Административно-правовой статус федерального министерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 19:03, контрольная работа

Описание работы

Актуальность. Система федеральных органов исполнительной власти, призванная осуществлять соответствующие функции государственной власти на территории Российской Федерации, представляет собой организованную на основе единых принципов, целей и задач совокупность государственных органов, наделенных государственно-властными полномочиями по осуществлению государственного управления.
Правовыми основами этой системы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», нормативные правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………..…………………………………………….…3
1. Законодательное (нормативное) определение федерального министерства……………………………………………………………………..5
2. Основные элементы административно-правового статуса федерального министерства……………………………………………………7
2.1Права (компетенция) федерального министерства….…………….. 8
2.2 Обязанности федерального министерства………………………….10
2.3 Запреты и ограничения федерального министерства……….……..11
2.4 Административная ответственность федерального министерства..12
Заключение……………………………………………………………….14
Библиографический список……………………………………………..17

Файлы: 1 файл

Административное право контрольная вариант 20.docx

— 45.29 Кб (Скачать файл)

 

    1. Обязанности федерального министерства

 

Федеральное министерство обязано:

  1. своевременно и качественно исполнять нормативные правовые акты и программные задания по обеспечению и удовлетворению общественных потребностей в продукции, товарах, услугах отрасли (сферы);
  2. обеспечивать динамичное развитие соответствующей отрасли (сферы) управления;
  3. обеспечивать слаженную и эффективную работу подразделений федерального министерства, находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, высокий уровень их государственной дисциплины.

 

    1. Запреты и ограничения федерального министерства

 

Федеральным министерствам запрещается:

  1. принимать нормативные правовые акты, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, законам Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации;
  2. осуществлять функции по надзору и контролю (кроме внутриведомственного контроля и контроля за находящимися в его ведении службами и агентствами), правоприменительные функции;
  3. осуществлять функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг, если иное не установлено указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

    1. Административная ответственность федерального министерства

 

Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения. Ответственность несут и субъекты, и объекты управления. Она связана с задачами, функциями, правами и обязанностями каждого из них. Применительно к федеральному министерству она тесно связана с компетенцией. Когда принимается решение, должно быть совершенно ясно, кто несет за него ответственность. И также должно быть ясно, кто несет ответственность, если назревшее решение не принимается или затягивается.

Административная ответственность - это предусмотренное административно-правовой нормой и примененное к виновному лицу государственно-принудительное воздействие за совершенное правонарушение, налагаемое компетентными органами или их представителями.

Анализ субъектов государственного управления свидетельствует о том, что не все из них могут одновременно выступать в качестве субъектов административной ответственности (например, в качестве таковых не могут выступать территориальные органы федеральных органов государственной власти, структурные подразделения государственных органов и др.).

Справедливости ради необходимо особенно отметить, что КоАП РФ использует понятие государственного органа, федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Например, некоторые диспозиции норм КоАП РФ предусматривают ответственность за:

«непредставление государственными органами... сведений и материалов» (ч. 2 ст. 5.3 КоАП РФ);

«участие органов государственной власти... в сборе подписей избирателей» (ст. 5.47 КоАП РФ);

заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации... недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет (ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ);

непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности (ст. 19.7 КоАП РФ).7

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В  рамках системы федеральных органов исполнительной власти главенствующая роль принадлежит министерствам. Министерства координируют деятельность служб и агентств. 

4 основных вида функций федеральных  министерств:

1.  Выработка государственной политики министерством. 

Министерство – центральный орган для выработки стратегии подведомственной ему сферы. Министерство ставит цели, определяет способы их достижения. На практике:

a.  Министерство готовит законодательную инициативу, основные и наиболее важные проекты Указов Президента, Постановления Правительства

b.  Определяет организационно-управленческий механизм реализации государственной власти в подведомственной сфере. 

c.  Министерство определяет, с помощью каких форм и методов деятельности будет осуществляться деятельность служб и агентств. 

2. Нормативно-правовое регулирование  министерством.

Сама по себе попытка ограничить нормотворческую компетенцию органа определенным его видом вполне логична. Каждый из 81 орган не может издавать нормативные акты. Министерства, уполномоченные издавать нормативные акты, определяются в Положениях о Министерствах,  а также вопросы, по которым могут принимать нормативные акты. Позиция МинЮст – если за органом полномочия по изданию определенного нормативного акта прямо не закреплено, то орган принять этот нормативный акт не может. Но напрямую эта позиция не откуда не следует. 

Группы полномочий по нормативному регулированию:  

    • акты, регулирующие порядок деятельности подведомственных служб и агентств или самого министерства, если министерство само наделено полномочием по осуществлению правоприменительной функции, а именно принятие административных регламентов и т.д.
    • нормативно-правовые акты, определяющие порядок жизнедеятельности населения в определенной сфере. – Правила, нормы, нормативы. СанПиН, тарифное регулирование и т.д. 
    • нормативные акты, посвященные организации системы органов исполнительной власти, подведомственных министерству. Утверждение положения о территориальных органах. 

