Административное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 23:03, контрольная работа

Описание работы

Задача.

Главный санитарный врач района закрыл продовольственный магазин за антисанитарное состояние и наложил штраф на директора в размере 2 базовых величин.

Обосновать нормами права, какие меры административного принуждения были применены санитарным врачом, их законность.

Содержание работы

1.Механизм административно-правового регулирования (понятие, элементы).
2.Понятие административно-правовой нормы, ее специфика, структура, виды. Реализация административно-правовых норм.
3.Понятие и особенности административно-правовых отношений. Виды административно-правовых отношений.

Файлы: 1 файл

контрольная готовая.docx

— 36.66 Кб (Скачать файл)

Норма административного  права, как и любая иная, имеет  свою структуру и включает в себя следующие элементы:

Гипотеза – указывает  на условия, при наличии которых применяется соответствующее правило поведения. Она может быть абсолютно определенной и относительно определенной. Абсолютно определенная гипотеза содержит конкретные фактические условия, при которых норма права реализуется (например, постановление о наложении штрафа не подлежит исполнению, если оно в течение трех месяцев со дня его вынесения не было обращено к исполнению). В относительно определенной гипотезе содержится лишь общая характеристика условий, при которых норма может быть реализована. Административно-правовые нормы чаще всего имеют относительно определенную гипотезу.

Диспозиция – правило  поведения, предусматриваемое нормой. Она определяет права и обязанности субъектов права, устанавливает возможные  и должные варианты их поведения.

Санкция – предусматривает  последствия нарушения правовой норм, вид и меру юридической ответственности  для нарушителя ее предписаний. Характерная  особенность административно-правовых санкций состоит, в том, что многие административно-правовые нормы непосредственно  в своей структуре таких санкций  не содержат. В этом случае санкция  помещена в другом акте, в зависимости  от того, какая устанавливается ответственность (дисциплинарная, административная или  уголовная). Другая особенность административно-правовых санкций состоит в том, что  их сравнительно много.

Административно-правовые нормы  различны как по своей направленности, так и по содержанию. Поэтому их можно классифицировать по нескольким критериям:

- по целевому назначению  – их можно разделить на  нормы положительного регулирования  и правоохранительные.

Нормами положительного регулирования  являются те, которые определяют статус органов государственного управления, государственных служащих и т.п. Они направлены на регулирование  правомерного поведения, формулируют  положительные веления, т.е. устанавливают  определенные права и обязанности  и не содержат санкций.

- по методу воздействия  (обязывающие, запрещающие,  уполномачивающие, рекомендательные, дефинитивные);

- по юридической силе  (конституционные, нормы президентских  правовых актов, нормы законов,  нормы органов государственного  управления);

- по адресатам ( регулирующие  правовой статус государственных  организаций; регулирующие правовой  статус работников государственных  организаций; определяющие правовой  статус органов местного управления; определяющие правовой статус  граждан в сфере управления).

По адресатам нормы  можно также разделить на общие, относящиеся ко всем гражданам или  ко всем органам (организациям), должностным  лицам (юридическим лицам), и специальные, касающиеся четко ограниченного  круга адресатов, например, военнослужащих, работников органов внутренних дел, органов здравоохранения, или конкретного субъекта права, какого-либо местного исполнительного комитета.

- по содержанию делят  на материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы закрепляют права и обязанности, ответственность, конкретных участников управленческих общественных отношений. В этих нормах находит отражение  правовой статус, структура и компетенция  названных субъектов.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют порядок (процедуру) реализации норм материального права. Они производны от материальных норм и действительно определяют динамику деятельности органов государственного управления, порядок практической реализации прав, обязанностей и ответственности, установленных для участников управленческих отношений материальными нормами. Материальные нормы указывают, что  следует делать субъектам управленческих отношений для реального осуществления  своих прав и обязанностей. Процессуальные нормы указывают, каким образом, в каком порядке реализуются названные права, обязанности и ответственность.

- по действию в пространстве:

а) нормы общего действия распространяются на всю территорию республики;

б) нормы местного действия распространяют свою силу на определенную административно-территориальную единицу  или действуют в пределах одного учреждения, организации;

в) нормы межтерриториального  масштаба действия – это такие  правила, которые распространяют свое влияние на соответствующую территорию независимо от административно-территориальных  единиц или на две или более  области, города, района, поселка, сельсовета.

- по действию во времени:

а) постоянного действия – это правила, не ограниченные какими-либо сроками  появления. Они действуют  до их официального изменения или  отмены. По общему правилу нормы  не ограничены определенными сроками  действия.

б) нормы временного действия – прекращает действие автоматически, когда наступает заранее установленная дата, если ее не отменяют досрочно.

Реализация норм административного  права означает практическое претворение  в жизнь их предписаний, воли государственного органа. Она проявляется в поведении  людей (организаций), в практической их деятельности, в их поступках. Форма  реализации норм права зависит от специфики общественных отношений, регулируемых нормами; от содержания правовой нормы; от характера поведения субъектов, реализующих правовую норму, и их взаимоотношений: от формы внешнего правомерного поведения.

По характеру действий субъектов административного права, степени их активности и направленности выделяют:

Соблюдение как форма  реализации норм административного  права имеет место тогда, когда  субъекты воздерживаются от совершения действий, закрепленных нормами. Это  пассивная форма поведения субъектов в сфере государственного управления, они не вступают в конкретные административно-правовые отношения. В этой форме реализуются запрещающие нормы.

