Административные наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение проблемы административных наказаний и их наложения в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
Реализация поставленной цели предопределила постановку следующих наиболее важных задач:
- установить понятие административных наказаний;
- раскрыть особенности различных видов административных наказаний;
- проанализировать общие принципы назначения административных наказаний.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………. 3
Глава 1. Система административных наказаний………………… 4
1.1 Понятие административного наказания…………………......... 4 – 8
1.2 Виды административных наказаний…………………………... 8 – 22
Глава 2. Наложение административных наказаний…………….... 23
2.1 Общие принципы наложения административных наказаний.. 23 – 30
Пример из судебной практики…………………………………….. 31 – 32
Заключение…………………………………………………………. 33 – 34
Библиографический список……………………………………….. 35 – 37

Файлы: 1 файл

печать КУРСОВАЯ РАБОТА админ.наказания.docx

— 59.51 Кб (Скачать файл)

Возмездное изъятие  орудия совершения или предмета административного  правонарушения как вид административного наказания — это их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета (ч. 1 ст. 3.6 КоАП РФ). При изъятии имущества виновный не только несет административное наказание, но и лишается возможности использовать его в неправомерных целях, что очень важно для предупреждения совершения правонарушений в будущем.

Составы административных правонарушений, предусматривающие в качестве меры ответственности возмездное изъятие  орудия или предмета административного  правонарушения, весьма немногочисленны (содержатся, например, в главе 20 КоАП РФ), да и применяется данная мера на практике крайне редко, поскольку  порядок ее реализации весьма сложен.

Конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения как вид административного  наказания - это принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей (ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ).

Конфискация предмета, так  же как и его возмездное изъятие, предоставляет собой разновидность  административных наказаний, ограничивающих имущественные права собственника, в том числе и в тех случаях, когда нарушитель являлся собственником  принудительно изымаемой вещи. Применение обоих наказаний влечет за собой  прекращение права собственности  на отчуждаемый имущественный объект.

Конфискацию как административное наказание следует отличать от изъятия  вещей и документов, представляющего  собой меру административного пресечения. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г. № 8 – П. "По делу о проверке конституционности статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 85 и статьи 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан М.М. Гаглоевой и А.Б. Пестрякова" изъятие (арест) имущества, осуществляемое органами административной юрисдикции, их должностными лицами, хотя и ограничивает правомочие собственника, но не порождает перехода права собственности к государству, поэтому изъятие (арест) производится без судебного решения, что не препятствует его обжалованию в суд. Только с вынесением судебного решения конфискация может рассматриваться как мера юридической ответственности, влекущая утрату собственником его имущества.3

Конфискация в качестве меры ответственности, предусмотренной  ГК, может быть применена в отношении, как движимого имущества, так и недвижимых объектов.

Под вещью, подлежащей при  конфискации принудительному безвозмездному изъятию, понимаются объекты гражданских  прав — движимые и недвижимые вещи. Нарушитель может быть собственником  изымаемой при конфискации вещи либо обладать отдельными правомочиями собственника, например правом владения и (или) распоряжения данной вещью: в  любом случае вещь, подлежащая конфискации, должка находиться у нарушителя на одном из указанных законных оснований. Изъятие у нарушителя движимой, недвижимой вещи, находящейся у него на незаконных основаниях, не является конфискацией: в отличие от данного административного  наказания, предмет, подлежащий принудительному  изъятию, при применении возмездного  изъятия, по смыслу ст. 3.6 КоАП, может  находиться у нарушителя на незаконных основаниях.

Российское имперское  право также рассматривало конфискацию  в качестве особой разновидности  имущественных санкций. Согласно ст. 58 Уложения о наказаниях уголовных  и исправительных конфискация "всех или части принадлежащих осужденным вещей и других имуществ" являлась дополнительным имущественным наказанием, присоединяемым в указанных законом  случаях к основному уголовному или исправительному наказанию. От общей конфискации, или принудительного  изъятия всего имущества в  пользу казны, отличалось изъятие у  виновного отдельных предметов  — «орудий, послуживших или долженствующих служить к совершению преступления (instrumental sceleris), или же продуктов преступления".4 В соответствии с отделом первым гл. IX Уложения (о нарушении уставов таможенных) наказание в виде конфискации было предусмотрено по 19 составам преступлений, правовой режим специальной конфискации был определен ст. 751, ч. 2 ст. 759—761 (дополнения 1, 2), 762, 763, ч. 1 ст. 764. Виды отдельных предметов, подлежащих конфискации в данном случае, определялись диспозицией правовой нормы. Конфискованные предметы, если они не подлежали уничтожению, обращались в пользу казны либо направлялись конкретному адресату, определенному санкцией: согласно ст. 759 незаконно ввозимая из зарубежных стран российская серебряная монета, а также медная монета новой чеканки, подлежали конфискации и направлению на монетный двор.

Лишение специального права, предоставленного физическому  лицу — это мера административного наказания, устанавливаемая за грубое или систематическое нарушение порядка пользования физическим лицом, предоставленным ему правом в случаях, прямо предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Раскрывая в ст. 3.8 особенности данного вида административного наказания, само понятие лишения специального права КоАП РФ не формулирует.

Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права может устанавливаться  и применяться в качестве, как основного, так и дополнительного административного наказания. Наличие у гражданина специального права подтверждается разрешительными документами. К таким документам относятся: водительское удостоверение; удостоверение на право управления судном (в том числе маломерным); удостоверение тракториста-машиниста (тракториста); охотничий билет.

