Административно-правовой статус федерального министерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 19:03, контрольная работа

Описание работы

Актуальность. Система федеральных органов исполнительной власти, призванная осуществлять соответствующие функции государственной власти на территории Российской Федерации, представляет собой организованную на основе единых принципов, целей и задач совокупность государственных органов, наделенных государственно-властными полномочиями по осуществлению государственного управления.
Правовыми основами этой системы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», нормативные правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………..…………………………………………….…3
1. Законодательное (нормативное) определение федерального министерства……………………………………………………………………..5
2. Основные элементы административно-правового статуса федерального министерства……………………………………………………7
2.1Права (компетенция) федерального министерства….…………….. 8
2.2 Обязанности федерального министерства………………………….10
2.3 Запреты и ограничения федерального министерства……….……..11
2.4 Административная ответственность федерального министерства..12
Заключение……………………………………………………………….14
Библиографический список……………………………………………..17

Файлы: 1 файл

Административное право контрольная вариант 20.docx

— 45.29 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОРЛОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

ЮРИДИЧСЕКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО И ФИНАНСОВОГО ПРАВА

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по учебной дисциплине  «Административное право»

 

ТЕМА: «Административно-правовой статус федерального министерства»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 2 курса

группы 2 ЮОСП (б)

Жиркова Т. Ю.

 

Преподаватель:

к.ю.н., доцент

Болотин В.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орел – 2014

Содержание 

 

с.

Введение…………………..…………………………………………….…3

1. Законодательное (нормативное) определение федерального министерства……………………………………………………………………..5

2. Основные элементы административно-правового статуса федерального министерства……………………………………………………7

2.1Права (компетенция) федерального  министерства….…………….. 8

2.2 Обязанности федерального министерства………………………….10

2.3 Запреты и ограничения федерального министерства……….……..11

2.4 Административная ответственность федерального министерства..12

Заключение……………………………………………………………….14

Библиографический список……………………………………………..17

Задача……………………………………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. Система федеральных органов исполнительной власти, призванная осуществлять соответствующие функции государственной власти на территории Российской Федерации, представляет собой организованную на основе единых принципов, целей и задач совокупность государственных органов, наделенных государственно-властными полномочиями по осуществлению государственного управления.

Правовыми основами этой системы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», нормативные правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации.

Система федеральных органов исполнительной власти состоит из Правительства Российской Федерации, образуемого в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и являющегося высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти – федеральных министерств и иных органов исполнительной власти, перечень которых на основе Конституции Российской Федерации определяется Президентом.

Конституция РФ устанавливает систему органов исполнительной власти в Российской Федерации. Основным критерием систематизации этих органов является разграничение в Конституции РФ полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. К ведению Российской Федерации относятся установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти.

Специфика органов государственного управления, их отличие от всех других государственных организаций заключается в содержании их деятельности, которая по своей сути и содержанию является управленческой исполнительно-распорядительной деятельностью, сущностные особенности последней отражаются в управленческой компетенции этих органов.

Являясь единой системой исполнительной власти в РФ, эти органы призваны, в пределах своих полномочий, решать основные социально-экономические задачи, защищать основные права и свободы граждан, обеспечивать общественный порядок и безопасность граждан.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. установлено, что федеральное министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в установленной актами Президента и Правительства РФ сфере деятельности. Министерство самостоятельно осуществляет правовое регулирование в соответствующей сфере за исключением вопросов, регулируемых законодательными актами Президента и Правительства РФ.

Целью является административно-правовой статус федерального министерства.

Задачами являются:

    • раскрыть законодательное, нормативное определение федерального министерства;
    • изучить основные элементы административно-правового статуса федерального министерства;
    • обобщить права (компетенцию) федерального министерства;
    • рассмотреть запреты и ограничения;
    • определить административную ответственность федерального министерства.

