Административное право России в таблицах и схемах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 01:36, курс лекций

Описание работы

Административное право регулирует отношения во всех сферах общественных отношений — в экономике, в социально-культурной сфере и в сфере административно-политического строительства, определяя систему и структуру органов, задействованных в этих отношениях. Административное право устанавливает многие правила поведения граждан, должностных лиц, организаций (например, правила поведения в сфере дорожного движения, санитарно-эпидемиологического благополучия, торговли и т.д.). За нарушение указанных правил нормами административного права устанавливается ответственность, определяется порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, порядок обжалования принятых по этим делам решений и т.п

Содержание работы

ЧАСТЬ I. Основные институты административного права
Глава 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, КАК НАУКА И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Глава 4. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 5. ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ
Глава 7. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 8. ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, ТОВАРИЩЕСТВА, ОБЩЕСТВА, ФОНДЫ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 9. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 10. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Глава 11. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 12. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 13. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Глава 14. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ
Глава 15. ЗАКОННОСТЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 16. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
Глава 17. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
ЧАСТЬ II. Организация государственного управления
Глава 18. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ
Глава 19. УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ
Глава 20. УПРАВЛЕНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Глава 21. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО И КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Административное право России в таблицах и схемах_Головистикова А.Н._2006 -320с.doc

— 3.51 Мб (Скачать файл)

1 К должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категорий «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

2 С гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет. При этом замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им возраста 65 лет (предельный возраст пребывания на гражданской службе) не допускается.

3 Ограничения, связанные с замещением военной службы и службы в правоохранительных органах, аналогичны приведенным.

4 Данные вопросы регулируются Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № ИЗ «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим».

5 Лишение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания возможно только по решению суда.

6 Решение вопроса о присвоении классного чина гражданской службы гражданскому служащему по замещаемой должности гражданской службы производится на основании квалификационного экзамена.

Глава 7. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

1. Понятие и функции местного  самоуправления

Понятие и функции местного самоуправления

Понятие

Местное самоуправление в Российской Федерации - это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций.

Функции местного самоуправления

  • обеспечивает участие населения в самостоятельном решении местных вопросов;
  • обеспечивает социально-экономическое развитие соответствующей территории;
  • управляет муниципальной собственностью;
  • обеспечивает потребности населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других важных услугах;
  • осуществляет защиту интересов и прав местного самоуправления; обеспечивает охрану общественного порядка, реализацию законов, поддержание правопорядка на территории муниципального образования.

2. Принципы местного самоуправления: понятие, назначение и виды

Принципы местного самоуправления: понятие, назначение и виды

Понятие

Обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых ими органов, самостоятельно осуществляющих управление делами.

Назначение

В рамках этих принципов осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Виды

Общие (воздействуют на все сферы местного самоуправления)

  • верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов;
  • самостоятельность решения населением вопросов местного значения;
  • организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;
  • соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;
  • ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
  • многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;
  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  • законность в организации и деятельности местного самоуправления;
  • гласность деятельности местного самоуправления;
  • коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;
  • государственная гарантия и поддержка местного самоуправления.

Специальные (относятся к отдельным сферам местного самоуправления)

  • принцип компенсации увеличения расходов или уменьшения доходов органов местного самоуправления, возникших в результате решений органов государственной власти;
  • принцип получения органами местного самоуправления платы за пользование на их территории природными ресурсами и др.

3. Основы местного самоуправления

Основы местного самоуправления1

1. Конституционно-правовые основы2

Конституция РФ устанавливает право населения самостоятельно решать вопросы местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а также право самостоятельно осуществлять управление местными делами путем прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130). Эта норма, по существу, развивает положение о местном самоуправлении как одной из форм народовластия (ч. 2 ст. 3) и основ конституционного строя (ст. 12). Рассматривая население как субъект местного самоуправления, Конституция РФ гарантирует каждому жителю муниципального образования равные права независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущества и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям (ст. 19). Гражданам предоставляется право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления и участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32). На органы местного самоуправления возлагается конституционная обязанность обеспечить каждому возможность знакомиться с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24), устанавливается право личного обращения и направления индивидуальных или коллективных обращений в органы местного самоуправления (ст. 33). В части 1 ст. 130 Конституции РФ сформулировано поле деятельности местного самоуправления — «вопросы местного значения». В их перечень Конституция РФ включила строительство и распределение жилья, указав на обязанности муниципальной власти поощрять жилищное строительство, создавать условия для реализации права граждан на жилье, а малоимущим гражданам предоставлять бесплатно или за доступную цену жилье из муниципального фонда (ст. 40)3. В сфере муниципального здравоохранения к вопросам местного значения отнесено оказание бесплатной медицинской помощи за счет средств местного бюджета, страховых взносов и иных поступлений (ст. 41). Гарантируется общедоступное, бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в муниципальных образовательных учреждениях (ст. 43). Определяя территориальные основы местного самоуправления, Конституция РФ предусматривает его осуществление в городских, сельских поселениях и на других территориях, а изменение границ муниципальных образований допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (ст. 131).