Административное наказание  в виде лишения специального права  ограничено временным лимитом в  три года, по истечении этого срока  правомочия лица должны быть восстановлены (ч. 4 ст. 32.6 КоАП). В этом случае изъятые  документы возвращаются. Таким образом, данное административное наказание  представляет собой временное приостановление  правомочий нарушителя — физического  лица.

Административный  арест как вид административного наказания заключается в содержании нарушителя в условиях кратковременной изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до тридцати суток (ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ).

Административный арест  является самым суровым административным наказанием, поэтому назначается  лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).

Срок административного  ареста исчисляется сутками (до 15 суток  за совершение правонарушения в обычных  условиях и до 30 суток — за нарушение  требований режима чрезвычайного положения  или режима в зоне контртеррористической  операции), лишением свободы не считается  и судимости за собой не влечет.

Административный арест  — единственный из видов административных наказаний, который ограничивает свободу  нарушителя. В случае совершения административных проступков иностранными физическими  лицами соответствующие правовые последствия  влечет также и применение наказания  в виде административного выдворения.

В случаях, установленных  Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении", административный арест представляет собой санкцию, применяемую к нарушителям правил комендантского часа при пресечении насильственных противоправных действий, указанных в п. "а" ст. 2 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении". По смыслу п. "а", "в" ст. 12, п. 1 ст. 31 и п. 2 ст. 33 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" применению данной меры всегда предшествует доставление лица или его административное задержание при несоблюдении правил комендантского часа или при иных нарушениях режима чрезвычайного положения. Срок административного задержания лиц, нарушивших правила комендантского часа, обусловлен истечением срока комендантского часа; граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, задерживаются до выяснения их личности, но не более чем на трое суток по решению начальника ОВД или его заместителя.5

Таким образом, административный арест, применяемый к нарушителям  правил комендантского часа в соответствии с Федеральным конституционным  законом "О чрезвычайном положении", ограничен указанным сроком. Назначение административного ареста на срок до 30 суток возможно только при совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.5 КоАП (нарушение  требований режима чрезвычайного положения).

Согласно Федеральному закону от 06.03.2006 г. № 130-ФЗ "О противодействии  терроризму" контртеррористическая  операция представляет собой специальные  мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение  безопасности физических лиц, обезвреживающих  террористов, а также на минимизацию  последствий террористической акции.6

Назначение согласно КоАП административного ареста в указанных  случаях на срок до 30 суток сопряжено  с объективными трудностями, поскольку  ст. 20.27 (невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения лица, проводящего указанную операцию) не предусматривает наказания в виде административного ареста.

Административное  выдворение за пределы Российской Федерации  иностранных граждан или лиц  без гражданства как вид наказания за совершение административных правонарушений заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации (ч. 1 ст. 3.10 КоАП РФ).

Цель установления данного  вида административного наказания  — предупреждение и пресечение действий иностранных граждан и лиц  без гражданства, противоречащих интересам  обеспечения государственной безопасности Российской Федерации, охраны общественного  порядка, а также защиты здоровья, нравственности населения, других прав и законных интересов российских граждан и иных лиц.

Административное выдворение как мера административной ответственности  может применяться к иностранным  гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Российской Федерации только на законных основаниях. К лицам, не имеющим статуса законно  проживающих или пребывающих  на территории Российской Федерации  и пересекших Государственную границу  РФ с территории иностранного государства  без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов, применяется административное выдворение как мера пресечения правонарушений. При этом иностранного гражданина Федеральный  закон от 25 июля 2002 г. № 115 – ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет как физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицо без гражданства — как физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.7

В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного  правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение  одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного  наказания.

Иностранные граждане и лица без гражданства, нарушившие Государственную  границу РФ, подлежат выдворению пограничными органами и пограничными войсками ФСБ (см. ст. 23.10 КоАП) за пределы РФ. Выдворение (депортация) нарушителей предусмотрено  также ст. 13 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 "О беженцах".

Исполнение постановления  об административном выдворении за пределы  Российской Федерации иностранного физического лица производится путем  официальной передачи указанного лица представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное  лицо выдворяется, либо путем контролируемого  самостоятельного выезда лица, подлежащего  административному выдворению, за пределы  Российской Федерации.

Правовыми предпосылками  депортации является неисполнение нарушителем  обязанностей, установленных п. 1—2 ст. 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан  в Российской Федерации". Согласно п. 4—6 ст. 31 рассматриваемого Федерального закона депортация иностранных граждан (лиц без гражданства) осуществляется МВД России или его территориальными органами.

Дисквалификация как вид административного наказания заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ).

Дисквалификация является новеллой административно - деликтного права и установлена как в целях защиты законных экономических интересов отдельных физических и юридических лиц, а также общества и государства в целом, так и в целях предупреждения преступлений и иных правонарушений в сфере экономики. КоАП РСФСР такой меры ответственности не предусматривал. А впервые дисквалификация как юридический термин была введена в оборот Федеральным законом от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)», в ст. 9 которого понятие дисквалификации было определено, как лишение права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами на срок и в порядке, которые установлены федеральным законом. Данный вид ответственности был предусмотрен для руководителя должника за неисполнение обязанности по подаче заявления в арбитражный суд или за преднамеренное банкротство.8

Информация о работе Административные наказания