Административно-правовые режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Современная государственно-правовая ситуация в Российской Федерации, стремление федеральных органов власти обеспечить единство и стабильность осуществления государственной власти на всей территории страны приводят к необходимости совершенствования правовых режимов и разработки конституционно-правовых механизмов, направленных на сохранение территориальной целостности государства, утверждение единства государственной власти.

Файлы: 1 файл

админ право КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 61.06 Кб (Скачать файл)

Режим военного положения должен определяться федеральным конституционным законом. Комитет по обороне подготовил к рассмотрению в первом чтении законопроект "О военном положении", но он еще не принят. 

Законопроектом предусмотрены условия, основания и порядок введения военного положения, особенности организации государственной власти на территории военного положения, подчинение Президенту Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, меры и временные ограничения, применяемые в условиях военного положения, привлечение для обеспечения режима военного положения Вооруженных Сил, воинских формирований, организации гражданской обороны и правовое положение граждан в период военного положения.

Налицо пробел в регулировании этого принципиального вопроса. Однако, очевидно, что специфика режима военного положения заключается в усилении роли и расширении полномочий военных органов в управлении на территории, где введено военное положение. В местностях, объявленных на военном положении, полномочия представительных и исполнительных органов государственной власти в области обороны, охраны государственной и общественной безопасности сосредотачиваются в руках органов военного управления.

Органы представительной и исполнительной власти местности, объявленной на военном положении, обязаны оказывать содействие органам военного управления, военному командованию в использовании всех возможностей для обеспечения государственной и общественной безопасности

Режим военного положения предполагает введение определенных ограничений прав и свобод граждан, а также возложение на них обязанностей, которые не могут на них возлагаться в нормальных условиях (военно-квартирная обязанность для расквартирования воинских частей и учреждений, введение трудовой повинности для военных целей и т.д.)

В условиях военного положения может изменяться организация управления различными объектами, не имеющими военного назначения; мобилизуются силы и средства для обороны страны, для охраны государственной безопасности и общественного порядка под руководством военного командования, у которого сосредотачиваются в этой области функции органов государственной власти.

Режимы чрезвычайного и военного положения затрагивают общие вопросы организации управления там, где они введены. Поэтому они не могут быть сведены к мерам, относящимся лишь к области деятельности соответственно правоохранительных и военных органов.

4)  Режим охраны государственной границы.

Пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы и включает правила: 

1) в пограничной  зоне:

- въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств; 

- хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно

- политических, культурных и других мероприятий; 

2) в российской  части вод пограничных рек, озер  и иных водоемов, во внутренних  морских водах и в территориальном  море Российской Федерации:

- учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду; 

- промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.  
(часть 1 в ред. Федерального закона от 31.05.1999 N 105-ФЗ)  
Часть 2 исключена. - Федеральный закон от 31.05.1999 N 105-ФЗ. 

Установление иных правил пограничного режима не допускается. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо только на основании и в порядке, предусмотренных законом. В пограничную зону включаются зона местности шириной до 5 километров вдоль Государственной границы на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и острова на указанных водоемах. 

В пограничную зону могут не включаться территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки. (в ред. Федерального закона от 10.08.1994 N 23-ФЗ) 

Исходя из характера отношений Российской Федерации с сопредельным государством на отдельных участках Государственной границы пограничная зона может не устанавливаться. (в ред. Федерального закона от 10.08.1994 N 23-ФЗ) 

Пределы пограничной зоны определяются, предупреждающие знаки устанавливаются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлениям старших должностных лиц органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации на территориях субъектов Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 10.08.1994 N 23-ФЗ, от 29.11.1996 N 148-ФЗ) 

В таком же порядке определяются участки (районы) внутренних вод Российской Федерации, в пределах которых устанавливается пограничный режим.

Конкретное содержание, пространственные и временные пределы действия предусмотренных настоящим Законом правил пограничного режима, круг лиц, в отношении которых те или иные из указанных правил действуют, устанавливаются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию со старшими должностными лицами органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации на территориях субъектов Российской Федерации и подлежат опубликованию. (в ред. Федеральных законов от 10.08.1994 N 23-ФЗ, от 29.11.1996 N 148-ФЗ).

3. Опыт и проблемы  применения административно-правовых  режимов

3.1. Административно-правовой режим в США

Режим военного положения предполагает введение определенных ограничений прав и свобод граждан, а также возложение на них обязанностей, которые не могут на них возлагаться в нормальных условиях (военно-квартирная обязанность для расквартирования воинских частей и учреждений, введение трудовой повинности для военных целей и т.д.)

Президент с согласия Конгресса может вводить военное положение в стране в целом или в отдельных штатах, если на то есть серьезные основания. Так, в 1863 президент Линкольн подписал нормативно-правовой акт, согласно которому военное положение должно было охватывать всю страну, даже если причины, его вызвавшие, находились в каком-либо отдельно взятом городе. Но затем этот закон был отменен. Военное положение вводилось на Гавайях во время Второй Мировой войны, затем в Новом Орлеане во время и после знаменитого урагана "Катрин". В последние несколько лет право вводить военное положение принадлежит министру обороны США и различным военным организациям в случае, если стране или штату грозит серьезная опасность, будь то военные действия или стихийные бедствия. Но по новому законодательству, согласия Конгресса больше не требуется.

В условиях военного положения может изменяться организация управления различными объектами, не имеющими военного назначения; мобилизуются силы и средства для обороны страны, для охраны государственной безопасности и общественного порядка под руководством военного командования, у которого сосредотачиваются в этой области функции органов государственной власти.