Исполнение – заключается  в активных действиях субъектов, они исполняют возложенные на них юридические обязанности. От качества, объема и уровня исполнения зависит реальность административно0правовых норм и устанавливаемого ими правового режима в сфере государственного управления.

Использование – состоит  в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые  связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления. Путем  использования реализуются управомочивающие нормы.

Эти три формы реализации административно-правовых норм, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формой непосредственной реализации права.

В таких формах реализуются  многие нормы права, но не все.  Есть немало случаев, когда для обеспечения  полной реализации норм требуется вмешетельство в этот процесс компетентных органов (должностных лиц), наделенных государственно-властными полномочиями. Поэтому важной формой реализации административно-правовых норм является применение.

Применение норм административного  права – это деятельность компетентных органов по изданию индивидуальных правовых актов в рамках, предусмотренных нормами. Применение – это своего рода исполнение и использование, но оно реализуется в иной форме и может осуществляться лишь субъектами, обладающими специальными властными полномочиями, т.е. соответствующими государственными органами, должностными лицами, представителями власти или иными уполномоченными субъектами. Таким органами могут быть не только органы государственного управления, но и суды, прокуратура.

3. Понятие и особенности административно-правовых отношений. Виды административно-правовых отношений.

 

В обществе возникают, существуют и прекращают свое действие различные правовые отношения, связанные с реализацией конституционных, гражданских, хозяйственно-правовых, семейных и иных прав. Значительная часть этих отношений связывается с реализацией требований норм административного права.

Административно-правовые нормы, оказывая регулирующее воздействие  на общественные отношения в сфере  государственного управления, придают  им правовой характер.

Административно-правовое отношение  – есть урегулированное нормой административного  права общественное отношение управленческого  характера, в котором стороны  выступают носителями взаимных юридических  обязанностей и прав, установленных  и обеспеченных указанной нормой.

Правоотношение возникает  непосредственно в конкретном случае между конкретными субъектами, как  правило, в процессе применения административно-правовых норм, т.е. как следствие издания  полномочным органом государственного управления индивидуального акта.

Административно-правовая норма  является основой возникновения  административно-правовых отношений, т.к. она в общей форме предусматривает, что данное общественное отношение при соответствующих условиях и при наличии соответствующих субъектов становится административно-правовым.

В административно-правовом отношении, как и во всех других правоотношениях, урегулированных нормами права, одна из сторон обладает правом требовать  от другой стороны поведения, предусмотренного административно-правовой нормой (корреспонденция  прав и обязанностей).

Нормы устанавливают для  одной стороны вид и меру возможного поведения, а для другой – вид  и меру должного поведения.

Административно-правовые отношения  обладают всеми признаками правового  отношения. Однако специфическая область  их возникновения – сфера государственного управления – определяет ряд присущих им признаков, особенностей.

Особенности административно-правовых отношений:

- они складываются непосредственно  в связи с осуществлением органами  государственного управления задач  исполнительно-распорядительной деятельности;

- их участниками могут  быть разнообразные субъекты: органы  государственного управления, предприятия,  учреждения, граждане, чьи интересы  связаны с осуществлением исполнительно-распорядительной  деятельности;

- обязательным субъектом  должен быть орган государственного  управления;

- невозможность их возникновения  без участия органа государственного  управления (должностного лица) или  в определенных законом случаях  общественной организации, наделенной  внешневластными полномочиями;

- органа государственного  управления или должностное лицо  действует властно, распоряжаясь, т.е. реализуя принадлежащие ему  полномочия государственно-властного  характера;

- они могут возникать  по инициативе любой из сторон, но согласие другой стороны  не является обязательным условием  их возникновения; в тех случаях,  когда такое согласие требуется,  оно играет роль фактора, предшествующего  возникновения административно-правового  отношения, не имеющего, однако, правообразующего  значения, т.е. оно превращается  тем самым в самостоятельный  юридический факт (договор).

Большая часть административно-правовых отношений возникает по схеме  «власть - подчинение», когда вышестоящий  орган в норме или правоприменительном  акте моделирует поведение нижестоящего, учитывая его возможности, характер деятельности, компетенцию и другие факторы.

Разнообразие форм административно-правовых отношений позволяет разделить  их на несколько групп:

1. В зависимости от  целей, определенных содержанием  административно-правовой нормы:

- регулятивные;

- охранительные (деликтные).

2. По составу участников:

  - внутренние – связанные с системно-организационной деятельностью административного органа в сфере реализации им государственно-значимых функций. Субъекты административно-правовых отношений являются частью системы единого административного органа, но обладают, как правило, различным административно-правовым статусом (начальник-подчиненный).

- внешние – связанные  с осуществлением административным  органом государственно-властных  полномочий в рамках своей  компетенции.  Субъект  взаимодействует  с неподчиненными ему гражданами, негосударственными организациями,  государственными предприятиями,  учреждениями.

В качестве предмета субъективных прав и обязанностей участников административно-правовых отношений могут выступать:

- материальные ценности;

- продукты духовного творчества;

- действие (бездействие), то  есть поведение человека;

- личные нематериальные  блага (здоровье, достоинство).

Основанием для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты, т.е. такие явления, с которыми государство посредством норм права связывает возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.

Юридические факты бывают как волевые (возникающие в результате проявления воли людей), так и не волевые (независимые от воли людей).

К волевым правомерным  актам относятся акты органов  государства.

Информация о работе Административное право