Административно-правовые режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Современная государственно-правовая ситуация в Российской Федерации, стремление федеральных органов власти обеспечить единство и стабильность осуществления государственной власти на всей территории страны приводят к необходимости совершенствования правовых режимов и разработки конституционно-правовых механизмов, направленных на сохранение территориальной целостности государства, утверждение единства государственной власти.

Файлы: 1 файл

админ право КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 61.06 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Нижнекамский химико-технологический институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

Казанский национальный исследовательский

технологический университет

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Административное право

тема: Административно-правовые режимы

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Работу выполнил студент

                                                                   группы 4921, факультета ЭиУ

                                                                 Ф.И.О. студента: Шагаев Б.Н.

                                                            Проверила: Сабитова Э.Н.

 

 

 

 

 

Нижнекамск 2014 г. 
Содержание

 

Введение

Современная государственно-правовая ситуация в Российской Федерации, стремление федеральных органов власти обеспечить единство и стабильность осуществления государственной власти на всей территории страны приводят к необходимости совершенствования правовых режимов и разработки конституционно-правовых механизмов, направленных на сохранение территориальной целостности государства, утверждение единства государственной власти.

Административно-правовые режимы являются одной из разновидностью особых правовых режимов, действующих в сфере публичного права, и несут в связи с этим соответствующую функционально-целевую нагрузку. Их основное назначение состоит в следующем: обеспечение конституционной безопасности при возникновении внешних и внутренних угроз территориальной целостности и независимости государства — агрессии против Российской Федерации, вооруженных конфликтов, массовых беспорядков; обеспечение функционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность или имеющих важное государственное значение; определение порядка реализации прав и обязанностей, условий жизнедеятельности на территориях, где проводятся специальные природоохранные, санитарные, противопожарные и иные мероприятия, а также на территориях, являющихся специальными зонами государственно-правовой охраны; установление порядка пользования предметами, представляющими повышенную общественную опасность или содержащими сведения, составляющие государственную тайну; обеспечение прав граждан и организаций в условиях чрезвычайных ситуаций, нормализация обстановки, восстановление правопорядка; создание условий для эффективной деятельности органов исполнительной власти, результативного осуществления ими контрольных, надзорных, регламентационных полномочий.

Актуальность данного исследования заключается в том, что изучению правовых режимов, как в общенаучном, так и в отраслевом плане, не уделялось достаточного внимания, что, явилось причиной того, что при не был выработан комплексный подход при изучении данного правового явления.

Целью работы является исследование административно-правовых режимов.

1.Теоретико-методологические основы изучения понятия административно-правовых режимов

1.1 Понятие административно-правовых  режимов

Административно-правовые режимы - это специальный комплекс оперативных государственных управленческих решений и административно-правовых мер убеждения и принуждения, способных обеспечить достаточно оперативно стабилизацию общественных отношений в регионе или государстве в целом, и последующее упорядочивание общественных отношений, вышедших за пределы влияния обычных административно-правовых мер воздействия. Как правило, административно-правовые режимы временно ограничивают права и свободы граждан, используют в своем арсенале значительное количество методов административного принуждения.

Эта возможность ограничения прав и свобод граждан предусмотрена частью 3 статьи 55 Конституции РФ и может быть установлена только федеральным законом «в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства».

При этом в условиях чрезвычайного положения в соответствии с пунктом 3 ст. 56 Конституции РФ «Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20,21. 23 (часть 1). 24, 28, 34 (часть 1). 40 (часть 1), 46-54 Конституции РФ.

Например, принятый Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» основан на этих конституционных положениях, детализирует их исходя из основной конституционной цели защиты прав, свобод и законных интересов граждан. В условиях административно-правовых режимов меняется административно-правовой статус граждан, оказавшихся в зоне его действия.

Уполномоченные органы исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ в соответствии с обстановкой, регулируемой нормами административно правового режима, усиливают свое воздействие за счет методов административного принуждения. Общая черта административно-правовых режимов в том, что они нарушают баланс правового положения субъектов административного права в сторону увеличения объема обязанностей и ограничений, обеспеченных в основном мерами административного принуждения.

При осуществлении мер обеспечения различных административно-правовых режимов особое значение имеют федеральные законы, касающиеся соблюдения прав и свобод человека и гражданина участвующими органами исполнительной власти, государственного управления, их уполномоченными должностными лицами, а также непосредственными исполнителями обеспечивающими действие этого правового режима.

К таким законам следует отнести: «Об основах государственной службы РФ» от 31 июля 1995 г.1, «Об основах муниципальной службы РФ» от 8 января 1998г.2, Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991г. № 1026-1, в ред.04.08.2001 г.3, Федеральные законы «Об органах федеральной службы безопасности РФ» от 22.02. 1995 г. в ред. от 07.11.2000 г. № 135-Ф34, «О воинской обязанности и воинской службе» от 28.03 1998 г.5, Федеральные законы «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. в ред. 07.11.2000 г., 06.03.2001 г.6 и «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08. 1995 г.7, «О внутренних войсках МВД РФ»8 и др.

В федеральных законах регламентированы общие и особые права и обязанности субъектов управленческих отношений в сфере осуществления задач и функций административно-правового режима, которые в свою очередь могут быть изменены подзаконными актами, что требует установления особых режимов административно-предупредительного характера.

В итоге административно-правовой режим как совокупность государственных мер и средств административно-правового характера, основанных на нормах законодательства и определяющих особый порядок осуществления административно-правовых отношений в неординарных для них условиях с целью уменьшения вероятности дезорганизации отношений в сфере государственного управления и последующего приведения управленческих отношений к упорядочению и стабилизации.