Федеральные службы и агентства наделяются функциями по нормативному регулированию, если они не подведомственны министерствам. 

3.  Координация и контроль за подведомственными министерству федеральными службами и агентствами.

Сюда относятся:

    • утверждение основных показателей деятельности служб и агентств на очередной период (как правило год), планов и отчетов по их выполнению, 
    • назначение руководителей федеральных служб и агентств, подведомственных министерству. 
    • утверждение положения о территориальных органах подведомственных служб и агентств. 
    • отмена незаконных актов подведомственных служб и агентств. 
    • дача поручений и контроль за их исполнением
    • поощрение и привлечение к дисциплинарной ответственности тех, кого назначает министерство

4. Координация деятельности государственных  внебюджетных фондов. 

Федеральный министр вносит в Правительство предложение о назначении и освобождении от должности руководителя фонда, а также вносит в Правительство проекты ФЗ о бюджете и исполнении бюджета внебюджетного фонда. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Законы, нормативные правовые  акты и иные официальные документы

 

  1. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», «Российская газета», N 50, 12.03.2004.
  2. Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 N 30 (ред. от 06.09.2012) «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти», «Российская газета», N 12, 25.01.2005.

 

  1. Монографии, учебники, учебные пособия
  2. Министерства и ведомства: учеб. пособие / под. ред. А.Н. Козырина и Е.Н. Глушко. – М.: Норма, 2008. – 256 с.
  3. Административное право России: учебник / В.В. Альхименко, А.А. Выручаев, А.А. Гришковец и др.; отв. ред.  Н.Ю. Хаманева.  – М.: Проспект, 2001. – 368 с.
  4. Конин Н. М. Административное право России: учебник для бакалавров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2013. – 448 с.

 

  1. Статьи, научные публикации
  2. Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки.// Журнал российского права. – 2006. – № 11. – С. 3–13.

 

  1. Электронный ресурс
  2. В.П. Уманская. Административная ответственность в сфере государственного управления. [Электронный ресурс] / Режим доступа /  http://www.center-bereg.ru. Дата обращения 24.12.2013.

Задача

 

Определить момент и основания возникновения и прекращения правосубъектности, правоспособности и дееспособности федерального министерства.

Решение

 

Административная правоспособность представляет собой установленную законом возможность субъекта иметь права в сфере, регулируемой административным правом, вступать в различного рода административные правоотношения, приобретать права и нести обязанности.

В свою очередь, административная дееспособность - возможность и способность субъекта своими самостоятельными осмысленными действиями приобретать права, создавать и нести обязанности, а также нести ответственность за свои действия (в ряде случаев - и за бездействие). Иными словами, административная дееспособность означает возможность практической реализации административной правоспособности.

Административная правоспособность является проявлением общей правоспособности, т.е. установленной и охраняемой государством возможности данного субъекта вступать в различного рода правовые отношения. Для возникновения административно - правовых отношений такой предпосылкой является административная правоспособность, выражающаяся в определенной административно - правовыми нормами возможности данного субъекта приобретать административно - правовые обязанности и права и нести юридическую ответственность за их практическую реализацию в сфере государственного управления. Таким образом, каждый, кто наделен нормами административного права соответствующими правами и обязанностями в рассматриваемой сфере, является субъектом административного права. Характерным для них свойством является возможность быть участником конкретных административно - правовых отношений. Следовательно, говоря о субъектах административного права, необходимо иметь в виду прежде всего не их перечень, а основные позиции, характеризующие административно - правовой статус каждого из них.

Цель создания и деятельности федерального министерства, его задачи и предмет определяют объем правосубъектности федерального министерства

Момент возникновения правоспособности федерального министерства является момент создания федерального министерства, момент прекращения правоспособности федерального министерства – это момент прекращения его деятельности или упразднения.

Дееспособность федерального министерства возникает и может быть прекращена одновременно с правоспособностью федерального министерства.

 

1 Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки.// Журнал российского права. – 2006. – № 11. – С. 5.

 

2 Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", "Российская газета", N 50, 12.03.2004,  п. 3.

3  Конин Н. М. Административное право России: учебник для бакалавров. / Н.М. Конин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2013. – С. 83.

4 Постановление Правительства РФ от 19.01.2005  N 30 (ред. от 06.09.2012) «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»  «Российская газета», N 12, 25.01.2005, п.2.

5 Министерства и ведомства: учеб. пособие/ под. Ред. А.Н. Козырина и Е.Н. Глушко. – М.: Норма, 2008. – С. 75.

6 Административное право России: учебник/ В.В. Альхименко, А.А. Выручаев, А.А. Гришковец и др.; отв. ред.  Н.Ю. Хаманева.  – М.: Проспект, 2001. – С. 72.

7 В.П. Уманская. Административная ответственность в сфере государственного управления. [Электронный ресурс] / Режим доступа /  http://www.center-bereg.ru. Дата обращения 24.12.2013.

Информация о работе Административно-правовой статус федерального министерства