Административно-правовая деятельность МОБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы, ее важность в современной жизни безусловно не вызывает сомнений. Наша жизнь целиком и полностью связана с деятельностью милиции, особенно с милицией общественной безопасности (далее МОБ) которая призвана защищать жизнь, здоровье, права, свободы и законные интересы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. В связи с этим любому гражданину необходимо знать административно правовые основы деятельности МОБ. Эти знания помогут нам в будущем, во время службы.
Цель дипломной работы – комплексное структурно-логическое исследование основных направлений организации деятельности милиции общественной безопасности.

Содержание работы

Введение......................................................................................................................... 3

Ι. Правовое положение милиции общественной безопасности
1.1 Правовой статус милиции общественной безопасности......................................6
1.2 Нормативные правовые акты о милиции общественной безопасности............10

ΙΙ. Структура милиции общественной безопасности
2.1 Организация деятельности милиции общественной безопасности................... 22
2.2 Подразделения, входящие в милицию общественной безопасности.................30

III. Административно-правовая деятельность милиции общественной безопасности
3.1 Функции и формы административной деятельности милиции........................ 37
3.2 Методы административной деятельности милиции. Убеждение и принуждение.................................................................................................................43
3.3 Меры административного предупреждения, пресечения и процессуального обеспечения, применяемые милицией......................................................................46
3.4 Административные взыскания, налагаемые работниками милиции...............49

Заключение..................................................................................................................51

Список использованной литературы........................................................................54

Файлы: 1 файл

Административно-правовая деятельность МОБ исп.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

Этот нормативный акт - первый опыт законодательного решения вопросов правоохранительной деятельности государства, взявшего на себя обязанность следовать общедемократическим принципам. В силу данного, а также ряда других обстоятельств к настоящему времени в Закон о милиции внесен ряд изменений и дополнений, усовершенствовавших статус милиции, о чем упоминалось в предисловии. Вместе с тем кардинальных изменений в целом он не претерпел. Поправки к Закону о милиции по большей части развивают, углубляют, конкретизируют и уточняют идеи, изначально лежавшие в его основе. Думается, потенциал обновленного Закона о милиции вполне достаточен для того, чтобы отечественная милиция заняла в системе институтов общества и государства достойное место.

Важной составной частью правовой основы деятельности милиции являются федеральные законы. Одни из них (полностью или частично) регулируют ее деятельность прямо, другие косвенно, определяя рамки такой деятельности. К числу первых можно отнести:

Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. "О чрезвычайном положении";

Федеральные законы:

от 20 апреля 1995 г. "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов";

от 15 июля 1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений");

от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности";

от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения";

от 13 декабря 1996 г. "Об оружии";

от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах";

от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране".

от 24 июня 1999 г. "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

от 25 июля 2002 г. "О противодействии экстремистской деятельности" и др.

от 5 марта 1992 г. "О безопасности"[5];

Среди федеральных законодательных актов, регламентирующих деятельность МОБ косвенно, следует назвать Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ), определяющий основания и меры уголовной ответственности граждан, Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), предусматривающий, в частности, гражданско-правовой статус физических и юридических лиц, способы защиты гражданских прав, Федеральный закон от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации"[6], который в числе прочего возлагает на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров координацию деятельности по борьбе с преступностью органов внутренних дел, других правоохранительных органов, и многочисленный ряд иных федеральных законов.

Также одним из элементов правовой основы деятельности милиции общественной безопасности являются иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Это собирательное понятие включает в себя:

а) Указы Президента Российской Федерации;

б) постановления Правительства Российской Федерации;

в) приказы, положения, наставления, инструкции, правила, уставы и иные нормативные правовые акты МВД России;

г) акты (постановления, заключения и определения) Конституционного Суда Российской Федерации;

д) акты (постановления, решения, определения) Верховного Суда Российской Федерации.

К числу актов, указанных в пункте "а", относятся Указы Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения"[7], от 6 октября 1998 г. N 1199 "Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции"[8], и многие другие.

Среди правительственных постановлений, касающихся деятельности милиции, следует упомянуть, в частности, постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 589 "Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации", постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения"[9], постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию"[10], от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", от 15 декабря 1999 г. N 1396 "Об утверждении правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений", от 7 декабря 2000 г. N 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности" и ряд других.

"Правила подготовки нормативных актов в центральном аппарате МВД России"[11], дают исчерпывающий перечень видов нормативных правовых актов МВД России, воспроизводят те из них, которые указаны в Положении о МВД России, и дополняют их таким видом актов, как директива.

Директива содержит нормативное предписание ориентирующего характера, определяющее перспективы развития системы МВД России, а также основные направления ее деятельности. Приказ издается по наиболее важным вопросам функционирования системы МВД России, включая создание, реорганизацию, ликвидацию органов и учреждений, входящих в систему органов внутренних дел, внутренних войск МВД России, а также структурных подразделений МВД России, определение их задач и функций, правовое регулирование различных направлений служебной деятельности, прохождения службы.