Конституция РФ устанавливает право местного самоуправления управлять муниципальной собственностью, утверждать и исполнять свой бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, решать иные вопросы местного значения и осуществлять отдельные государственные полномочия (ст. 132).

Важное место занимают конституционные гарантии самостоятельности местного самоуправления. В соответствии с Конституцией РФ местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, или запрета на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами (ст. 133). Эта норма согласуется с характеристикой Российской Федерации как демократического правового государства (ч. 1 ст. 1), а также признанием права граждан на самоуправление непосредственно действующим и обеспечиваемым правосудием (ст. 18). Конституция РФ не включает местное самоуправление в число субъектов, имеющих право непосредственного обращения в Конституционный Суд РФ, однако она создает предпосылки защиты законных интересов муниципалитетов при рассмотрении в конкретном деле вопросов, затрагивающих права и обязанности органов и должностных лиц местного самоуправления (ч. 2 ст. 125).

2. Социальные основы

Основополагающие принципы, закрепляющие права и свободы человека в качестве высшей ценности, которые должны определять смысл, содержание и деятельность местного самоуправления.

3. Территориальные основы

Совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих социальную политику местного самоуправления, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

4. Организационные основы

Совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих осуществление власти населением непосредственно через органы местного самоуправления, порядок образования органов местного самоуправления, формы и принципы их деятельности.

5. Идеологические основы

Совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих идеологическое и политическое многообразие в местных сообществах, политические права и свободы человека и гражданина.

6. Финансово-экономические основы

Совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих формирование и использование муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов.


 

4. Органы местного самоуправления: понятие и виды

Органы местного самоуправления: понятие и виды

Система органов местного самоуправления

Совокупность негосударственных, имеющих статус самостоятельных представительных и исполнительных органов, через которые на данной территории осуществляются функции и полномочия местного самоуправления, образуемых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

1. Представительный орган местного  самоуправления

Понятие

Выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Состав и порядок формирования

Состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Численность

Определяется уставом муниципального образования4. Представительные органы в районах республики, области (края), в городах республиканского, областного (краевого) значения могут именоваться районными (городскими) собраниями, земскими собраниями, думами и др.; в поселке, сельсовете — советом и т.д.5

Порядок деятельности и компетенция

Работает на непостоянной основе и созывается на свои заседания соответствующим главой местного самоуправления (главой администрации). Утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении, устанавливает местные налоги и сборы, утверждает программу развития территорий, принимает положения (уставы) о местном самоуправлении, осуществляет контроль над деятельностью главы администрации.

Порядок роспуска

Распускается законом субъекта Федерации либо федеральным законом. Если в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в силу нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления (или отдельные его положения) остается не отмененным, а представительный орган власти субъекта Федерации письменное предупреждение не выносит, Президент РФ вправе внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске представительного органа местного самоуправления6.

2. Исполнительный орган местного  самоуправления

Состав и порядок формирования

Формируется представительным органом местного самоуправления и подотчетен ему, осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность (исполнительную власть) в границах муниципального образования.

Порядок деятельности и компетенция

Подотчетен соответствующему представительному органу местного самоуправления и формируется ее главой, который возглавляет администрацию на принципах единоначалия.

3. Глава местного самоуправления (муниципального образования)

Понятие

Выборное должностное лицо, организующее деятельность органа местного самоуправления по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Порядок избрания

Избирается сроком на четыре года гражданами, проживающими на территории муниципального образования, и наделяется компетенцией в соответствии с уставом, непосредственно подотчетен населению и представительному органу местного самоуправления.