По мнению В. Б. Рушайло: «Правовой режим — это закрепленные в законодательстве права, обязанности и ответственность, система мер, используемых для достижения поставленной цели и система правового влияния, которая заключается в специфике приемов регулирования и его механизме».1

Административно-правовые режимы ставят перед собой цель: создание на пути правонарушителей надежный правовой барьер, который бы затруднял или же полностью исключал достижение противоправных целей.

Характерными признаками административно-правового режима являются:

· установление особого контроля за надлежащим соблюдением правопорядка в сфере действия особого режима и установление некоторых ограничительных мер.

· вынужденная детальная регламентация деятельности государственных органов и общественных организаций;

· определенное специальными нормами права поведение физических и юридических лиц;

· введение дополнительных правил или изъятие из общеобязательных норм правовых норм;

Административно-правовой режим сопровождает деятельность органов и должностных лиц исполнительной власти при их взаимодействии с гражданами и организациями, а также между собой при реализации ими своих должностных обязанностей, регулировании различных социальных объектов и процессов. Это режим, который может быть обозначен как общий режим деятельности государственной администрации. Он рассчитан на повседневную административную деятельность, типичные социально-управленческие ситуации.

В то же время, когда требуются особые меры исполнительной деятельности, применяемые на строго определенной территории, в отношении определенного объекта или предмета, устанавливаются специальные административно-правовые режимы. 

 

 

 

1.2 Виды административно-правовых режимов 
Рассмотрим основные виды административно-правовых режимов.

1. Административно-правовой режим чрезвычайного положения, который регламентирован Федеральным конституционным законом № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 г.                                   

2. Административно-правовой режим военного положения, регламентированный ФКЗ, принятым от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»

З. Иные административно-правовые режимы (1, с. 476-479), также ограничивают права человека и гражданина и в соответствии с пунктом 3 ст. 55 Конституции РФ, эти права должны регламентироваться федеральными законами, включая регламентацию действий и решений субъектов, участвующих в осуществлении этих административно-правовых режимов.

Существуют также менее распространенные административно-правовые режимы закрытых административно-территориальных образований, специфические административно-правовые режимы регистрации населения, автомототранспорта, оборота оружия и боеприпасов, наркотических и психотропных веществ, режимы исполнения и отбывания уголовного наказания - все эти режимы регламентируются административно-правовыми нормами.

В зависимости от степени принадлежности административно-правового режима к обеспечению национальной безопасности, можно выделить такие, как: режим защиты государственной тайны, пограничный режим, режим въезда в страну и выезда из страны, режим лицензионно-разрешительной системы, санитарный режим, таможенный режим, паспортно-визовый режим.

Исходя из цели поддержки обороноспособности государства, общественной безопасности и безопасности граждан выделяют чрезвычайные режимы, то есть такие, для которых необходимо иное нормативное воздействие, чем действующее при обычном положении. Чрезвычайные режимы характерны своей спецификой, поскольку для стабилизации обстановки необходимо максимальное подчинение воли субъектов общей цели — обеспечению безопасности государства, общества, личности с ограничением ряда институтов.

Основанием для введения специальных административно-правовых режимов выступают нестандартные ситуации социального или природно-техногенного характера. Выделяют такие виды специальных административно-правовых режимов:

1) в зависимости от объекта:

— территориальные режимы (военного положения, карантина, континентального шельфа, исключительной экономической зоны);

— объектные режимы (режим водохранилища, режим изоляторов временного задержания);

— режим поведения с предметами, которые представляют собой повышенную опасность или имеют важное государственное значение (режим оружия, наркотических средств, ядов, документов, представляющих государственную тайну, паспортный режим);

2) по предмету регулирования: природоохранные (заказников, национальных и природных парков, курортов и т. д.)

3) по времени действия: постоянные, временные, ситуативные.2

 

 2. Анализ отдельных видов специальных административно-правовых режимов

2.1 Отличительные особенности специальных административно-правовых режимов

Администртивно-правовые режимы, которых происходит в период чрезвычайных обстоятельств относятся к специальным административно-правовым режимам. В зависимости от подведомственности специальные административно-правовые режимы могут быть разделены на три группы 

- федеральные режимы, устанавливаемые и регулируемые федеральными органами государственной власти; 

- региональные режимы, устанавливаемые органами государственной власти субъектов Федерации; 

- местные режимы, устанавливаемые органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. 

Некоторые виды могут находиться во всех трех группах (режим чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера, режимы особо охраняемых природных территорий).

Если в качестве критерия разграничения выбрать объект-носитель режима, то выделяются:

• территориальные режимы — режим закрытого административно-территориального образования, военное положение, карантин, режимы исключительной экономической зоны, континентального шельфа, лечебно-оздоровительных местностей;

• объектные режимы — режим объекта атомной энергетики, режим водохранилища, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог, режимы ИВС, СИЗО, ИТУ;

• режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющие важное государственное значение — режимы оружия, наркотических веществ, ядов, документов, содержащих государственную тайну, паспортный режим;

• функционально-деятельностные режимы — режимы деятельности органов МЧС РФ, противопожарный режим, эвакуационный режим, режимы контртеррористической операции, таможенные режимы.3

САПР можно различать по предмету регулирования — природоохранные режимы (заповедников, национальных и природных парков, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), режимы обеспечения государственной безопасности (государственной границы, защиты государственной тайны, военных объектов, порядка выезда из России и въезда в Россию), режимы охраны общественного порядка (чрезвычайное положение).

Информация о работе Административно-правовые режимы