишь в пределах санкций, установленных  законом, предусматривающим ответственность  за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического  лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья  не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить  наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ.

Информация о работе Административные наказания