Правовой режим чрезвычайного положения направлен на обеспечение безопасности граждан в случае стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемии и эпизоотий, а также на защиту прав и свобод граждан, конституционного строя при массовых нарушениях правопорядка, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, или при попытке захвата государственной власти.

Режим чрезвычайного положения при наличии чрезвычайной ситуации вводится в установленном законом порядке компетентными государственными органами.

На всей территории Флориды объявлено чрезвычайное положение в связи с приближением «Риты». В южной части Флориды уже идет полная эвакуация туристов и населения из прибрежных зон. Младший брат президента США Джорджа Буша губернатор штата Флориды Джеб Буш 18 сентября объявил чрезвычайное положение, мобилизуются войска Национальной гвардии. Власти уже предпринимают меры по защите от несанкционированного завышения цен на все товары.

«Рита» - это уже 17-й ураган в 2005 году, который достигнет границ США. Эпицентр сейчас находится в Атлантическом океане, в 470 километрах юго-восточнее Багамских островов. К 20 сентября «Рита» может набрать силу урагана первой категории по пятибалльной шкале. Скорость ветра внутри урагана - 60 км/час. Шторм движется со скоростью 15 км/час и в течение суток может усилиться. Это фактически означает, что ураганные условия могут возникнуть через 36 часов.

Прогнозы синоптиков неутешительны: учитывая компьютерные модели национального центра слежения за ураганами в Майами, эпицентр «Риты» должен оказаться в конце этой недели в северной части Мексиканского залива, рядом со штатом Техас.

Но синоптики при этом не исключают, что ураган может сместиться на северо-восток и задеть территорию штатов Луизиана и Миссисипи, пострадавших от урагана «Катрина». Жителей уже предупредили о возможной опасности. Кроме того, «Рита» скорее всего внесет коррективы в планы восстановительных работ в Новом Орлеане, где сейчас идет откачка воды, затопившей низинные районы города.

 

 3.2.Опыт  введение административно правового  режима в РФ

Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.

Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.

Основанием для введения ЧП являются чрезвычайные ситуации (ЧС):

- социально-политического характера, выражающиеся в попытках насильственного изменения конституционного строя, межнациональных и региональных конфликтах, блокаде отдельных местностей, сопровождающиеся насилием, применением оружия;

- криминогенного характера, выражающиеся в массовых беспорядках, террористических актах;

- природного, техногенного, экологического характера, выражающиеся в стихийных бедствиях, катастрофах, эпидемиях, повлекших или могущих повлечь человеческие жертвы, значительный материальный ущерб, нарушение жизнедеятельности людей и требующие масштабных аварийно-спасательных работ. Реальное возникновение обстоятельств, перечисленных выше, еще не означает, что ЧП будет автоматически введено. Помимо фактических оснований введения ЧП закон определяет условия, при наличии которых этот режим объявляется. В результате проявления социальных и природно-техногенных факторов должна возникнуть такая ЧС, которая реально угрожает безопасности многих граждан или конституционному строю и устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.

В большинстве случаев возникновения ЧС достаточно неотложных административных мер или менее жестких и ограничивающих правовых режимов. Если они не способны нормализовать обстановку -- ставится вопрос о введении ЧП.

В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в пункте "а" статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, в дополнение к мерам и временным ограничениям, указанным в статье 11 настоящего Федерального конституционного закона, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения.

04.09.2002 В Московской области объявлено чрезвычайное положение «Борьба с огнем».

В зоне бедствия - 22 района. Принятые меры:

- в этих районах запрещена  охота и допуск населения и  автотранспорта;

- на ведущих дорогах  в лес были выставлены пикеты  лесников, сотрудники ГАИ и солдаты;

2010-08-03 В семи регионах России объявлено чрезвычайное положение

Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением пожарной безопасности, в семи субъектах РФ. В соответствии с указом временно ограничен допуск граждан на ряд территорий и хозяйственную деятельность.

Указом постановляется привлечь к ликвидации ЧС Вооруженные силы и другие войска. Минобороны и МЧС поручено определить силы и средства, необходимые для ликвидации и предупреждения пожаров. МВД поручено обеспечить режим противопожарной безопасности на территориях в указанных субъектах.

Указ президента рекомендует органам гос. власти субъектов привлечь к тушению пожаров общественные организации и добровольцев.

Указом также предписано правительству РФ и органам власти субъектов принять необходимые меры по оказанию помощи семьям погибших и пострадавшим в результате пожаров, в том числе, в обеспечении жильем, а также в выплате компенсаций за утраченное имущество.

 

 

Заключение

Сегодня с уверенностью можно сказать, что термин «административно - правовой режим» достаточно прочно занимает позиции в отечественной правовой действительности. И если ранее данное понятие разрабатывалось преимущественно в рамках общей теории права, то в настоящее время понятие «административно-правовой режим» все более утверждается не только в правовой науке, но и в юридической практике. Оно позволяет выявить особенности юридического регулирования определенного участка деятельности, специфику правового инструментария, опосредующего существование и функционирование тех или иных объектов управленческого воздействия.

Правовой режим - очень широкое юридическое понятие. И, несмотря на то, что ученые, достаточно давно занимаются проблемами правовых режимов, единой точки зрения относительно сущности данного явления в административно-правой науке и практической деятельности не сложилось. Поэтому, целесообразно начать рассмотрение природы административно-правового режима оборота оружия с общетеоретических позиций, поскольку между понятиями «правовой режим», «административно-правовой режим», «административно-правовой режим оружия» существует диалектическая взаимосвязь общего, особенного и единичного.

Информация о работе Административно-правовые режимы