Компетенция

Возглавляет представительный орган и местную администрацию, формирует исполнительные органы, руководит работой представительного органа, осуществляет непосредственно или через администрацию исполнительно-распорядительные функции местного самоуправления.

Порядок отрешения от должности

Может быть отрешен от своей должности из-за бездействия по отношению к отмене принятого им нормативного правового акта, если этот акт или отдельные его положения признаны судом противоречащими Конституции РФ, федеральным законам, законодательству субъекта Федерации или уставу муниципального образования и при этом повлекли признанные судом нарушения прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда.

В этом случае он обязан:

  • в установленные законом сроки отменить неконституционный акт (или отдельные его положения)7;
  • опубликовать информацию о решении суда в течение десяти дней со дня вступления решения в силу.

1 Основы местного самоуправления — это совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих наиболее основополагающие отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления на всей территории Российской Федерации, в соответствии с которыми должны находиться все другие муниципально-правовые нормы нормативных правовых актов. Основы местного самоуправления подчиняют себе логически и юридически все его институты и издаваемые в их развитие законы и нормативные правовые акты.

2 Конституционно-правовые основы — это основополагающие принципы, закрепляющие права и свободы человека в качестве высшей ценности, которые должны определять смысл, содержание и деятельность местного самоуправления.

3 Поскольку правовое регулирование сферы местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, следует учитывать, что перечень вопросов, отнесенных к полномочиям местного самоуправления, может осуществляться законодательством субъектов Федерации (п. «н» ст. 72 Конституции РФ).

4 Заседания правомочны при участии не менее двух третей от установленного числа депутатов. Решения принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов.

5 В некоторых субъектах Федерации в сельсоветах с численностью от 1 до 2 тыс. человек функции представительного органа местного самоуправления может осуществлять собрание старост населенных пунктов сельсовета, избираемых населением.

6 Одновременно с роспуском представительного органа местного самоуправления законом субъекта Федерации либо федеральным законом назначаются новые выборы.

7 Если глава муниципального образования не отменяет акт, закон обязывает высшее должностное лицо субъекта Федерации письменно предупредить главу муниципального образования о возможности его отрешения от должности. Если в течение месяца со дня вынесения письменного предупреждения глава муниципального образования не исполняет судебное решение об отмене акта, он подлежит отрешению от должности.

Глава 8. ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, ТОВАРИЩЕСТВА, ОБЩЕСТВА, ФОНДЫ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

1. Понятие и виды организаций

Понятие и виды организаций

Организация

Понятие

Организация — это коллектив работников разной численности, возглавляемый органом управления и имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество.

Органы управления

  • единоличные (руководитель, директор, ректор);
  • коллегиальные (совет директоров, правление);
  • временные (временный управляющий).

Основы деятельности

  • во внешних административно-правовых отношениях с органами исполнительной власти организации действуют как объекты управления;
  • нормы права, устанавливающие административно-правовой статус организации, содержатся в нормах различных отраслей права (например, в Гражданском кодексе РФ, федеральных законах от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (с изм. и доп.) и от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп.).

Руководитель

Статус руководителей определяется локальными нормами (задачи, функции, права, обязанности и виды ответственности органов управления (администрации) определяются в положениях об этих организациях, в них устанавливаются также различные виды поощрений работников).

Виды организаций

По целям деятельности

Коммерческие

  • организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;
  • коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  • в целях координации своей предпринимательской деятельности и защиты имущественных интересов организации могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Некоммерческие

  • не стремятся к извлечению прибыли в качестве основной цели их деятельности и не распределяют полученную прибыль между ее участниками;
  • образуются в форме потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов и др. формах;
  • могут осуществлять предпринимательскую деятельность, если это необходимо для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствуют целям.

По роду деятельности

Предприятие

Предприятие — это хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие может создаваться государственными органами, органами местного самоуправления, учредителями (участниками), собственниками имущества либо органами, уполномоченными собственниками имущества. Предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации и действует на основании учредительных документов. Предприятие может создаваться в таких организационно-правовых формах, как полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие.

Учреждение

Учреждение — это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или административно-политических функций, осуществляющая управленческие функции.

По видам собственности

Государственные

Учредительным документом государственного и муниципального предприятия является устав, который утверждается учредителем предприятия.

Негосударственные

Действуют на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

Информация о работе Административное право России в таблицах и схемах