Положения и наставления регулируют деятельность конкретных подсистем органов внутренних дел или внутренних войск. В положении систематизировано определяются порядок образования, полномочия, организация работы и порядок действий органов и учреждений, их структурных подразделений. В наставлении излагаются нормы и порядок действия конкретных подсистем (органов) в той или иной ситуации. Например наставление по организации деятельности строевых подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел [12]

Инструкции, правила и уставы регулируют основные виды (формы) оперативно-служебной деятельности и работу конкретных категорий сотрудников. Инструкция содержит нормы, устанавливающие: кем, в каком порядке и какими способами и методами должен осуществляться тот или иной вид деятельности. Правила устанавливают порядок осуществления отдельного вида деятельности. Устав является кодифицированным нормативным актом (сводом правил), содержащим систематизированное изложение норм, регламентирующих тот или иной вид деятельности либо правовой статус хозяйствующих субъектов, относящихся к системе МВД России, например устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности.[13]

В качестве примера нормативных правовых актов МВД России можно привести приказ МВД России от 1 июля 1998 г. N 329 "О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России", установивший, в частности, исчерпывающий перечень оснований остановки транспортных средств сотрудниками милиции, приказ МВД России от 15 марта 1999 г. N 190 "Об организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств"[14], утвердивший, в частности, "Правила проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", приказ МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации", приказ от 21 июня 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации ", утвердивший "Инструкцию по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", приказ МВД России от 20 апреля 1999 г. N 297 "Об утверждении Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации"[15], приказ МВД России от 8 июня 1999 г. N 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации"[16], утвердивший наставление по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и т.д.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации"[17] установил, что решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Поскольку Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента и Правительства Российской Федерации, дает толкование Конституции Российской Федерации, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, а акты или их отдельные положения, признанные этим судом неконституционными, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 125) утрачивают силу, нельзя не признать, что решения Конституционного Суда Российской Федерации имеют несомненный нормативно-правовой характер и являются составной частью правовой основы деятельности милиции общественной безопасности.

Данный правовой акт, как и иные акты Конституционного Суда Российской Федерации, непосредственно регулирует практическую деятельность милиции общественной безопасности.

В соответствии со ст. 126 Конституции Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Подобные разъяснения содержатся в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Они представляют собой правовые предписания, существенно конкретизирующие, уточняющие положения законов, президентских и правительственных нормативных актов. Так, непосредственное отношение к деятельности МОБ имеют п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", согласно которому "отсутствие прописки либо регистрации, заменившей институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на жилище"; п. 7 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами", определяющий уголовно- и административно-наказуемое их хранение как "любые умышленные действия, связанные с фактическим нахождением наркотических средств или психотропных веществ во владении виновного (при себе, если это не связано с их перевозкой, в помещении, в тайнике и в других местах)", и др.

Согласно ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) гражданин и организация вправе обжаловать в суд нормативные правовые акты государственных органов (за исключением тех, проверка которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации), в том числе указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты МВД России, если считает, что ими нарушены их права или свободы. Если суд признает жалобу обоснованной, он своим решением обязывает соответствующий государственный орган устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина. Для устранения допущенных нарушений закона решение суда по жалобе направляется руководителю государственного органа, акт которого был обжалован. С момента вступления в законную силу решения суда о признании акта либо отдельной его части недействующими этот акт либо его отдельная часть считаются недействующими[18].

Таким образом, суды общей юрисдикции, несомненно, участвуют в формировании правовой основы деятельности милиции общественной безопасности, если иметь в виду прежде всего результаты рассмотрения ими жалоб граждан на подзаконные акты, относящиеся к сфере такой деятельности. Поскольку же позиция разных судов по одному и тому же вопросу может быть различной, а их решения могут быть обжалованы в вышестоящие судебные инстанции, главенствующую роль здесь играет, конечно, Верховный Суд Российской Федерации как высший судебный орган по делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Так, например, решением Верховного Суда Российской Федерации от 13 марта 1998 г. признан незаконным (недействительным) п. 41 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 831, в части того, что выдача водительского удостоверения взамен утраченного (похищенного) производится после сдачи заявителем экзаменов.[19]

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 июля 1998 г. N ГКПИ 98-230 признаны незаконными (недействительными), в частности, пп. 3, 6.1, 6.2, 12 и 16.3 Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 23 октября 1995 г. N 393 (в редакции приказа МВД России от 15 сентября 1997 г. N 600), и т.д.

По решению государственного органа, издавшего нормативный акт, признанный в судебном порядке полностью или частично незаконным, последний утрачивает силу либо в него вносятся соответствующие изменения и дополнения.

Информация о работе Административно-правовая деятельность МОБ