Административное право. Административные правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 14:10, реферат

Описание работы

Административное право призвано регулировать особую разновидность общественных отношений, главным признаком которых является то, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти.

Содержание работы

Введение 1
Предмет административного права 2-3
Субъекты административного права 4
Система административного права 5
Источники административного права, их классификация 6
Место административного права в системе РФ 7-8
Административные правоотношения 9-22
Заключение 23

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по праву.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

  Под системой правового воздействия вообще следует понимать определенный юридический режим регулятивного воздействия, который характеризуется специфическими приемами правового регулирования - особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, распространяющихся на данную совокупность норм.  

  Административное  право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений, начиная от правил дорожного движения и заканчивая сферой международных отношений.

  Система административного  права делится  на общую и особенную  части.

  Общая часть включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах определенных сфер управления (образование, охрана общественного порядка и т.п.). Каждая из частей включает в себя несколько административных институтов (подотраслей).

  В общую часть входят четыре подотрасли:

  1) регулирующие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права);

  2) регулирующие основы организации  и деятельности исполнительной  власти;

  3) регулирующие административно-правовые статусы негосударственных организаций;

  4) обеспечивающие законность управления.

  В четырех подотраслях особенной части объединены  нормы, регулирующие:

  1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность;

  2) организационно-хозяйственную деятельность  государственной администрации; 

  3) социально-культурную деятельность государственной администрации;

  4) деятельность государственной администрации  по организации политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  4. Источники административного права, их классификация   

  Особенностью  отрасли административного права  является разнообразие и множество источников его юридических норм. Это объясняется самим предметом отрасли: разнообразием и большим числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью децентрализации исполнительной власти. 

  Важнейшими  источниками административного права являются законы (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и законы субъектов РФ) и подзаконные акты  - нормативно-правовые акты самой различной субординации, конкретизирующие законы.

  Различают как чисто административные правовые источники, так и “смешанные” - многоотраслевые, в которых одновременно присутствуют нормы различных отраслей права (например, административного и гражданского, административного и уголовного и т.п.).

  В зависимости от того, кем приняты  те или иные законодательные и  нормативно-правовые акты, т.е. - по юридической силе источники административного права можно разделить на несколько типов:

  1. законы РФ и ее субъектов, акты государственной администрации (и соответствующих органов субъектов РФ) -  указы, распоряжения Президента, постановления и распоряжения правительства, министерств и ведомств; глав администраций, руководителей государственных органов, комитетов, командиров воинских частей;

  2. Акты органов бывшего СССР, не утратившие своей актуальности в силу правопреемственности в тех случаях, если еще не приняты соответствующие нормативные акты РФ и если они не противоречат российскому законодательству;

  3. Международные акты: в соответствии с Конституцией РФ “общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации”. Международными актами регулируются, например, некоторые вопросы безвизового пересечения границ, таможенного контроля, дорожного движения и др.

  В целом же, по мнению отечественных  юристов, административное право относится  к числу самых несистематизированных  отраслей правовой системы Российской Федерации. Во многом это обуславливается многопрофильностью системы административного права. Однако, многообразие административно-правовых норм и источников административного права остро ставит проблему его систематизации и кодификации. Именно поэтому на страницах современных периодических изданий юридического профиля активно обсуждается вопрос о том, какое  именно законодательное оформление должна получить в будущем система российского административного права.  
 
 
 
 
 
 
 
 

  5. Место административного права в правовой системе Российской Федерации.

  Административное  право, сохраняя свою специфику, выраженную в его предмете и методе, тесно взаимодействует с другими отраслями российского права. Характеризуя это взаимодействие, необходимо иметь в виду, что административное право охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни. Это, как уже отмечалось выше, предопределяется многообразием практического применения действующего в Российской Федерации механизма исполнительной власти.

  Административное право играет в правовой системе РФ вспомогательную, служебную роль, в отличие, например,  от таких наиболее самостоятельных отраслей права, как гражданское, уголовное, международное, конституционное. Служебная роль административного права определяется целым рядом как внешних обстоятельств, так и группой факторов, вытекающих непосредственно из самой природы этой отрасли права.

  Во-первых, в числе процессов, влияющих на содержание административного права, можно назвать следующие:

  а) сокращение масштабов централизованного админисртативно-правового регулирования;

  б) существенное возрастание роли региональных регуляторов;

  в) усиление значимости рекомендательных норм;

  г) обеспечение реальной самостоятельности управленческих подразделений различных уровней;

  д) усиление контрольно-надзорной и правоохранительной, а не распорядительной, функций административного регулирования.

  Во-вторых, характеризуя служебную роль административного  права, следует принимать во внимание обстоятельства, вытекающие из самой его природы. Так, в связи с актуальностью проблемы правоохраны в условиях построения правового общества, административное право усиливает свои собственные юридические средства защиты от посягательств на правовой режим в сфере действия механизма исполнительной власти. Несоблюдение или недобросовестное выполнение административно-правовых норм влечет за собой приведение в действие предупредительных, пресекательных и карательных средств административно-принудительного характера. Особая роль среди них отводится институту административной ответственности, а также административного процесса. Важное значение имеет то обстоятельство, что   при помощи административной ответственности все в большей мере осуществляется защита не только управленческих отношений, но и многих других - например, финансовых, трудовых, природоохранительных и т.п.

  Наконец, во многих случаях, административное право  не только защищает иные общественные отношения, но и может выступать в качестве их регулятора. Так, действующее российское законодательство использует норма административного права для обеспечения должной урегулированности налоговых, земельных, трудовых  и иных отношений.

  Итак, административное право строгих  границ правового воздействия не имеет. В свою очередь, как уже отмечалось выше, сфера государственного управления не изолирована от действия норм других отраслей права. Следовательно,  возникает взаимодействие различных правовых отраслей.

  Наиболее  тесно административное право взаимодействует с конституционным (государственным) правом, которое закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования и т.п. В частности, конституционно провозглашенные права и свободы человека и гражданина (гл. 2 Конституции РФ) практически в значительной мере также реализуются через сферу государственного управления.

  Таким образом, административное право основывается на нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя при этом механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных звеньев системы  исполнительной власти, формы и методы государственно-управленческой деятельности, основы ее отраслевой, межотраслевой региональной и местной организации и т.п.

  Совместно с гражданским  правом административное право нередко регулирует внешнюю сторону сходных общественных отношений имущественного характера - в зависимости от преобладающего значения тех или иных элементов метода правового регулирования.

  Аналогично  решается вопрос и о соотношении  норм административного и трудового  права. В то же время наиболее сложно провести грань между, например, административным правом и такими отраслями права, как финансовое, земельное, природоохранительное (экологическое), предпринимательское. Механизм их соотношения таков, что фактически значительная часть отношений, отнесенных к предмету ведения названных отраслей, регулируется нормами административного права и свойственными ему правовыми средствами.

  Границы действия норм уголовного и административного права определяются характером и направленностью соответствующих запретов. 

    
 
 
 
 
 

  II. Административные правоотношения 

  Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву — регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием. Какие правоотношения регулирует административное право? Поскольку административное право — это самостоятельная отрасль правовой системы России, отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования. Именно предмет административного права составляют те отношения, о которых речь пойдет дальше.

  Административно-правовые отношения — это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

  Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.

  Однако  следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. К таким особенностям относятся:

  — права и обязанности  сторон данных отношений  связаны с деятельностью  исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной власти;

  — всегда одной из сторон в таких отношениях выступает субъект  административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);

  — административные правоотношения практически всегда возникают по инициативе одной из сторон;

Информация о работе Административное право. Административные правоотношения