 

 

 

 

 

 

  1. Законодательное (нормативное) определение федерального министерства

 

В 2004 г. вновь была утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которой количество федеральных органов исполнительной власти существенно сократилось. Ранее Президентом РФ были созданы семь федеральных округов и проведены крупные мероприятия по усилению единства исполнительной власти. В дальнейшем была проведена специализация федеральных органов исполнительной власти и создана их новая типология. Появились федеральные министерства, основной целью деятельности которых являются определение государственной политики в порученной им сфере деятельности и нормотворчество; федеральные службы, основной функцией которых являются государственный контроль и надзор; федеральные агентства, призванные организовать оказание государственных услуг и управление государственным имуществом. В результате наряду с сокращением числа федеральных органов исполнительной власти произошло перераспределение полномочий между ними, упразднена часть дублирующих и избыточных функций этих органов власти.1

В Указе Президента РФ № 314 от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" сказано, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят следующие виды федеральных органов исполнительной власти: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Данным Указом также устанавливаются типовые функции этих федеральных органов. В данном Указе дано законодательное определение федерального министерства.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр).2

Общее предназначение и суть деятельности федерального министерства в том, что оно на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ и законодательством осуществляется исключительно федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные элементы административно-правового статуса федерального министерства

 

Основные элементы статуса федерального министерства заключаются:

    1. в координации и контроле деятельности находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств;
    2. во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, соответствующими органами  субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями;
    3. во взаимодействии с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в сфере деятельности министерства;
    4. в заключении в установленном порядке  государственных контрактов в целях обеспечения нужд министерства и проведения научно-исследовательских работ;
    5. в обобщении практики применения законодательства в сфере деятельности министерства;
    6. в организации приема граждан и рассмотрении устных и письменных обращений граждан;
    7. в защите сведений, составляющих государственную тайну;
    8. в организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников министерства;
    9. в осуществлении обязанности по ведению архивного дела.3

 

 

 

 

 

 

    1. Права (компетенция) федерального министерства

 

Федеральные министерства в установленной сфере деятельности осуществляют выработку государственной политики и обеспечивают ее реализацию, в том числе путем внесения проектов нормативных правовых актов в Правительство и издания нормативных правовых актов.

Под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

Федеральное министерство принимает нормативные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности министерства и подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства.

Виды принимаемых федеральным министерством актов устанавливаются федеральным законодательством.4

Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств (утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств; вносит в Правительство по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве; вносит в Правительство проекты нормативных актов, относящихся к определенной сфере деятельности и т.д.). 5

Кроме того, на министерство возложена координация деятельности государственных внебюджетных фондов. Так, координация деятельности Пенсионного Фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществляют Министерство здравоохранения и Министерство социального развития.

Министерство вправе:

Запрашивать и получать необходимую информацию; привлекать научные и иные организации для проработки соответствующих вопросов; осуществлять функции главного распорядителя  и получателя  средств федерального бюджета, предусмотренных на содержании министерства; создавать координационные и совещательные органы; учреждать печатные средства массовой информации для публикации правовых актов и иных официальных материалов; устанавливать знаки отличия и награждать ими сотрудников министерства и находящихся в его ведении органов.6 

Федеральное министерство для реализации своих функций имеет право:

  1. издавать правовые акты (приказы, инструкции, указания), в том числе совместно с другими федеральными министерствами в соответствии с законодательством РФ;
  2. разрабатывать проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, обеспечивать по поручению Правительства РФ необходимое сопровождение законопроектов, относящихся к соответствующей отрасли (сфере), в палатах Федерального Собрания, предоставлять в этих целях необходимую информацию;
  3. разрабатывать и утверждать нормативно-методические документы по вопросам, отнесенным к компетенции федерального министерства; 
    создавать научно-технические, научно-практические, экспертные, консультативные и информационно-аналитические органы, утверждать их состав и положения о них;
  4. разрабатывать в установленном порядке положения о находящихся в его ведении федеральных службах и федеральных агентствах; 
    назначать и освобождать от должности руководителей находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств; 
    создавать и координировать в установленном порядке деятельность государственных внебюджетных фондов;
  5. проводить ревизии и проверки находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, организовывать аудиторские проверки;
  6. контролировать исполнение законодательства РФ, поручений, даваемых находящимся в его ведении федеральным службам и федеральным агентствам, органам, предприятиям, учреждениям, организациям, в пределах компетенции федерального министерства;
  7. получать в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти, от органов исполнительной власти субъектов РФ, предприятий, учреждений, организаций статистические, бухгалтерские и иные данные, необходимые для выполнения возложенных на федеральное министерство целей.

Информация о работе Административно-правовой статус федерального министерства